Общество

Холодная война между Западом и Востоком подогревается сланцем

25.12.2013
{Холодная война между Западом и Востоком подогревается сланцем} Молдавские Ведомости
снова прошли протесты. Собственно говоря, они и не утихали, периодически охватывая то один, то другой регион. Люди недовольны демократией лишь на словах, обвиняют власть в поддержке бизнес-элит и прежде всего иностранных компаний в противовес интересам общества. В списке недовольств манифестантов - и разрешение на добычу сланцевого газа. Эта проблема, как отмечают эксперты, объединила в себе и экологию, и энергетику, и даже геополитику.
  
Революционный настрой не утихает
 
Протестующие распространили декларацию, в которой требуют отставки правительства Понты и президента Бэсеску, расследования с участием европейских экспертов действий жандармов во время протестов против добычи сланцевого газа в Пунжешть и других населенных пунктах 7 декабря, отмены изменений в законодательство, смягчивших ответственность чиновников за злоупотребления, рассекречивания всех контрактов и конфиденциальных приложений к ним, запрета добычи сланцевого газа методом гидроразрыва, аннулирования концессии и лицензий.  
 
Почему Понта резко поменял позицию
 
Эпопея противостояния населения и власти в вопросе добычи сланцевого газа, объявленном премьером Понтой приоритетной задачей во имя энергобезопасности, продолжается уже два года. Еще в апреле 2012-го, на заре премьерства, Понта жестко критиковал этот метод и даже наложил на добычу газа мораторий. Но уже к концу года, после парламентских выборов, принесших Понте второй мандат, мораторий был неожиданно отменен, а из уст политика полились совсем иные аргументы.
 
1 февраля американская компания Chevron получила разрешение на разведку сланцевого газа, а в мае парламентское большинство утвердило стратегию разведки и добычи этого вида топлива. Министр окружающей среды Рована Порумб, поддерживаемая некоторыми экспертами, заверила, что природе ничего не грозит и что метод гидроразрыва применяться не будет.
 
Но власти не поверили. Акции протеста продолжались, реакция правительства становилась все жестче. 7 декабря в коммуне Пунжешть уезда Васлуй жандармерия разгоняла манифестантов слезоточивым газом и дубинками. Пострадало несколько десятков человек, другие заплатили штрафы. Никто из еврочиновников этого события даже не заметил, не счел ни нарушением демократии, ни неправомерным применением силы.  Понта же объявил, что протесты были не санкционированы и направлены против частной собственности.
 
От кого заСЛАНЕЦ?
 
«Моду» на добычу сланцевого газа задали американцы, которым с середины 90-х удалось добиться впечатляющих успехов. К 2010-му добыча сланцевого газа в стране достигла 51 миллиарда кубометров в год. Хотя это всего лишь 8 процентов от добычи «Газпрома», в Америке поспешили заявить о конце эры  монополии российского гиганта. Позже, правда, выяснилось, что на разведку, добычу и инфраструктуру потратили более 21 миллиарда долларов, что объемы добычи и разведанных запасов завышались, а себестоимость работ занижалась, чтобы повысить котировки акций на бирже.
 
Но призрак сланцевой революции пополз по миру, достигнув и Европы, где самыми ее большими апологетами выступают те же американцы. Но здесь у добычи такого газа оказалось больше противников, чем сторонников. Хотя в  числе промоутеров сланца есть и высокопоставленные еврочиновники, например, комиссар по энергетике.
 
Перспектива  добычи сланцевого газа – одна из самых противоречивых и дискуссионных тем европейской политики. Сланцы – это бывшие глинистые породы на большой глубине, очень прочные, в толще которых находится метан. Для  его добычи породу нужно расколоть гидроразрывом. В скважину нагнетают смесь, в которой могут быть активные вещества, соли, кислоты, химикаты, такие, как бензол и толуол. В результате загрязняются и почва, и воды, разрушаются большие площади. Зона добычи сланцевого газа напоминает лунную поверхность с кратерами.
 
Основной плюс такого вида топлива - его большая распространенность. В Америке для добычи благоприятные естественные условия: большие незаселенные пространства, чем европейцы похвастать не могут. Тем не менее, американцы настоятельно рекомендуют Европе, особенно Восточной и Центральной, активнее осваивать добычу именно этого вида топлива, предлагая техническую и консультационную помощь. Что стоит за такой настойчивостью? Этого никто и не скрывает. 
 
То ли энергетика, то ли геополитика
 
Снижение влияния России в мире – главная цель «сланцевой революции». Попытки Запада найти альтернативу российским нефти и газу окрестили «холодной войной» энергоресурсов. В том же ряду - пока буксующий проект «Набукко». Только идея добычи сланца в объединенной Европе принимается совсем не единодушно.
 
Как показали результаты «Евробарометра», проекта Еврокомиссии по опросу общественного мнения, 74 процента населения ЕС были бы обеспокоены возможным влиянием добычи сланцевого газа на среду, проводись такая добыча поблизости. Больше всего противников такого соседства, свыше 80 процентов, среди жителей Франции, Германии, Люксембурга, Ирландии, Австрии. Немецкий канцлер Ангела Меркель, по крайне мере, до победы своей партии на выборах, приостановила подобные энергетические проекты в стране.
 
Зато новым членам евросемьи и их более покладистым руководителям сланец настоятельно рекомендуют. Вместе с претендентами на евроинтеграцию из них предполагается сделать своеобразный сланцевый кордон, вовлеченный в энергосистему Запада с большей независимостью от традиционной, восточной. Возможно, именно в этой связи о проектах освоения сланца не так давно заговорили и в Молдове.
 
Издание «EUobserver» как-то  цитировало одного из аналитиков американского Альянса по природному газу ANGA (лобби-группы, представляющей 26 североамериканских фирм), указавшего, как минимум, два стимула поощрять добычу газа. Большинством крупных нефтяных и газовых компаний владеет американский капитал. Тот же Chevron исследует более 3 миллионов акров земли в Польше и Румынии. Второй аргумент - снижение зависимости от российского энергогиганта. Сторонники «сланцевой революции» утверждают, что такое топливо дешевле.
 
Идея добычи сланца встретила протесты также в Украине и Болгарии, где пока решили воздержаться. За всеми выступлениями апологеты  сланцевого газа видят пресловутую «руку Москвы», которая едва ли не спонсирует манифестантов и экологов.
 
Цена вопроса для Румынии
 
Каковы реальные запасы сланцевого газа в Румынии, как оценить перспективы такой энергетики - точно неизвестно. И этим общественность тоже недовольна. Расчеты делались, опять же, американцами. По данным американского Агентства по энергетике, общий объем ресурсов сланцевого газа в Румынии, Болгарии и Венгрии - примерно 538 миллиардов кубометров. Помимо выгоды от альтернативного топлива Румынии обещаны инвестиции в отрасль и рабочие места. Правда, те же американцы признают, что все это даст эффект не сразу. Прежде, чем начнется добыча в промышленных объемах, потребуется провести разведку, пробурить тысячи скважин, на что уйдет 5-6 лет. О перспективе резкого снижения цены на газ в сравнении с завышенной, как здесь считают, стоимостью российского топлива (500 долларов за 1000 кубометров) даже румынские эксперты отзываются скептически. Чтобы это произошло, нужна либерализация энергетического рынка. Но пойдут ли власти на меры, которые затронут интересы олигархических групп, контролирующих этот рынок? Предлагаемая сейчас методология формирования цен ожиданий точно не оправдает!
 
Тем не менее, добыча сланцевого газа названа румынским премьером приоритетом. По убеждению Понты, это поможет Румынии и Молдове добиться независимости от России.
 
Осознавая, что запасов собственного природного газа хватит максимум на 10-15 лет и в то же время упорно стремясь составить конкуренцию Газпрому, советчики румынского правительства в области энергетики увидели выход именно в сланце. В Бухаресте ведь никогда особо не скрывали, что главным препятствием на пути к вечной мечте о «Великой Румынии» является именно Россия. Словом, на пресловутом сланцевом газе сошлось слишком многое, чтобы власти отступали перед парой тысяч протестующих. Тем более, когда за спиной большая европейская семья, не всегда однозначные демократические стандарты которой в данном случае - на стороне румынских властей.
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии