Общество

Власть нашла новый «пылесос» для грантов

19.05.2017, 06:00
{Власть нашла новый «пылесос» для грантов} Молдавские Ведомости

Молдова в 90-х уменьшила выбросы парниковых газов путем полной деиндустриализации и теперь хочет получить за это деньги

Депутаты приняли закон о ратификации Парижского соглашения (Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 12 декабря 2015 года). Молдова обязана сократить до 2030 года не менее чем на 67 процентов общий объем парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года. На это уйдет более 300 миллионов долларов, но Кишинев получит доступ к международным фондам поддержки мер снижения глобального потепления. Подписал соглашение премьер-министр Павел Филип в Нью-Йорке, где был в сентябре.

С 1990 года Молдова уже уменьшила выбросы парниковых газов на 64 процента, но не получила ни одного гранта. Что дальше? Об этом «МВ» рассказал Сергей Унгуряну, эксперт по вопросам энергетики и окружающей среды.

 

- Как Молдова выполнила обязательства, которые позволяют получать гранты ООН?

- Наше участие в загрязнении атмосферы ничтожно: выбросы парниковых газов составляют 0,023 процента мирового объема. От этого количества не растают льды.

Все страны исчисляют показатели уменьшения выбросов в сравнении с 90-ми, так, Европа поставила себе задачу «20-20-20»: к 2020 году снизить на 20 процентов выбросы и на 20 процентов увеличить производство энергии из возобновляемых источников. Молдова в 90-х уже уменьшила выбросы путем полной деиндустриализации, уменьшения потребления электро- и теплоэнергии для бытовых нужд. Получается, мы уже втрое превзошла обязательства Европы.

На снижение уровня выбросов все страны получают деньги из международного фонда изменения климата ООН. 300 миллионов долларов, которые Кишинев планирует получить, не решат всех вопросов. Каждый проект производства энергии из возобновляемых источников стоит дорого. Но так мы притянем гранты.

 

- Представляя проект закона в парламенте, министр окружающей среды Валериу Мунтяну призвал отказаться от автомобилей и поощрять владельцев экомашин, напомнив, что Германия обязалась исключить дизельные двигатели к 2030 году.

- Эти меры могут позволить себе страны, где есть свои производственные мощности. Если мы начнем импортировать электромобили, новые двигатели - увеличим стоимость товаров и услуг, так как в цену закладывается 7-15 процентов стоимости транспорта и его обслуживания. Это приведет к новому витку вывода валюты из страны.

Но можно, например, повысить энергоэффективность. Самое большое количество энергии тратится на обогрев зданий. Промышленность потребляет менее 45 процентов теплоэнергии. Решить вопрос можно путем изоляции домов, замены окон, использования более экологичного газа вместо угля. У нас есть мини-котельные на угле – можно перевести их на биотопливо.

Но на биотопливе делают нечестный бизнес. Раньше сырье оставляли на поле и сжигали - сейчас искусственно завышают цены. Тонна брикетов из биомассы стоила 1800 лей - сейчас  до 3000 лей. Некоторые школы вынуждены вновь переходить на газ.

У нас расходы на горячее водоснабжение можно полностью покрыть за счет солнечных коллекторов в школах, больницах, детсадах, в большинстве жилых домов. За последние десять лет цена на такое оборудование упала на 50-60 процентов, энергоэффективность повысилась до 75-80 процентов. Хуже дела с производством электричества при помощи солнца: только 18-20 процентов солнечного тепла превращается в электроэнергию.

Ограничивают использование возобновляемых источников наши законы. Так, стоимость турбины ветровой энергии в один миллион евро увеличивается на 200 тысяч евро из-за налогов. Налоги закладываются в тарифы, так государство косвенно повышает тарифы на электроэнергию для общества. В итоге производство ветровой энергии ограничено мегаваттными установками в Единцах и Фалештах.  

 

- Министр обратил внимание на транспорт как основной источник выброса газов. Если ли пути снижения этих выбросов?

- Выбросы парниковых газов от автомобилей аккумулируются на местном уровне. Наибольшая проблема в Кишиневе. С установлением ограничителей скорости («лежачих полицейских») она возросла.

Приобретая ограничители, примэрия не соблюдала стандарт самих лент и мест, где они могут быть установлены. Купили по дешевке вместо ленты шириной 3,5 м узкую в 60 см на 9,5 миллиона лей. На 4 миллиона уже установили. Каждый раз, когда водитель увеличивает скорость, уходит больше топлива, увеличивается выброс.

В США выяснили, что после установки таких ограничителей в Портленде выбросы повысились на 22-30 процентов. В Кишиневе этот факт подтверждается данными о возросшем потреблении топлива на 100 километров пробега. Хотели защитить пешеходов – но еще больше им навредили, а ведь у нас и так самая большая онкобольница в СНГ, самый большой показатель болезней дыхательных путей.

Падение авто после переезда узкой ленты вредно для здоровья позвоночника водителей,  пассажиров. При ширине ленты 3,5 м такого нет. Закупки шли без тендера, стоимость одного «лежачего полицейского» - 20 тысяч лей.

Другая проблема связана с тем, что измерительные приборы, определяющие количество вредных примесей в выхлопных газах, не соответствуют международным стандартам. При ежегодной технической аттестации по закону нужно провести более 300 замеров. На проверку одного автомобиля уйдут сутки.

Решить эту проблему можно, улучшив качество топлива. С 2010 года закон обязует импортеров включать в состав бензина до 10 процентов биоэтанола, в состав дизтоплива – 10-15 процентов биодизеля. Биодобавки позволили бы снизить количество выбросов парниковых газов на 10 процентов. Но закон не исполняется. Более того, производители биоэтанола почти всю свою продукцию экспортируют, крупные игроки на рынке топлива не заключают с ними контрактов.

 

- Сможет ли Молдова сама найти 300 миллионов долларов?

 - Это декларативная сумма, минфин будет настаивать на ее пересмотре. Есть и другие стратегии, которые подразумевают большие затраты, но никто их не выполняет.

У нас около семи энергетических стратегий, ни одна не выполнена более чем на треть. К тому же везде, где госзакупки, есть риск коррупции. Лучше будет, если эти программы внедрят на условиях международных организаций.

 

- Есть ли у нас программа сохранения лесов?

- За последние 150 лет уровень СО2 на планете вырос с 250 до 380 частей на миллион. Критический - 450 частей. Одно из решений проблемы – облесение. Есть программы прекращения вырубки лесов в Амазонской сельве и а других районах. В Молдове площадь лесов - 10-11 процентов, европейские нормы - 25. У нас нет программ доведения лесистости до нужного уровня.

Записала Марина ТИМОТИН 

Комментарии (0) Добавить комментарии