Здоровье

Владимир Болокан: «Шансов попасть в список на пересадку органов в сто раз больше, чем шансов стать донором»

08.11.2022, 09:22
{Владимир Болокан: «Шансов попасть в список на пересадку органов в сто раз больше, чем шансов стать донором»} Молдавские Ведомости

В Молдове создают реестр лиц, отказавшихся стать посмертными донорами органов. О том, что это означает, рассказал директор агентства трансплантации Владимир Болокан в программе «Механизм действия» с Еленой Левицкой-Пахомовой на «НТВ-Молдова».

«Украли и пересадили? Это не так»

«Законопроект, который находится в парламенте, не имеет ничего общего с тем, что обсуждается в обществе, - сказал Болокан. - Наше законодательство имеет в этой области лакуны - вакуум, связанный с правом на лечение бесплодия.  

Обычно люди под трансплантацией понимают то, что  где-то орган украли и кому-то пересадили, как в кино. Это не так. Трансплантация – очень широкое поле действия медицины, оно включает в себя пересадку тканей, клеток в ходе искусственного оплодотворения. 23 директива Еврокомиссии об этом и говорит: репродуктивные клетки и все манипуляции с ними тоже являются трансплантацией».  

Путешествия репродуктивных клеток

Гость рассказал, что по закону №42 трасплантация включает в себя все, кроме репродуктивных клеток, и это  меняется: «И сам закон о репродуктивном здоровье устарел, потому что появляются новые техники, новые методы лечения».

Многие наши граждане с диагнозом бесплодие, живущие за границей, там заморозили  клетки, эмбрионы, сперму. Вернулись в Молдову,  назад приехать не могут, и все нужно начинать заново. А почему нельзя взять материал, который остался за рубежом, и привезти сюда? Пока для этого нет законодательной основы».

Владимир Болокан привел и такой пример. Человеку был поставлен онкологический диагноз, лечение может привести к бесплодию, а детей еще нет – и это логично, что пациент должен иметь право заморозить клетки. Но в  нашем законодательстве это не прописано.

«Теперь врачи будут обязаны говорить пациенту об этой опции, а он должен подписать документ об отказе или согласии. И если согласен, то мы, как регулятор, должны гарантировать сохранность его биологического материала».  

С внедрением нового законодательства в  2023 году появится ясность, убежден директор агентства. Медцентры, желающие предоставлять услуги ЭКО, должны будут соответствовать определенным стандартам.  «Эти стандарты уже есть, но их нужно доработать. Закон вступит в силу через шесть месяцев, за это время нужно доработать все. Особенно главный момент - отслеживаемость донорства яйцеклеток, спермы и т.д.»

База доноров спермы...

«Женщина хочет забеременеть, но у нее нет партнера. Она ищет донора. Будет создана наша, молдавская база данных доноров спермы. И такой момент: нелогично, чтобы от одного донора родилось сто детей, нужен лимит. По новому закону от одного донора не могут родиться более трех детей.     

Эта система должна работать четко. Если мать захочет, ее могут поставить в известность о том, кто отец ребенка. Мы должны учитывать не только юридические права человека, но и моральную составляющую».

... И яйцеклеток

Что делать, если женщина хочет родить, но у нее не вырабатываются яйцеклетки?

«Сейчас донором может быть только родственница. Но тут возникает моральная проблема. К примеру, в семье две дочери, одна не может иметь детей, у другой все нормально. И родственники начинают давить на сестру, чтобы помогла. А если нет сестры? Тогда есть друзья... Но сейчас в этом процессе полная неразбериха. Мы хотим создать и банк яйцеклеток, в законе расписан механизм донорства.

Например, когда проводится ЭКО, идет забор нескольких яйцеклеток. Используют, к примеру, три, а две остаются замороженными. Либо человек после процедуры подписывает соглашение об их изъятии и уничтожении, либо делится с другими людьми. За рубежом этот механизм работает, и наши люди пока едут туда».  

«Чтобы стать донором яйцеклетки, нужно пройти очень тяжелую процедуру, - говорит Владимир Болокан. - Маловероятно, что кто-то предложит свою яйцеклетку. Нет этого и за рубежом: там все хранящиеся яйцеклетки – те, которые остались после другой процедуры. К сожалению, брали и наших девочек, и девочек с Украины, превращали в дойных коров для забора яйцеклеток».   

Гиперэтические проблемы

Болокан подчеркнул, что закон запрещает выбирать для ребенка пол, цвет глаз, волос и т.д.. Получилась девочка – ты не имеешь права отказаться и требовать  мальчика. Еще в 2003 году парламент Молдовы подписал конвенцию, запрещающую выбор пола и селективный аборт. Аборт разрешается только в случае медицинских показаний.

«Я уверен, что мы учли практически все возможные результаты бесконечного числа действий. Единственное, что не обсудили, потому что очень сложные вопросы, – суррогатное материнство и  использование пост мортем замороженного материала. Эти гиперэтические вопросы в нынешний пакет изменений не вошли, потому что для них нужно создавать отдельные рабочие группы».

Реестр доноров – или реестр отказавшихся от донорства?

Должен появиться некий реестр, в который люди, не желающие отдавать органы после смерти, должны написать заявление. Разговор об этом реестре зашел только сейчас?

«Среди государств, входящих в Совет Европы, только три не имеют реестра потенциальных доноров и отказов - Молдова, Словения и Швеция. Страны выбирают: либо есть реестр потенциальных доноров, которые этого пожелали при жизни, либо есть реестр отказов. 22 страны имеют реестр отказов, 11 стран – реестр согласия.

Мировой лидер в трансплантологии – Испания, хорошо поставлено дело в Белоруссии. В обеих странах ведут реестр отказов. У нас панику подняли люди, которые привыкли бороться.

Идея реестра - не сегодняшняя законодательная инициатива. В законе №42 от 2008 года, 13 статья, сказано: человек становится донором, если при жизни сказал «да».  Если сказал «нет» - не может стать донором. И если неизвестно, было ли согласие, нужно спросить у родственников.

Два года уйдут на создание реестра, он получит юридическую силу в 2025 году и будет постоянно обновляться».

Родственники отказываются  в 70 процентах случаев

Владимир Болокан объяснил, что на первом этапе трансплантологии после 2008 года была сконцентрирована на создании реестра доноров. Если человек решил подарить свою почку или половину печени родственнику - он появляется в базе данных: «Мы должны следить за его здоровьем, у него пожизненный полис и т.д.. Также есть список доноров после констатации смерти головного мозга, по желанию родственников. Законодательно можно брать органы только после смерти головного мозга. Возвращение к жизни невозможно, но органы работают на автомате, пока не истощится их резерв.  Чаще всего смерть мозга наступает в результате ДТП, после инсульта, травмы основания черепа. В 2021 году было 11 таких случаев. Шансов попасть в лист ожидания на пересадку в сто раз больше, чем стать донором».

«Чтобы определиться с людьми, которые не находятся в реестре отказов, мы  проводим интервью с семьей. Родственники отказываются  в 70 процентах случаев, то из 11 – только три случая донорства. Если родственников  нет – органы брать нельзя. Любая операция трансплантации отслеживается».

Европа вызывает на ковер

Владимир Болокан признался, что его вызывают на ковер два раза в год в Совет Европы, раз в год в Еврокомиссию: «Ведется строгий контроль, чтобы не было случаев трафика, нелегальных процедур. Я отчитываюсь по поводу законодательных изменений. И нынешний закон консультировали европейцы. Кстати, нам завидуют братья-румыны, у нас он более разумен».

Есть и такая проблема: в какой-то стране появился донор, но нет реципиента, нет совместимости. Органы выбросить? Создана международная система трансплантологии из 19 стран, Молдова к ней присоединится с 1 января 2023 года, но фактически уже там. В международный реестр включены молдаване, которым были сделаны операции пересадки в других государствах. Они становятся на учет в агентстве». 

Средняя продолжительность жизни  после трансплантации - более 25 лет

Сейчас в Молдове в очереди на пересадку печени - 50 человек, почки – 22, 1053 пациента проходят диализ. 223 человека живут с пересаженными органами, средняя продолжительность жизни  после трансплантации - более 25 лет.   

«В 2021 году мы сделали первый успешный трансплант печени ребенку года и восьми месяцев, - поделился успехом директор. -  Донор - мать. Мы готовы решать все вопросы пересадки печени у детей. Молдова тратит около 20 миллионов лей в год на медикаментозное лечение пациентов после трансплантации. Расход медикаментов - под строжайшим контролем.

Марина ЛАВРОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    I actually wanted to type a message to be able to say thanks to you for the stunning tactics you are sharing here. My prolonged internet investigation has at the end been recognized with wonderful know-how to talk about with my friends. I 'd state that that most of us visitors actually are very endowed to exist in a very good place with very many wonderful people with very helpful plans. I feel somewhat blessed to have seen the webpages and look forward to tons of more enjoyable moments reading here. Thanks a lot once more for all the details.
    cheap jordans http://www.cheapjordanss.us.com

  • x

    My husband and i felt joyous Chris managed to complete his basic research by way of the precious recommendations he had from your own site. It's not at all simplistic just to continually be giving away secrets and techniques which usually the others might have been trying to sell. And now we fully understand we now have you to give thanks to because of that. Those explanations you've made, the straightforward website menu, the friendships you can make it easier to create - it's all remarkable, and it is making our son and the family understand the subject is interesting, and that's unbelievably indispensable. Thank you for all the pieces!
    westbrook shoes http://www.russellwestbrookshoes.us