Общество

Воздух Наславчи лечит постковидные состояния

21.04.2021, 09:40
{Воздух Наславчи лечит постковидные состояния } Молдавские Ведомости

Наславча – самая северная точка на карте нашей страны. Название села, расположенного в Окницком районе, происходит от известной когда-то на всю округу водяной мельницы, упоминаемой еще в первой половине XV века.

Это удивительной красоты уголок, расположенный на берегу Днестра в холмистой местности, где немало памятников природы и множество родников с кристально чистой водой и реликтовыми растениями. В этих же местах находится Карпов яр – палеонтологический памятник природы. Особенность Наславчи - минералогическое богатство: благодаря тектоническим разломам здесь обнажаются самые разнообразные породы, вызывающие интерес ученых.

Заповедный уголок не так давно открыл для переболевших ковидом бывший депутат Александр Петков, который восстанавливается здесь после тяжелой болезни.

Кислород - бесплатно!

«Братья и сестры-постCOVIDники, рекомендую настоятельно место для реабилитации! – пишет Петков на своей странице в Facebook. - Наславча! Молдавская Швейцария! Здесь кислород бесплатно и в обмен на полезные физические нагрузки. И даже не пытайтесь меня переубедить: вряд ли у нас есть места с более чистым воздухом».

«Абсолютно заповедные места! Здесь нет опостылевшей для остальной Молдовы «санитарной вырубки». Здесь, как в национальных парках США, абсолютно нетронутая природа. То, что вы видите, не людские тропы, а тропы диких животных. Причем, судя по следам, очень даже интересных. Кругом, притоки Днестра, каньоны и мысы, диковинные птицы и растения...».

Так Петков описывает местность выше по течению от плотины Нижнеднестровской ГЭС.

«Страна благодарных потомков»?

Попив лечебного козьего молока и набравшись сил, Александр отправился исследовать более отдаленные окрестности Наславчи. И его радужное настроение вмиг улетучилось. Он приходит к выводу, что красивейшее молдавское село - не только неповторимые пейзажи: «Это еще и сопровождающее нас по всем городам и селам человеческое безразличие к экологии. Природные памятники загажены всеубивающим пластиком и строительным мусором далеко не инопланетянами. Далее все это идет в Днестр».

«Местные неоднократно жаловались примару, убеждая его применить свою власть для справедливого наказания варваров, оказалось - бесполезно, примар лишь преуспел поменять плахотнюковскую ДПМ на околододоновское окружение», - с сожалением констатировал журналист.

Даже исторический колодец «Фынтына Кадыней» в Липнике у поля, на котором Штефан чел Маре разбил татар 550 лет назад, удалось обнаружить лишь благодаря местной свалке, которая служит ориентиром. Хорошо еще, что местные жители памятный знак здесь оставили.

«Ну, что, «славные потомки Штефана чел Маре», не стыдно? – иронизирует  Петков. - Конечно, цветы возлагать на камеры к памятнику в центре Кишинева гораздо удобнее - там нет грязи и есть асфальт! А здесь бездорожье и грязь!».

Почему наши пограничники защищают чужой объект

Но не во все места открыт доступ в окрестностях Наславчи, сделал для себя открытие Александр Петков. Недавно пограничная полиция Молдовы решила запретить не только доступ в район ГЭС, но и любой вид съемки объекта. И этот запрет действителен даже при наличии законно полученного разрешения на нахождение в пограничной зоне.

Журналист убежден, что запрет введен по требованию украинцев, недовольных повышенным вниманием молдавского общества к незаконным действиям соседей, которые намерены увеличить мощность каскада ГЭС на Днестре, что уничтожит реку.

Петков рассказал, что 12 апреля в окницком подразделении пограничной полиции им был официально получен пропуск, позволяющий находиться в погранзоне в дневное время суток. Несмотря на это, 13 апреля сотрудники погранполиции Молдовы запретили ему доступ, сославшись на «наличие стратегического объекта в виде ГЭС».

Этот факт до глубины души возмутил Петкова: «В эти уникальные места не запрещать доступ надо, а всячески способствовать цивилизованным экскурсиям для познанию родного края. Здесь, очевидно, должна быть база биофака МолдГУ, а не запретная зона по примеру советской пограничной системы. Но нет, власть не заинтересована в том, чтобы как можно больше граждан Молдовы могли воочию убедиться в уголовном преступлении, совершенном Филатом, Лянкэ и Поповым в 2010 году, когда премьер Филат и его украинская коллега Тимошенко в условиях секретности подписали протокол к соглашению о регламентации прав собственности. Он подтверждает право собственности Украины на Днестровскую ГАЭС, часть которой располагается на территории Молдовы, а также на 17,35 га прилегающих земель вблизи молдавского села Наславча».

Взамен Украина тогда признала право собственности Молдовы на два карьера по добыче камня – в Черновцах и Первомайске: «Интересно, кому они сегодня принадлежат? С тех пор по просьбе украинской стороны наши пограничники охраняют украинский стратегический объект. И никого – ни в нашем парламенте, ни в правительстве - не интересует то, что реализация планов Украины рискует уничтожить главный и единственный  водный источник Молдовы.

«В этой связи, как гражданин Молдовы (исключительно Молдовы!), уверен, что имею право спросить молдавских стражей границы: вы на кого работаете, господа, получая зарплату от молдавских налогоплательщиков? – резюмирует Петков. - На чьё государство? И стоит ли еще задаваться вопросом, каким образом вы обеспечили (именно обеспечили) переправу через молдо-украинскую границу украинского судью Чауса?».

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии