Экономика

Власть прижимает тех, у кого суп жидкий

19.02.2016, 06:00
{Власть прижимает тех, у кого суп жидкий} Молдавские Ведомости

Налоговый кодекс не предусматривает акцизов на бриллианты, а мизерная ставка акциза на золото вообще не индексируется

Как известно, акциз - это косвенный налог на потребление, устанавливаемый в конкретных размерахна единицу товара либо в процентах к его оптовой цене (адвалорная ставка). Он не связан со стоимостью товара, с затратами на производство, а лишь зависит от целей налогообложения и потребностей бюджета. Например, акцизы на нефтепродукты - главный источник наполнения дорожного фонда. Табачные изделия, приводящие к снижению совокупного здоровья граждан, с одной стороны, облагаются этим налогом с тем, чтобы сдерживать влечение к пагубному пристрастию более высокой ценой в рознице, с другой – в какой-то мере за счёт собранных средств компенсировать затраты на здравоохранение. Алкоголь, ювелирные изделия и некоторые «элитарные» продукты питания рассматриваются как определённоеизлишество. И здесь акциз можно отнести к некой форме налога на роскошь.

Но в нашей стране практика установления размеров отдельныхакцизов зачастую весьма далека от элементарной логики. Наглядный пример - сопоставление сложившейся системы налогообложения на такие дорогостоящие товары, как икра и ювелирные изделия. Уникальные драгоценности может себе позволить далеко не каждый, а красная и чёрная икра у нас с незапамятных времён считается символом достатка. И поскольку для неё действующаяставка акциза - 25 процентов от стоимости (как и на заменители икры), плюс к этому 20-процентный НДС, то в итоге в бюджет отчисляется ровно одна треть от той суммы, которую оплачивает покупатель деликатеса. Проблем с индексацией этого акциза нет: отчисления в казну растутсинхронно по мере роста оптовых цен.

В принципе, с этой ставкой можно было бы не сильно заморачиваться. Как говорится, семь лет мак не родил – и голода не было. Если бы не одно но… Торговля предлагает широкий спектр икорной продукции, но днем с огнём не найдешь икру осетровых. Во-первых, этих реликтовых пород рыбы в мире практически, не осталось – добраконьерствовались, плотинами гидроэлектростанций перекрыли доступ к нерестилищам. А, во-вторых, во многих странах вылов этих рыб либо крайне ограничен, либо вообще запрещён.

Чем меньше предложение, тем выше спрос и цена. Но одно дело, когда кто-то желает подчеркнуть свой статус человека, у которого жизнь задалась. И совсем другое, когда остро встаёт вопрос о восстановлении здоровья. Конечно, деликатесную черную икру нельзя считать лекарством, но она общепризнанно рассматривается как уникальное общеукрепляющее и профилактическое средство. Еёрекомендуют людям, ослабленным тяжелыми болезнями, операциями, при малокровии и низком содержании гемоглобина, беременным, назначают пациентам во время реабилитации, прописывают больным раком.

Бизнес, прочувствовав эту проблему, в 2006 году с нуля создал в Тирасполе предприятие по разведению осетровых рыб. И это не производство примитивного сырья или изготовление продукции по документации зарубежных заказчиков и давальческим схемам с минимальной добавленной стоимостью, на которые кардинально подсела национальная экономика, а высокотехнологичное и наукоемкое производство с высокими экологическими параметрами. Одних инвестиций вложено около 20 миллионов долларов.

Прежде всего, это полносистемное рыбоводноехозяйство, включающее все этапы производства от оплодотворения икры до конечной продукции с годовым производством 50 тонн товарной рыбы (стерлядь, русский осётр, белуга и их гибриды бестер и остер)и 5 тонн пищевой икры в год. Плюс к этому совместно с институтом зоологии Академии наук Молдовы предприятие приняло участие в экологическом проекте восполненияестественной популяции осетровых видов рыб в реке Днестр. Выпущено в районе Дубоссарской ГЭС около 50тысяч молоди русского осетра.

Характерно, что река Днестр практически, не задействована: замкнутые рыбоводные мощности осуществляют водообеспечение из артезианских скважин, а самовыращивание рыбы происходитпри незначительной подпитке свежей водой на уровне всего-то около 3 процентов в сутки от общего циркулирующего объема.  Сброс отработанных вод в канализационную систему Тирасполя идет через систему отстойников, где происходит естественная очистка и необходимая фильтрация. Да и кормане местного производства, а класса премиум фирмы СОPPENS (Нидерланды).

На предприятии внедрена система HACCP,MC ISO 22000-2005, FSSC 22000. Санитарный надзор осуществляется ветеринарной службой Анений-Ной. Вся продукция сертифицируется согласно требованиям законодательства РМ.

Казалось бы, импорт икры осетровых уже давно не осуществляется, и тут бы кардинально снизить ставку акциза или вообще её обнулить с тем, чтобы гражданам Молдовы облегчить доступ к этому продукту. Ан нет…

В результате трёмкишинёвским компаниям "47th Parallel”, VK M "Trade” и "Dufremol за 2014 год было отгружено всего-то 53 кг чёрной икры. (За 2015 год пока нет данных). Зато частным лицам прямо в Тирасполе её было реализовано 220 кг. И это понятно: нет ни молдавского акциза, ни НДС. Остальная икра ушла на экспорт, спрос на неё только растёт. А государственный бюджет нашей страны, как и потенциальные покупатели, в итоге остались ни с чем.

А теперь рассмотрим ситуацию с ювелирными изделиямииз драгоценных металлов. На них,за исключением серебряных,установлен акциз в размере всего-то 35,54 лея за грамм: впятеро меньше акциза на икру. А то, что стоимость одного грамма золота кардинально отличается в зависимости от пробы, никого особо не смущает, как и то, что помимо золота есть ещё платина и палладий со своими зашкаливающими котировками. И чем больше меди и других дешёвых примесей в изделии - тем его цена, естественно, меньше, а удельный вес акциза в конечной стоимости украшения при такой акцизной политике получается выше.

Именно поэтому возникает убеждение в том, что такой механизм целенаправленно пролоббирован с тем, чтобы за действительно дорогостоящиеи даже раритетные экземпляры в государственную казну поступали бы чисто символические суммы. Тем более, что Налоговым кодексом вообще не предусмотрены акцизы на бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные и полудрагоценные камни.Следует добавить и то, что уже много лет подряд, включая и 2016 год, нынешняя мизерная ставка акциза вообще не индексировалась! Вот и получается, что власть по максимуму стимулирует доступ к предметам роскоши. На фоне этого все разговоры о введении уже в недалёком будущем налога на роскошь по факту являются не более чем банальным фарисейством.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики
Национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (1) Добавить комментарии