Аттестация власти

Ион Стурза: «Партии усиленно жмут на педали, приближая досрочные выборы»

12.02.2013
{Ион Стурза: «Партии усиленно жмут на педали, приближая досрочные выборы»} Молдавские Ведомости
Стурза, тем не менее, остается оптимистом и верит в возможность ЕС оказать влияние на Кишинев. 
«Как минимум четыре партии усиленно жмут на педали, приближая досрочные выборы, - говорит экс-премьер. - Единственным тормозом может стать внешний фактор. Молдавскую политическую элиту в этом случае ожидают сюрпризы в прямом и переносном смысле. Лишь внешнее давление способно вернуть к реалиям наших политических актеров. К сожалению, внутри страны нет тормоза и моральной ответственности. Не говоря уже о конституционной ответственности, которая позволила бы преодолеть политический кризис. Сегодня ни соседние страны, ни европейские наши партнеры не заинтересованы в нестабильности в Молдове после тех больших инвестиций, которые они осуществили в нашу страну за последнее время. Это было бы подножкой не только для Молдовы, но и для наших европейских партнеров».   
«BEM был черной дырой, в которую бросили все бездоходные кредиты»
«Banca de Economii» располагает необходимой ликвидностью для выполнения обязательств перед вкладчиками и клиентами банка, заявил экс-премьер-министр Молдовы. У него есть проблемы с капиталом из-за кредитной политики прошлых лет, как видно, мошеннической. Источники этой политики хорошо известны. К сожалению, «Banca de Economii» стал черной дырой, в которую перебрасывали все бездоходные кредиты из других банков:  «Драгуцан очень честный человек, однако появятся вопросы и к нынешней, и к прошлой администрации НБМ. Я знаю эту команду адвокатов, которая занимается расследованием отмывания денег через «BEM» русскими чиновниками, которые связаны с гибелью Сергея Магнитского. Они доведут свое дело до конца…». В целом, по мнению Стурзы, за ситуацию в банке, в котором 56 процентов акций принадлежит государству, несет ответственность министерство финансов, и если оно не в состоянии найти решение проблемы – значит, его руководство должно уйти в отставку.
По мнению Стурзы, потребуется перекапитализация банка: «Ничего страшного не произойдет, если будет выделено и 800 миллионов лей. Это инвестиции – деньги не потеряются, если будет соблюдено несколько принципиальных вещей. Банковское руководство должно быть независимым и профессиональным».
Стурза советует объявить международный конкурс на пост главы банка: «В совете директоров не должно быть «чиновничков» из министерств и департаментов, не должно быть зависти, что не было представителей министерства экономики или финансов. Эти люди понятия не имеют, что такое финансовое учреждение. Нужны независимые директора - либо из страны, либо из-за рубежа, с бэкграундом».
Стурза считает, что министр финансов Вячеслав Негруцэ должен уйти в отставку, поскольку не может улучшить ситуацию в «Banca de Economii»: «Министр финансов должен уйти. Он несет прямую ответственность за финансовый сектор. Он должен искать и решение, и деньги».
 
«Пример коллективной VIP-трусости»
Такую оценку дал бывший премьер-министр инциденту в заповеднике «Пэдуря Домняскэ» 23 декабря. Ион Стурза заявил, что представители правоохранительных органов, которые знали законные процедуры, но скрыли этот случай, думали лишь о своей карьере: «Возможно, я буду жесток, но назову это примером коллективной трусости. Начиная с тех, кто организовал эту охоту, и заканчивая так называемыми VIP-охотниками, которые не проявили мужества, серьезного отношения к этому инциденту, а думали лишь, как бы прикрыть самих себя. Они прикрыли одно преступление другим, которое содержит и моральный элемент».
По мнению экс-министра, будет трудно прояснить инцидент с правовой точки зрения, определить, что же действительно произошло:  «Кто-то позаботился о том, чтобы улики не были зафиксированы сразу же. Спустя месяцы будет непросто найти доказательства и доказать их в суде».
Экс-премьер скептически относится к расследованию, которое ведет парламентская комиссия по выяснению всех обстоятельств инцидента в «Пэдуря Домняскэ», считая, что она ограничится лишь политическими оценками. В целом расследование привлечет внимание общественности к идее начала процесса досрочных парламентских выборов. «В одной точке слились большая ненависть и политическая борьба, бомба может взорваться в любой момент, - сказал премьер. - Полагаю, все основные действующие лица уже разрабатывают стратегии избирательной кампании. И, как бы парадоксально это ни звучало, но в досрочных выборах заинтересованы все».
 
«Не позволю кишиневским политикам меня шантажировать»
Стурза объяснил причины, из-за которых он свернул бизнес в Молдове, который не намерен реанимировать, переведя в другие страны: «Помимо того, что в республике нестабильная деловая среда, которая подвержена многим рискам, я не завожу здесь бизнес, чтобы не дать кишиневским политикам узду, посредством которой можно было бы меня шантажировать… Я прошел период, когда был чьим-то нанашем… Я разучился заниматься бизнесом в Кишиневе… Не хочу предоставлять кому-то возможность проверять мои счета… Какими бы ни были намерения правителей, должен быть баланс. Создается впечатление, что бюджетно-налоговая политика в Молдове довольно жестокая. Множество элементов управления, невежливое отношение налогового агента плюс путаница законодательных инициатив и отсутствие культуры управления».
Стурза считает, что бизнесмены, работающие в Молдове, ищут другие пути для инвестирования: «Теперь они вкладывают в прокуроров, судей, и это печально».
«Меня пытались вовлечь в блошиную возню различными методами: оказывали давление на мой бизнес, шантажировали, чтобы я не высказывал своего мнения по тому или иному вопросу, - резюмировал он. - Я не желаю давать кому-либо в Молдове возможность позариться на мои банковские счета и очистить их. На арене те же актеры, что и во времена коммунистов, используются те же методы. Может, не столь жесткие, но все же прежние».
Экс-министр считает, что у граждан нашей страны давно испарились все иллюзии и надежды по поводу того, что новая власть станет лучше прежней: «Молдавские политики не иностранцы, они вышли из нашей среды. В маленькой и бедной стране не может быть футбольной команды достойного уровня. Это касается и политиков. Глядя на них, мы видим себя».
Ион Стурза подтвердил твердое намерение не возвращаться в политику: «У меня есть принципы. Я не смешиваю две вещи: бизнес и политику. Я сейчас занимаюсь реализацией ряда бизнес-проектов, требующих моего прямого участия. Политика не является для меня объектом внимания на ближайшее время».
Николай Павлов

Комментарии (2) Добавить комментарии