Общество

Виктор Токмаков: «Тяга к старинным вещам исчезает: народ совсем не интересуется своей историей»

02.05.2014, 06:00
{Виктор Токмаков: «Тяга к старинным вещам исчезает: народ совсем не интересуется своей историей»} Молдавские Ведомости

Есть ли душа у старых вещей? «Думаю, да, - говорит Виктор Токмаков. - Каждая обладает своей энергетикой. Берешь в руки старинную вещицу и думаешь: кто ею обладал, кто создал? Это словно побывать в прошлом, ощутить себя его частью. Представьте, через какие бои прошла одна из старинных сабель из моей коллекции, чья кровь пролилась, кому досталась слава… Как не быть души у вещей?». 

 

Если так пойдет дальше - антиквариат станет невостребованным, считает президент Кишиневского клуба коллекционеров

 

 

У каждого из нас есть увлечения, но по-настоящему увлеченные люди – коллекционеры. Не исчезнет ли в людях страсть к коллекционированию  и интерес к старинным вещам на фоне деградации культуры? Об этом мы спросили президента Кишиневского клуба коллекционеров Виктора Токмакова.

 

Мужская страсть

 

- Расскажите, с чего началась история клуба?

 

- Клуб открылся еще в 60-х как филиал всесоюзного общества филателистов. В 70-х годах оно разделилось на общество филателистов и общество нумизматов. Нумизматы в конце 70-х стали кишиневским клубом коллекционеров (ККК), который объединяет сегодня еще и филокартистов, филуменистов, коллекционеров живописи, часов, оружия, фарфора и пр..

 

- Как проходят встречи коллекционеров?

 

- Мы арендуем помещение в гостинице «Кишинэу», где собираемся каждое воскресенье с девяти до двух часов. Обсуждаем проблемы, показываем свои коллекции, делимся опытом.

 

- Как стать членом клуба?

 

- По рекомендации одного из членов. Мы демократичны и всегда рады новичкам. Ценим людей не по социальному положению, а по эрудиции и преданности делу. Сейчас в клубе около ста коллекционеров.

 

- Есть среди них известные личности?

 

- Один из известнейших коллекционеров - учредитель Таможенного музея Петр Костин. Он собирает старинное холодное оружие, флаги, военную форму, древние орудия труда, монеты, иконы и др.. Не раз выставлялся в Молдове за рубежом, обладает множеством наград, попал в Книгу рекордов Гиннеса благодаря композиции в виде подковы, составленной из 3200 маленьких подков.

 

Известен в кругах коллекционеров Андрей Карпенко. Он - первый молдавский альпинист, взошедший на гору Эверест, собиратель старинных монет.

 

- Есть в нашей стране необычные коллекции?

 

- Многие коллекции со стороны кажутся необычными, но для знатока это дело всей жизни. Он расскажет, где и когда была создана вещь, кто ею владел и многое другое. Необычным занятием можно считать, наверное, собирание кукол, карандашей, телефонных карточек и жетонов, перьев для письма. Я, например, кроме основного увлечения, собираю еще и слоников.

 

- Виктор, с чего началась ваша страсть к коллекционированию?

 

- Страсть к коллекционированию есть у всех мужчин, и проявляется она с мальчишеских лет: хочется собирать монетки, марки… У кого-то это проходит, а кто-то посвящает этому жизнь. Как правило, коллекционированием чаще занимаются мужчины. И я не стал исключением. В детстве собирал марки, значки, потом серьезно занялся нумизматикой. Сейчас собираю молдавские монеты, которые были выпущены начиная сXIV века.

 

Мне нравится общаться с людьми, которые разделяют мои интересы, поэтому в 1995-м я возглавил клуб, и до сих пор никак не могу покинуть этот пост, хотя не раз поднимал вопрос.

 

У коллекционеров – те же проблемы, что и у культуры в целом

 

- Как финансируется работа клуба?

 

- Живем на членские взносы: 450 лей в год, пенсионерам, студентам, военнослужащим – скидка в 50 процентов. Это небольшие деньги, и не раз приходилось менять помещение, чтобы снизить расходы на аренду и услуги. Спонсоров нет, предлагают иной раз помещения, но нужно делать ремонт… По причине безденежья лет десять назад закрылся наш филиал - юношеский клуб коллекционеров. Его посещали и совсем маленькие детки, и подростки, увлеченные собиранием, изучением истории предметов. До сих пор неудобно перед детьми из-за того, что не смогли сохранить клуб.

 

-Вы общаетесь с коллегами из-за  рубежа?

 

- Редко. Чтобы вывезти коллекцию, нужно оформить массу документов, постоянно возникают недоразумения на таможне. По закону запрещен вывоз предметов, которым исполнилось 50  лет. То есть созданных в 1964 году – разве это настоящий антиквариат?

 

Правда, недавно принят закон о разделении антикварных вещей на три категории: сокровища, национальное достояние и прочее, что можно вывозить. Но закон не работает, так как нужно организовывать экспертизу, а на это денег у государства нет. Так что таможня по-прежнему пользуется старым законом.

 

При всем при этом мы стараемся не вариться в собственном соку. К примеру, Петр Костин с успехом представил коллекцию икон, оружия в Варшаве, Бухаресте, Будапеште и других городах.

 

- В каких акциях участвует клуб коллекционеров?

 

- В выставках, аукционах. У нас есть множество грамот. Недавно принимали участие в аукционе, посвященном детям с ограниченными возможностями. Представили различные антикварные вещи, и одну икону продали за 15 тысяч лей. Все  собранные деньги отдали в помощь  детям. В ходе благотворительной акции «Жизнь - не мелочь» показывали свои коллекции тяжелобольным ребятишкам.

 

За что музеи обижаются на знатоков

 

- А как ваш клуб коллекционеров сотрудничает с музеями?

 

- Помогаем организовывать выставки. В честь 20-летия создания молдавской национальной валюты устроили выставку монет, которые ходили на нашей территории начиная с античных времен. Экспозицию можно посмотреть  в национальном музее истории до конца мая, возможно, она будет там до осени из-за своей популярности.

 

Бывает, дарим что-то, продаем музеям. Они очень плохо финансируются и, когда люди приносят что-то на продажу, чаще всего не могут это купить, а потом обижаются на коллекционеров, у которых возможностей больше. Еще, к большому обоюдному сожалению, наши музеи не имеют права продавать и менять свои экспонаты. Даже когда есть несколько экземпляров одной вещи.

 

-Вы владелец антикварного магазина. Есть разница между коллекционированием и торговлей антиквариатом?

 

- Люди часто путают эти понятия. Коллекционер – не обязательно антиквар. Собирать можно все что угодно: марки, значки, кнопки, они не обязательно должны быть старинными и уникальными. А вот любой антиквар обязательно коллекционер.

 

- Как определяется степеньценности  предмета?

 

- Антиквариат – это то, что не повторяется, главный критерий – уникальность. А второстепенные факторы - древность, качество выполнения, насколько сохранился предмет, его красота, кто был владельцем и др..

 

Много раритетов, мало ценителей

 

- Много раритетов сохранилось на нашей территории?

 

- Огромное количество. У нас такое наслоение культур разных народов…   Кого только не было: греки, римляне, готы, татары, турки, венгры, славяне… Оружие, монеты, украшения, посуда - до сих пор все это находят.

 

- Сколько антикварных магазинов в Кишиневе?

 

- Четыре, наверное. На Западе антикварный бизнес третий в списке самых прибыльных. А у нас… Элита, обладающая деньгами, мало разбирается в искусстве, а средний класс хочет что-то купить, но не может.

 

- Что вы думаете по поводу закрытия книжного магазина «Букинист»?

 

- Печально. Я считаю, что такой магазин должен быть обязательно в цивилизованном городе, даже если это и не приносит большой прибыли.

 

Грабители и убийцы тоже охотятся за сокровищами 

 

- За рубежом антиквариат – органическая часть интерьеров. А у нас есть такие дома?

 

- У нас с этим очень плохо. У кого-то есть деньги, но нет вкуса и понятия о том, что ценность, а что подделка и кич. Иной раз видел роскошные дома, но как они обставлены – становится неловко за хозяев, отдавших огромные деньги за откровенную дешевку. Тех, кто и при деньгах, и в антиквариате разбирается, очень мало.

 

- Как охраняются коллекции?

 

- Так как у нас довольно криминогенный регион, то, конечно, владельцы коллекций опасаются и за свои вещи, но и за жизнь. Пару лет назад коллегу убили при ограблении, забрали антиквариат. Поэтому неудивительно, что коллекционеры не любят афишировать свое хобби.

 

Многие хранят ценности, арендуя  банковский сейф. Можно поставить свою коллекцию на государственный учет, тогда государство берется оберегать ее. Но это сложно осуществимо: нужна экспертная комиссия, но средств на ее создание нет.

 

- Коллекционеры оказывают услуги по экспертизе старинных вещей?

 

- Да, нас довольно часто приглашают музеи, галереи, какие-то частные владельцы антиквариата. Мы практики, мы не менее опытны, чем работники музеев.

 

- Насколько широк легальный рынок антиквариата?

 

- Все магазины, официально занимающиеся продажей антиквариата, являются частью легального рынка. Мы обязательно выдаем чеки, которые гарантируют покупателю возможность вернуть товар, в случае обнаружения подделки или скрытых дефектов. Если же покупателю нужны дополнительные подтверждения уникальности предмета - обращаемся в музей за заключением.

 

- А что вы думаете по поводу нелегальных продаж?

 

- Меня возмущает то, что в центре города у Органного зала, где изначально задумывалась торговля предметами народного творчества, сбывают сомнительный антиквариат, чаще всего поддельный, без лицензий,  документов на товар, чеков. Я знаю несколько случаев, когда из других стран приезжали гости и покупали подделки у уличных продавцов. Потом обиделись на сразу на всех… 

 

Культурный слой истончается

 

- Какова главная проблема антикваров и коллекционеров?

 

- С каждым годом интерес к коллекционированию, к антиквариату исчезает. В последнее время это особенно остро ощущается. Если так пойдет дальше - антиквариат станет совсем невостребованным.

 

В основном его покупают люди богатые, но кроме денежной стороны, есть и культурная. Народ совсем не хочет знать свою историю, свое прошлое. Приобретают вещи без всякого интереса к ним. Стареет наш клуб коллекционеров. Молодые люди практически не приходят. Их сейчас больше интересуют компьютерные игры и прочее.

Людмила ПОПОЗОГЛО

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    молдованя 11:19 : --- не согласен, что коллекционирование - это было и есть торговля. Лично я, если бы заполучил у какого-нибудь дедули детекторный радиоприемник образца 1925 года, никогда бы его не продал! Как можно торговать коллекцией? Меняться - пожалуйста!

  • x

    Коллекционерство всегда было и остается торговлей, которая ничего общего с "интересом народа к своей истории" , тем более к культуре не имеет. Токмаков жалуется, что его бизнес буксует и упрекает народ в невежестве А не перейти ли ему на бизнес с ранними огурцами?