Экономика

Денег много не бывает?

09.04.2010
Вопреки многочисленным просьбам В. Негруци, обращенным к журналистам не политизировать ситуацию, сам глава минфина не удержался от политических заявлений. Это только лишний раз подтвердило, насколько экономика в нашей стране зависит от политики. В частности комментируя многочисленные нападки «блогеров и экспертов разного рода» относительно роста внешнего долга чуть ли не до 50% от ВВП, Негруца  отметил, что никакой заслуги правительства коммунистов в уменьшении внешнего долга за годы их правления не было. По словам министра финансов, внешний долг Молдовы снизился только в сравнении с ВВП, который в свою очередь увеличился в номинальном размере, благодаря денежным переводам молдаван, работающим за границей.
 
«Получение этого займа приведет к росту внешнего долга к 2013 году примерно до уровня 33-34% от ВВП. – подчеркнул В. Негруца, - Это довольно маленький и достаточно сносный уровень для экономики, находящейся в развитии».
Отдельно министр коснулся процентных ставок. На его взгляд, они вполне приемлемы – из 2,6 млрд. долларов, выделяемых на 2010-2013 гг., 52% составят гранты, а 48% - концессионные кредиты, которые Молдова получит с 5-10-летней отсрочкой по платежам с процентной ставкой от 0 до 1,2%.
 
И все же, рост внешнего долга будет весьма значительным – в номинальном выражении он увеличится на 182,39 млн. долларов США,  более чем 19%. И новые проекты, куда будут направлены полученные средства, должны быть действительно очень эффективными, чтобы Молдова не оказалась в долговой яме.
 
По образному выражению министра финансов, в следующие 3-4 года Молдова пройдет тест на умение абсорбировать деньги иностранных доноров и направлять их на развитие страны. Министр сказал, что это умение станет особенно насущным на следующем этапе, когда Молдова подпишет Соглашение об ассоциированном членстве с Евросоюзом, и ей придется эффективно управлять европейскими средствами.
 
 «От успеха управления этими фондами и грантами будет зависеть процесс реализации других европейских проектов. Эти деньги создадут новые институциональные и человеческие возможности по освоению фондов», - сказал Негруца. Он уточнил, что финансовая помощь, предоставленная донорами, будет использована для следующих приоритетных направлений: реабилитация дорог, сельское хозяйство, водоснабжение и благоустройство, здравоохранение, энергетический сектор, эффективное публичное управление, региональное развитие и др.
 
Глава Минфина не стал отрицать, что внешняя помощь состоит из проектов, переговоры по которым началось несколько лет назад, во время правления коммунистов. «Но это не повод, чтобы оспаривать чьи-то достижения, так как бывшее руководство упустило гораздо более крупную сумму в рамках программы «Вызовы тысячелетия», - сказал Негруца. По его словам, первоначально сумма, которую должна была получить Молдова, составляла 512 млн. долларов, и на последнем этапе руководству страны досталось 262 млн. долларов.
 
 С особой гордостью отрапортовал Негруца о доходах госбюджета в первом квартале. План денежных поступлений в госказну превышен на 7,2%, местных бюджетов - на 2,4%, социального страхования - на 1,7%. Доходы в фонд обязательного медицинского страхования меньше запланированных на 0,7%.
 
Министр сообщил, что в январе 2010 г. в госбюджет было собрано на 10,6% больше, чем в январе 2009 г., в феврале - на 17,3%, в марте - на 51,7%. По итогам квартала фискальные поступления на 0,6% больше показателей того же периода 2009 г., а доходы от таможни сократились на 20%. Ежедневные поступления составили 47 млн. леев против 35,9 млн. леев год назад.
 
 
Негруца сказал, что у государства нет иных налоговых инструментов, и в ближайшие три года они не появятся, поэтому минфин сконцентрировался на улучшении администрирования налогов, в частности, за счет смены руководства налоговых органов на местах.
"Мы столкнулись с саботажем на уровне руководителей налоговых служб, которые занимались всем, только не сбором налогов. Но решение было найдено - появились новые люди с новыми идеями, которые стали работать лучше", - сказал Негруца.
 
Буквально вчера в СМИ появилось сообщение о том, что в Северной Корее приведен в исполнение смертный приговор в отношении одного из авторов считающейся неудачной денежной реформы, в ходе которой была проведена деноминация национальной валюты. Я не отношу себя к сторонникам смертной казни, а тем более казни за экономические преступления, но если бы руководители налоговых инспекций, как впрочем, и других госструктур несли за свои действия, повлекшие убытки для госбюджета, уголовную ответственность, возможно подобных нарушений стало бы меньше.
Ирина Красильникова

Комментарии (0) Добавить комментарии