Два процента в пользу бедных
10.01.2014

отозвавшего пакет материалов с предложениями о поддержке «некоммерческих организаций публичной пользы». Суть инициативы - направлять 2 процента от подоходного налога из заработной платы на содержание таких организаций.

По словам Остафа, отношения гражданского общества с властями «будут построены в зависимости от данного решения». Звучит как угроза. Разве смысл существования некоммерческих организаций – в том, чтобы приносить пользу или вред власти, строя с ними отношения в зависимости от финансирования? А мы-то думали, что смысл в том, чтобы помогать обществу, нам всем, защищая нас от произвола той же власти.
По словам Остафа, поддержать законопроект пообещали бывший министр финансов Вячеслав Негруца и премьер-министр Юрие Лянкэ, но они «не держат слова, обещаний не выполняют». Председатель НСУ рассказал: сигналы о том, что законопроект будет отозван, были еще прошлой весной, а также осенью, когда госбюджет очень плохого качества был принят с большими нарушениями и непрозрачно, будучи представлен публично за два дня до заседания правительства. Что же Остаф тогда молчал? Сегодня он с горечью резюмирует, что документ не предусматривал механизма направления средств на нужды гражданского общества. Но если бы предусматривал – тогда, видимо, и претензий не было бы.
Кто же они, эти организации, которым жадная власть не дала денег?
В регистре министерства юстиции числится 8531 некоммерческая организация. В истекшем году били рекорды, зарегистрировано самое большое количество организаций: 835. Вероятно, потому что выборы на носу, доноры не скупятся на гранты, и даже Лянкэ пообещал дать денег.
Больше всего зарегистрировано организаций со статусом «общественных» – 426. Они представляют интересы различных групп граждан: спортсменов, танцоров, социологов, защитников прав человека и малообеспеченных. Интересно, что всего лишь несколько организаций готовы помогать потребителям услуг в сфере медицины, социальной помощи, а также коммунальных. Зато целых 296 со статусом создано при лицеях, гимназиях, школах, напомним, только за один лишь 2013 год!
53 организации имеют статус религиозных, еще 25 - различные фонды. 12 организаций - периодические издания, в том числе, как это ни парадоксально, информационный бюллетень ЛДПМ «Stejarul». Объясняется все просто: газетам политических партий иностранные доноры денег не дают, а тут вроде как неправительственная организация… Еще зарегистрировано целых семь НПО с названием, в котором логическое ударение падает на слово «Timpul»: от «Timpul de luni» до «Timpul de duminica» плюс «Chisinau post», все оформлены на одного человека, некоего Виорела Игнат, по одному и тому же юридическому адресу: Кишинев, Пушкина, 22 (дом печати).
10 организаций имеют статус «institutia privata». По четыре зарегистрировано со статусом «asociatia patronala» и «профсоюзы». В числе новых профсоюзных организаций - «Unitate» под председательством Валерия Макаревича, «Organizatia sindicala primara independenta» во главе с Виталием Петришиным плюс новые бельцкие профсоюзы «Evromuncasind», лидер Виктор Мельник.
В 2013 году зарегистрировано три «союза юридически лиц», в их числе – представители организаций, ведущих экспортно-импортные операции и производящие винодельческую продукцию.
Хотим ли мы, граждане, гражданское общество, поддерживать некоммерческие организации? Как определить степень приносимой ими публичной пользы? Почему бы не провести публичные дебаты по этой проблеме, почему законопроект о праве направлять до 2 процентов от подоходного налога, который мы платим из своих зарплат в поддержку никому не известных деятелей, принимается с нарушением принципа прозрачности принятия решений?
На что вообще живут сегодня некоммерческие организации? Не секрет, что большинство живет и процветает на иностранные деньги, взамен продвигая интересы иностранных государств, занимаясь в угоду заказчикам промывкой мозгов наших граждан. Есть целые фонды, материально стимулирующие рост «третьего сектора», есть крупные некоммерческие организации, которые занимаются координацией его действий, и НСУ во главе с Сержиу Остафом – одно из них. Никто не знает, сколько денег выделяют иностранные государства на поддержку различных процессов в Молдове и регистрируется ли такая «безвозмездная» помощь. Но по закону, который Лянкэ, как выясняется, обещал Остафу пробить, все эти конторы также смогут претендовать на наши деньги – деньги налогоплательщиков.
На Западе около 60 процентов доходов некоммерческих организаций составляют членские взносы. У нас все наоборот: люди, называющие себя волонтерами, не хотят ни платить, ни жертвовать – они хотят получать зарплату и делить гранты. Ни одна неправительственная организация не декларирует на своем сайте источников доходов, никто никогда не публиковал свой бюджет. Мало кто занимается сбором денег в общественных местах и в ходе благотворительных акций, как это практикуется на Западе, а если и делают это – то, опять же, не отчитываются о доходах и расходах. Многие спонсоры, даже те, кто жертвует с чистым сердцем и благородными намерениями, также не требуют у посредников отчета, не интересуются, попали ли деньги или вещи по назначению. Неприятно поражает, что в этих условиях, вместо того, чтобы бороться за финансовую прозрачность, НСУ требует новых денег и новых источников финансирования.
Елена ГЕРГЕЛАШ, Марина ТИМОТИН
На что будут жить партии
Вопрос о государственном финансировании партий не решен, хотя Европейский союз заявляет, что ждет его от Республики Молдова. Об этом, в частности, заявил глава Делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола.
«Внутри партий должны быть коллегиальные органы, партии должны основываться на программах и внутренней демократии, а люди должны входить в партийные списки по демократическим принципам, - сказал Тапиола. - Должны быть внутренние процедуры обновления партий, и речь идет не только о финансировании партий, но о многостороннем преобразовании… Государство должно позволить всем участвовать в процессе управления».
Проевропейские власти Молдовы, однако, в этом вопросе не спешат навстречу Европе. Большим партиям бюджетные деньги не особо нужны, и им не выгодно, чтобы у малых партий появились легальные источники существования. Тем более, что таких партий становится все больше. В 2013 году в Молдове появились две партии - либерал-реформаторов (зарегистрирована 31 декабря) и «Народная сила». Всего за весь период независимости зарегистрировано 39 партий. После июля 2009 года их стало больше на 11.
Первое политформирование, зарегистрированное после 2009 года, – общественно-политическое движение ромов (31 марта 2010), председатель – Василе Дрангой.
Следующей на арену вышла партия «Патриоты Молдовы» (30 июня 2010 года), лидер – Михаил Гарбуз.
Партия «Наш дом – Молдова», созданная бывшим столичным муниципальным советником Олегом Онищенко, работает с 16 сентября 2010 года.
Год спустя начало свою деятельность Народное движение против мафии во главе с Серджиу Мокану (18 апреля 2011 года).
Народную партию зарегистрировали в министерстве юстиции 18 апреля 2011 года, во главе – коллегия сопредседателей: Александру Олейник, Василе Гуцу, Валериу Косарчук и Анжела Чеботарь.
Партия «Демократия дома», которую возглавляет активист Василе Костюк, была зарегистрирована 2 сентября 2011 года.
Партия регионов Молдовы во главе с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом появилась на политической арене 18 октября 2011 года, а Народная социалистическая партия Виктора Степанюка – 16 января 2012 года.
Депутат Михай Годя, покинувший ЛДПМ, создал партию «Демократическое действие» (16 января 2012 года). Группа бывших депутатов от ПКРМ во главе с Вадимом Мишиным сформировала партию – «Renaştere-Возрождение» (17 октября 2012 года).
Предпоследняя в списке – партия «Народная сила» (18 июня 2013 года), лидер – Николае Киртоакэ.
Бун ый винул гюргюлиу... Помните песню? Напоминаю только потому, что только любитель "гюргюлиу" мог прослезиться вместе с очередными мафиозниками и любителями грабить своего терпеливого холопа.Но они вовсе не инициаторы и тем более изобретатели. Первыми были наши славные профсоюзы, которые перевели уплату членских взносов в бухгалтерию предприятия. Подлое дело долго не забывается. Любители "гюргюлиу" могут понадеяться на благодарность со стороны множества партизанского мусора, которого никто не знает , да и знать не хочет. Но , вот , все это безумие не только позорит нас , как государство, как народ, но еще и корродирует оставшееся кое- где здоровое тело общества.Последнее, по-моему, самое опасное. Опасное потому, что правящие партии тоже не без греха и, порой, вынуждены закрывать глаза на "смелость" "левофланговых" в то время как народ задыхается от коммерции и некоммерческих просто вынести не может.