Аттестация власти

Два процента в пользу бедных

10.01.2014
{Два процента в пользу бедных} Молдавские Ведомости
отозвавшего пакет материалов с предложениями о поддержке «некоммерческих организаций публичной пользы». Суть инициативы - направлять 2 процента от подоходного налога из заработной платы на содержание таких организаций.
 
Председатель НСУ Серджиу Остаф заявил, что решение минфина «противоречит европейскому направлению развития Республики Молдова», «напрямую скажется на общественных организациях, их бенефициарах» и «окажет влияние на правящую коалицию». По мнению Остафа, 2014 год начинается для власти «с левой ноги», ей не нужно «сильное «устойчивое в финансовом отношении» гражданское общество, что, в свою очередь, «скажется на его диалоге с политиками».
 
По словам Остафа, отношения гражданского общества с властями «будут построены в зависимости от данного решения». Звучит как угроза. Разве смысл существования некоммерческих организаций – в том, чтобы приносить пользу или вред власти, строя с ними отношения в зависимости от финансирования? А мы-то думали, что смысл в том, чтобы помогать обществу, нам всем, защищая нас от произвола той же власти.
 
По словам Остафа, поддержать законопроект пообещали бывший министр финансов Вячеслав Негруца и премьер-министр Юрие Лянкэ, но они «не держат слова, обещаний не выполняют». Председатель НСУ рассказал: сигналы о том, что законопроект будет отозван, были еще прошлой весной, а также осенью, когда госбюджет очень плохого качества был принят с большими нарушениями и непрозрачно, будучи представлен публично за два дня до заседания правительства. Что же Остаф тогда молчал? Сегодня он с горечью резюмирует, что документ не предусматривал механизма   направления средств на нужды гражданского общества. Но если бы предусматривал – тогда, видимо, и претензий не было бы.
 
Кто же они, эти организации, которым жадная власть не дала денег?
В регистре министерства юстиции числится 8531 некоммерческая организация. В истекшем году били рекорды, зарегистрировано самое большое количество организаций: 835. Вероятно, потому что выборы на носу, доноры не скупятся на гранты, и даже Лянкэ пообещал дать денег.  
 
Больше всего зарегистрировано организаций со статусом «общественных» – 426. Они представляют интересы различных групп граждан: спортсменов, танцоров, социологов, защитников прав человека и малообеспеченных. Интересно, что всего лишь несколько организаций готовы помогать потребителям услуг в сфере медицины, социальной помощи, а также коммунальных. Зато целых 296 со статусом создано при лицеях, гимназиях, школах, напомним, только за один лишь 2013 год!
 
53 организации имеют статус религиозных, еще 25 - различные фонды. 12 организаций - периодические издания, в том числе, как это ни парадоксально, информационный бюллетень ЛДПМ «Stejarul». Объясняется все просто: газетам политических партий иностранные доноры денег не дают, а тут вроде как неправительственная организация… Еще зарегистрировано целых семь НПО с названием, в котором логическое ударение падает на слово «Timpul»: от «Timpul de luni» до «Timpul de duminica» плюс «Chisinau post», все оформлены на одного человека, некоего Виорела Игнат, по одному и тому же юридическому адресу: Кишинев, Пушкина, 22 (дом печати).
 
10 организаций имеют статус «institutia privata». По четыре зарегистрировано со статусом «asociatia patronala» и «профсоюзы». В числе новых профсоюзных организаций - «Unitate» под председательством Валерия Макаревича, «Organizatia sindicala primara independenta» во главе с Виталием Петришиным плюс новые бельцкие профсоюзы «Evromuncasind», лидер Виктор Мельник.
 
В 2013 году зарегистрировано три «союза юридически лиц», в их числе – представители организаций, ведущих экспортно-импортные операции и производящие винодельческую продукцию.
 
Хотим ли мы, граждане, гражданское общество, поддерживать некоммерческие организации? Как определить степень приносимой ими публичной пользы? Почему бы не провести публичные дебаты по этой проблеме, почему законопроект о праве направлять до 2 процентов от подоходного налога, который мы платим из своих зарплат в поддержку никому не известных деятелей, принимается с нарушением принципа прозрачности принятия решений?
 
На что вообще живут сегодня некоммерческие организации? Не секрет, что большинство живет и процветает на иностранные деньги, взамен продвигая интересы иностранных государств, занимаясь в угоду заказчикам промывкой мозгов наших граждан. Есть целые фонды, материально стимулирующие рост «третьего сектора», есть крупные некоммерческие организации, которые занимаются координацией его действий, и НСУ во главе с Сержиу Остафом – одно из них. Никто не знает, сколько денег выделяют иностранные государства на поддержку различных процессов в Молдове и регистрируется ли такая «безвозмездная» помощь. Но по закону, который Лянкэ, как выясняется, обещал Остафу пробить, все эти конторы также смогут претендовать на наши деньги – деньги налогоплательщиков.
 
На Западе около 60 процентов доходов некоммерческих организаций составляют членские взносы. У нас все наоборот: люди, называющие себя волонтерами, не хотят ни платить, ни жертвовать – они хотят получать зарплату и делить гранты. Ни одна неправительственная организация не декларирует на своем сайте источников доходов, никто никогда не публиковал свой бюджет. Мало кто занимается сбором денег в общественных местах и в ходе благотворительных акций, как это практикуется на Западе, а если и делают это – то, опять же, не отчитываются о доходах и расходах. Многие спонсоры, даже те, кто жертвует с чистым сердцем и благородными намерениями, также не требуют у посредников отчета, не интересуются, попали ли деньги или вещи по назначению. Неприятно поражает, что в этих условиях, вместо того, чтобы бороться за финансовую прозрачность, НСУ требует новых денег и новых источников финансирования.  
Елена ГЕРГЕЛАШ, Марина ТИМОТИН 
 
 
На что будут жить партии
 
Вопрос о государственном финансировании партий не решен, хотя Европейский союз заявляет, что ждет его от Республики Молдова. Об этом, в частности, заявил глава Делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола.
 
«Внутри партий должны быть коллегиальные органы, партии должны основываться на программах и внутренней демократии, а люди должны входить в партийные списки по демократическим принципам, - сказал Тапиола. - Должны быть внутренние процедуры обновления партий, и речь идет не только о финансировании партий, но о многостороннем преобразовании… Государство должно позволить всем участвовать в процессе управления».
 
Проевропейские власти Молдовы, однако, в этом вопросе не спешат навстречу Европе. Большим партиям бюджетные деньги не особо нужны, и им не выгодно, чтобы у малых партий появились легальные источники существования. Тем более, что таких партий становится все больше. В 2013 году в Молдове появились две партии - либерал-реформаторов (зарегистрирована 31 декабря) и «Народная сила». Всего за весь период независимости зарегистрировано 39 партий. После июля 2009 года их стало больше на 11.
 
Первое политформирование, зарегистрированное после 2009 года, – общественно-политическое движение ромов (31 марта 2010), председатель – Василе Дрангой.
 
Следующей на арену вышла партия «Патриоты Молдовы» (30 июня 2010 года), лидер – Михаил Гарбуз.
 
Партия «Наш дом – Молдова», созданная бывшим столичным муниципальным советником Олегом Онищенко, работает с 16 сентября 2010 года.
 
Год спустя начало свою деятельность Народное движение против мафии во главе с Серджиу Мокану (18 апреля 2011 года).
 
Народную партию зарегистрировали в министерстве юстиции 18 апреля 2011 года, во главе – коллегия сопредседателей: Александру Олейник, Василе Гуцу, Валериу Косарчук и Анжела Чеботарь.
 
Партия «Демократия дома», которую возглавляет активист Василе Костюк, была зарегистрирована 2 сентября 2011 года.
Партия регионов Молдовы во главе с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом появилась на политической арене 18 октября 2011 года, а Народная социалистическая партия Виктора Степанюка – 16 января 2012 года.
Депутат Михай Годя, покинувший ЛДПМ, создал партию «Демократическое действие» (16 января 2012 года). Группа бывших депутатов от ПКРМ во главе с Вадимом Мишиным сформировала партию – «Renaştere-Возрождение» (17 октября 2012 года).
Предпоследняя в списке – партия «Народная сила» (18 июня 2013 года), лидер – Николае Киртоакэ.

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Бун ый винул гюргюлиу... Помните песню? Напоминаю только потому, что только любитель "гюргюлиу" мог прослезиться вместе с очередными мафиозниками и любителями грабить своего терпеливого холопа.Но они вовсе не инициаторы и тем более изобретатели. Первыми были наши славные профсоюзы, которые перевели уплату членских взносов в бухгалтерию предприятия. Подлое дело долго не забывается. Любители "гюргюлиу" могут понадеяться на благодарность со стороны множества партизанского мусора, которого никто не знает , да и знать не хочет. Но , вот , все это безумие не только позорит нас , как государство, как народ, но еще и корродирует оставшееся кое- где здоровое тело общества.Последнее, по-моему, самое опасное. Опасное потому, что правящие партии тоже не без греха и, порой, вынуждены закрывать глаза на "смелость" "левофланговых" в то время как народ задыхается от коммерции и некоммерческих просто вынести не может.