Политика

"Вокруг стульев как шакалы расхаживали концессионеры..."

16.01.2015, 06:00
{"Вокруг стульев как шакалы расхаживали концессионеры..."} Молдавские Ведомости

"… Концессионеры оживились. – Может быть, рискнем? – сказал вдруг Остап, невольно приближаясь к стульям. – Вы – два, и я – два, и – ходу! А? Хорошо бы...".

Илья Ильф, Евгений Петров, «Двенадцать стульев»



Переговоры по созданию правящей коалиции не завершатся и на этой неделе.
Прошло полтора месяца со дня парламентских выборов, но до сих пор нет ни законодательной, ни исполнительной власти. Собственно, никто всерьез и не обещал, что коалиция сформируется на этой неделе, а один из лидеров ДПМ Думитру Дьяков прямо сказал: завершается создание соглашения о коалиции, но к переговорам о разделе главных должностей еще не приступали. В переводе на простой язык это означает: кто-то, может, и пишет текст никому не нужного соглашения, но споры вокруг раздела главных кресел зашли в тупик.  Народ безмолвствует, но в глубине души понимает, что его опять обманули. А чего вы еще ожидали, голосуя за тройку ЛДПМ-ДПМ-ЛП?

С одной стороны, раздаются неуверенные заверения в том, что на субботу, 17 января, может быть назначено первое заседание парламента, так как она будет официальным рабочим днем. Но  другие участники переговоров не столь оптимистичны. 

В пятницу продолжатся переговоры ЛДПМ и ДПМ как с либералами, так и с коммунистами. Председатель ПКРМ Владимир Воронин заявил в четверг, что коммунисты готовы сотрудничать с проевропейскими партиями в парламенте, не обсуждая вопрос о создании альянса. «Мы не используем такие термины, как коалиция, альянс или блок, и ни при каких обстоятельствах не станем создавать коалицию с проевропейскими партиями, - сказал Воронин. - Но решить проблему и поддержать работу парламента и других органов власти просто обязаны». По его словам, консультации с ЛДПМ и ДПМ направлены на «разработку механизма, который позволил бы парламенту начать работу и сформировать правительство».

Председатель ЛП Михай Гимпу не знает даже того, где и когда состоятся переговоры. В среду, 14 января, они не состоялись, «потому что, вероятно, представители двух других партий должны были подумать». «У нас были дискуссии о программе и проблемах страны, - сказал Гимпу в интервью Инфотаг. - После обсуждения они должны были дать нам ответ, которого мы ждем, по таким проблемам, как «ВЕМ», аэропорт, единые таможенные посты, финансирование партий и деполитизация правоохранительных органов. Одной из проблем является и вступление в НАТО. Мы должны найти консенсус, так как в их программах нет таких пунктов, а у ЛП – есть».

Еще недавно Гимпу четко говорил, что хочет быть президентом, но сейчас это опровергает: «Чтобы было ясно: я не хочу быть президентом! - написал Гимпу на своей странице в Facebook. - Я хочу «BЕМ», потому что президент только раздает медали и ордена, а «BЕМ» дает миллиарды. Я хочу только 17 миллиардов лей - и все. Много? Не думаю!». 

И все же можно предположить, что основной торг идет за должность президента. Суть в том, что должность главы государства дает иммунитет на протяжение восьми лет. А он очень нужен основным игрокам, за плечами которых – много чего. Среди основных претендентов трое Владимиров: Филат, Плахотнюк и Воронин. Гимпу исключен из числа пайщиков-концессионеров, и ему остается лишь делать заявления для прессы о том, что он милостиво соглашается занять пост генпрокурора (это дает защиту от наказания в масштабах всей Либеральной партии).  ДПМ, впрочем, не собирается выпускать из своих цепких лап этот пост. На контроль за другими силовыми структурами претендуют и прочие «концессионеры». Либералы угрожают уйти в глухую оппозицию, если им ничего не перепадет. В ответ на шантаж Гимпу либерал-демократы и демократы стали заигрывать с коммунистами.

Видимо, поэтому Николае Тимофти издал четвертый указ о продлении срока охраны Воронина за счет государства! Право на эту льготу у него истекло 31 декабря 2013 года. По закону бывшие президенты могут пользоваться служебной машиной, охраной и иммунитетом четыре года после истечения их мандата. Однако закон дает главе государства право продлевать срок защиты бывших высокопоставленных чиновников. Таким образом, в парламентской республике должность президента интересна только с одной стороны: она дает возможность уйти от наказания за любое преступление. 

Вокруг дележа портфелей в парламенте, в правительстве и в силовых структурах развернулась ожесточенная война, в которой каждая сторона хочет урвать кусок пожирнее. Не участвуют в этой возне социалисты, получившие наибольшее количество мандатов. Они с самого начала четко заявили о своей принципиальной позиции: не входить в коалицию с проевропейскими партиями.

Пыл борцов за президентское кресло не остудило даже принятое недавно решение Европейского суда по правам человека о том, что действующий президент не обладает абсолютным иммунитетом. Решение касается искового заявления против лидера ПКРМ Воронина. Он обвинен в том, что в бытность президентом выступал с клеветническими заявлениями. ЕСПЧ впервые вынес решение по делу о неприкосновенности действующего главы государства.

В Страсбургский суд десять лет назад обратились находящиеся в оппозиции  к власти политики Виталия Павличенко и Серафим Урекян. Они пожаловались на то, что в 2004 и 2007 годах Воронин публично оклеветал их, а суды отклонили иски, мотивируя это неприкосновенностью и абсолютным иммунитетом главы государства, не отвечающего по закону за свои публичные высказывания.

Впрочем, решение ЕСПЧ проевропейской коалиции не указ. В Молдове свои правила. Ворон ворону глаз не выклюет. Лишь однажды у нас пытались лишить экс-президента неприкосновенности. Осенью 2010 года временно исполняющий обязанности главы государства, спикер парламента Михай Гимпу зачитал сообщение генпрокуратуры о том, что Воронин нарушил УК, допустив служебную халатность во время беспорядков 7 апреля 2009 года, что повлекло за собой смерть человека и иные последствия. По мнению прокуроров, Воронин пренебрег своими обязанностями, находясь на посту президента и возглавляя Совет безопасности. Однако Владимир Николаевич не испугался.

Какова же процедура отставки президента?

Глава государства у нас может быть отстранен от должности двумя третями голосов депутатов парламента в случае совершения тяжкого деяния и нарушения Конституции. Вспомним, сколько раз это делал Тимофти, противореча Основному Закону в том, что касается названия государственного языка, нейтралитета страны, соблюдения прав этнических   меньшинств… И ничем при этом не рисковал. 

Далее процедура такова. Предложение об отстранении от должности должно быть незамедлительно доведено до сведения президента. Он может дать парламенту объяснения. А в случае утверждения предложения об отстранении от должности не более чем в 30-дневный срок проводится референдум по вопросу об отстранении президента.

Примерно по тому же сценарию можно объявить импичмент главе государства во всех странах СНГ за исключением Узбекистана, где президент уходит в отставку только по истечении срока своих полномочий. В конституциях стран бывшего Союза дается исчерпывающий перечень оснований импичмента: государственная измена, тяжкие преступления, грубые нарушения конституции и нарушение присяги, которые не могут толковаться расширительно.

Законодательство об иммунитете бывших глав государств тоже повсюду разное. В США, к примеру, после ухода из Белого дома президент лишается иммунитета, но до конца жизни пользуется привилегиями: пенсия, средства на содержание помощников, советников и обслуживающего персонала.

Во Франции бывший президент может стать пожизненным членом Конституционного совета, что дает юридическую неприкосновенность при условии, что он откажется от политической деятельности и не будет претендовать на выборные должности.

Президент Чехии освобожден от уголовного преследования за преступления, совершенные в период пребывания в должности.

Президента России, прекратившего исполнение полномочий, нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период президентства. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключение составляют тяжкие преступления в период исполнения президентских полномочий при условии возбуждения уголовного дела.

Как видим, есть за что побороться. Лукавит Гимпу, представляя дела так, что быть президентом означает лишь навешивать ордена. В нашей стране быть главой государства означает иметь возможность покрыть все прошлые грехи, от разграбления банков до ликвидации самого государства.

Кстати, если не будет Республики Молдова, некому будет преследовать по закону людей, ее разграбивших и демонтировавших. Может, в этом – объяснение всего того, что происходит в последние годы? 

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии