Общество

Чем пахнут ремесла

04.10.2013
{Чем пахнут ремесла} Молдавские Ведомости
но освоил их и привык, потому что каждое вакантное место сейчас – на вес золота. Не все стали врачами, юристами и программистами, да еще и полиглотами. Кому-то повезло меньше - приходиться работать на нищенскую зарплату и нюхать, в прямом смысле, чужие экскременты.
 
Профессии, о которых хочется кричать
 
Помните детский стишок Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», начинающийся со строк «У каждого дела запах особый»? А стихи «Кем быть?» Маяковского - «Все работы хороши, выбирай на вкус!»… Нас учили тому, что любая работа имеет свои плюсы и каждая важна. Так-то оно так, но работа работе – рознь, и главные различия – в условиях труда и зарплате. На всех чистеньких светлых кабинетов не хватает, поэтому один ездит на заработки, а другой у себя дома находит работу, о которой в детстве точно не мечтал. Например, ассенизатора. Наверняка вы знаете, кто это -  чистильщик канализации и туалетов. Работа жизненно необходимая, хотя и… как бы это деликатно выразиться?..
 
Казалось бы, компенсировать издержки нелегкой и неприятно пахнущей профессии должна хорошая зарплата, но так ли это? Я поговорила с представителями нескольких профессий, достойных того, чтобы о них не писать, а кричать. Хотя каждый из нас сталкивался с подобными специалистами, но мало кто знает эту работу изнутри.
 
«Туалетный работник»
 
Так в одном детском фильме называет себя ассенизатор, помните? Ассенизатор – чистильщик туалетов, канализации, в переводе – «оздоровитель», в старину – «золотарь». Видели  ли вы, как ассенизаторская машина, обычно синего цвета, с цистерной позади и специальным шлангом, откачивает нечистоты? Проходя мимо, прохожие отворачиваются и закрывают нос, пугаясь неприятного запаха. А вот рабочие - водитель и ассенизатор - всю эту работу делают не один раз в день, и без респираторов! А потом ведь еще и саму машину нужно промывать, шланг чистить. Если забивается - надо крепко  повозиться…
 
Занимаются чисткой дворовых туалетов в городах – муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в некоторых населенных пунктах - и предприятия «ApaCanal». Если честно, я даже не знала, как заговорить на эту тему с рабочими МП ЖКХ Чадыр-Лунги.  Но водитель ассенизаторской машины оказался очень добродушным и с юмором. «Работаем, а что делать, другой работы нет, - пожал он плечами. - Неприятное дело, но справляемся. Делаем специальный «йогурт» при помощи специального химического раствора, все как положено, и выкачиваем нечистоты».
 
Больше всего сетовал мой собеседник не на издержки профессии, а на то, что в скором времени может и вовсе остаться без работы. Стоимость услуг по откачке нечистот увеличилась недавно почти вдвое: старый тариф – 260 лей, новый – 420. В несколько раз снизилось число заказов. А строгий начальник пригрозил: не будет клиентов – не будет зарплаты. Ее, эту зарплату в размере 1400 лей, и так частенько задерживают на срок до нескольких месяцев.
 
«Я не думаю о том, что работа неприятная, – рассказывает водитель ассенизационной машины. - Уже привык. Я переживаю по поводу того, что могу остаться без работы. До пенсии мне еще десять лет». А вот напарнику водителя еще труднее. Его работа заключается в том, чтобы держать шланг, контролировать процесс выкачки, чистить приспособление, в общем, выполнять всю самую грязную работу. А параллельно занимается еще одним весьма пахнущим делом, он – грузчик на машине, собирающей мусор из контейнеров на городских улицах. Несколько раз в месяц в течение всего рабочего дня ему приходится выгребать груды текущего, жутко воняющего мусора. Думаю, все прекрасно знают, что туда бросают. И зарплата у рабочего не намного больше, чем у водителя ассенизаторской машины. И ее он также получает с задержками.
 
Неудивительно, что при таких условиях работы и с такой заработной платой МП ЖКХ постоянно нуждается в грузчиках.
 
Как очищают город от сточных вод
 
А вот работникам очистных сооружений повезло еще меньше. Работы у них намного больше, и она еще неприятнее.
 
Для тех, кто не знает: очистные сооружения – это комплекс инженерных сооружений в системе канализации населенного пункта или промышленного предприятия, здесь очищают сточные воды от загрязнений. По канализационным трубам течет все то, что мы спускаем в унитазы, смываем в душе или в раковине (за исключением «домашних канализаций» - выгребных ям). Вся эта зловонная жижа течет в трубах под землей до очистных сооружений, где все это обрабатывается по специальным технологиям, очищается, обезвреживается и спускается в ближайший водоем. Вот, так. Процесс этот очень длительный и крайне неприятный. Машинисты, слесари, операторы, сантехники, газосварщики – специалисты «ApaCanal» - днем и ночью, пока мы занимаемся своими делами или спим, очищают наши города от сточных вод.
 
Старые очистные сооружения часто выходят из строя, забиваются тряпками, прокладками и даже памперсами, которые люди спускают в канализационные системы и которые не растворяются, как нечистоты, под действием специальных химических веществ. По соседству с Чадыр-Лунгой, в Басарабяске, очистные сооружения - 1968 года рождения, они в рабочем состоянии, но ремонтировать их приходится часто.
 
«Большая проблема то, что трубы часто засоряются, – рассказывает работник очистных сооружений. - Выходят из строя, и нам приходится потеть. За целый день так нанюхаешься всего этого… Причем чистят все, независимо от того слесарь ты, оператор или машинист, помогаем друг другу, потому что нас немного. Хорошо, есть, где принять душ, домой эту вонь и грязь не приносим. То, что работа, прямо скажем, не из приятных… К этому привыкли. Но зарплата очень маленькая, а деваться некуда».
 
Зарплата работников очистных сооружений – не более 1500 лей, и, опять же, выплачивают ее с большими  задержками. Приходится за эту зарплату совмещать сразу несколько специальностей.
 
«Спасибо, что коллектив понимает ситуацию и идет навстречу, – объясняет руководитель «ApaCanal» города Басарабяска Татьяна Донич. - Помогают друг другу. А что делать? Наши финансовые возможности скромные. Вот и уходят от нас специалисты, никто не хочет работать за гроши, особенно молодые, остались те, кому до пенсии несколько лет еще. Совсем недавно в штате у нас было 68 человек, а сейчас осталось 47».
 
Чиня трубы, устраняя засоры и утечки, проверяя работу системы, работники рискуют умереть от ядовитых испарений, заразиться гепатитом А, заболеть раком. В развитых странах процесс проходит не таким примитивным образом и условия труда намного лучше. А наших профессионалов можно смело назвать героями.
 
Дионисов  напиток губит людей
 
Молдова всегда славилась винным производством, но готовый продукт - это верхушка айсберга. А что происходит за стенами винзаводов, как идет процесс?
 
Сбор винограда, дробление, получение сусла и его брожение, выдержка, доливка, переливка… Тот, кто делает вино, знает, что происходит, когда напиток начинает бродить: запах стоит ужасный. Работа с опасными веществами, такими, как ангидрид, широко используемый для изготовления вина, также занятие не из приятных: запросто можно получить оттек легких. А чтобы отмыть винные цистерны от осадков, нужно туда залезть – пьянеешь от одного только запаха.
 
Об алкоголизме как о побочном эффекте винного производства хочется рассказать особо. Многие рабочие спиваются - как устоять перед соблазном? Что только не изобретали работники винзаводов, чтобы еще и домой принести благословенный Дионисов напиток, научились в свое время даже мячи резиновые наполнять…
 
Бывший винодел, назовем ее Ниной, проработала на одном из винзаводов республики много лет: шланги носила, вино переливала, цистерны мыла.  Здесь же познакомилась с будущим мужем, трудились вместе, родились дети. С каждым годом пили все больше, в семье участились ссоры и скандалы. Просторную квартиру, которую им выделили, пришлось поменять на маленький домик - долги. Муж заболел туберкулезом и через несколько лет умер. Нине пришлось уйти с работы по состоянию здоровья. Несколько лет руководство винзавода выплачивало ей ежемесячно 400 лей. Совсем недавно она вышла на пенсию. Начислили минимальную. Здоровье ушло, жизнь прошла, муж умер, у детей жизнь не сложилась, а цена тому – 800 лей в месяц!
 
Устраивая пышные праздники для гостей, похваляясь молдавским вином, наше правительство знать не знает, что за каждым бокалом – чьи-то жизнь и здоровье.
 
Санитарный день
 
Санитар – тоже своего рода чистильщик. Работа эта не требует медицинского образования. Женщины часто устраиваются в больнице, но вскоре увольняются: видеть ежедневно человеческий организм в прямом слове изнутри способна не каждая. Кровь, блевотина, моча, кал, крики боли, смерть. Утки, клизмы, швабры, уборка постелей, ворочанье тяжелых тел лежачих больных… В общем, незавидная работа.
 
«У нас часто не только санитарки, но и медсестры не выдерживали и уходили», - говорит медсестра реанимационного отделения районной Чадыр-Лунгской больницы Юлия. А вот тетя Паша проработала около сорока лет санитаркой, половину – в родильном отделении.
 
«В чем заключалась ваша работа, тетя Паша?» - спрашиваю я. «Ну, как в чем? –  удивляется она. - Убирала помещения, комнату для родов отмывала от крови, инструменты мыла и дезинфицировала, абортированный материал собирала в пакет со специальным раствором. Во время родов присутствовала и помогала».
 
Не по себе мне стало от такого ответа. Но это - жизнь.
 
Подобных неблагодарных, тяжелых специальностей у нас в стране предостаточно. А животноводческие фермы, где не каждый сможет работать из-за грязи, вони и тяжелого физического труда, который начинается засветло? А прашовка под палящим солнцем? А сбор винограда в поле, где ветер пробирает до костей? А каково ползать по земле, собирая клубнику, за сто лей в день, а, бывает, и меньше? В ситуации теперешнего эмбарго на ввоз плодоовощной продукции в Россию найти и эту сезонную работу - проблема. В одном из сел под Кишиневом людей заменили комбайном для сбора винограда, который стоит полмиллиона евро. А ведь этого самого сбора винограда ждут из года в год постоянные бригады крестьян, которым работать больше негде.
 
Мало кто из нас посвящен в таинства различных процессов производства за дверями учреждений, за воротами фабрики. Сколько еще людей выполняют у нас нужную, но грязную и никем не оцененную работу? Скольких унижают,  отлично зная, что у них нет выбора? Сколько работников выходит на пенсию, потеряв здоровье, которое им никто не собирается компенсировать?
Ирина ПИНЕГИНА

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    К чему призывает автор сей предвзятой заметки?...Очень непонятно... Еще Карл Маркс писал когда-то, что любая работа - это в принципе довольно грязное дело, но очень необходимое обществу...Размер зарплаты таких рабочих прямо зависит от прибыли предприятия, а прибыль - от количества заказов поступающих от физических и юридических лиц...Замкнутый круг...Надо максимально автоматизировать повсеместно такие работы как на Западе, для чего нужны особые фонды, а они могут поступать только от Евросоюза...Больше неоткуда...