Молдова – полигон для тестирования «грязных» электоральных технологий -2
21.07.2009, 20:13
В ходе расследования мы выявили десятки примеров, когда за людей, выехавших за границу, кто-то проголосовал. К примеру, в селе Сэець Кэушенского района мы нашли в избирательных списках людей, которые давно выехали из страны, но за которых проголосовали. Это Бабин Василий, Бабин Сергей, Думиникэ Александр, Мустацэ Дойна, Нимеренко Сергей, Нимеренко Неля, Пуриче Ольга, Цуркан Юля, Шумлянский Михаил. Чтобы убедиться дополнительно в том, что эти люди на самом деле выехали из страны, и что подпись, которую поставил кто-то в списках в день голосования, не принадлежит им, мы попросили официального подтверждения от примэрии села. «… Состоят на учете в с. Сэець, но в настоящее время, в том числе в день выборов (5 апреля), не находились и не находятся на территории села», - говорится в официальном подтверждении примэрии этого населенного пункта, подписанном примаром В. Мустяцэ.
Вышеприведенный пример – лишь один из множества выявленных нами. К примеру, на избирательном участке № 14 села Костешть Яловенского района указано, что проголосовали, хотя давно выехали из страны, такие люди, как Белоусов Федор Иванович, Гонца Виктор Иванович, Бортэ Иван Васильевич, Григорицэ Владимир Федорович, Мереакре Константин Иванович; на избирательном участке № 18 в Хынчешть – Быку Михаил Михайлович, Кожокару Ирина Сергеевна; на избирательном участке № 17 в Хынчешть - Букош Лидия Васильевна, Добровольская Сильвия Григорьевна, Добровольский Вячеслав Григорьевич, Спыну Игорь Николаевич; в селе Негря Хынчештского района – Черлина Елена, Крецу Иван, Флоря Андрей; на избирательном участке № 69 села Войнеску Хынчештского района – Бумбу Нина, Киперь Марина, Киперь Григорий, Рошка Марьяна, Рошка Виктория, Ротару Михаил и др.
С некоторыми из этих людей и их родственниками нам удалось связаться. С самого начала должны сказать, что при расследовании этот вида подлогов мы почувствовали опасение со стороны тех, с которыми говорили. Видно было, что люди боятся последующих проблем, которые могут возникнуть в результате их заявлений для прессы. К примеру, на избирательном участке № 4 в Кэлэрашь среди голосовавших числится и Геннадий Болбочану, о котором мы узнали, что он многие годы находится во Франции. Нам удалось поговорить с отцом Геннадия Исидором, который подтвердил, что его сын не находится в Молдове и в день выборов его тоже не было. «Вместо него никто не мог проголосовать, если его не было, то, как другие могли проголосовать?», - спросил он нас. В конце нашей беседы Исидор Болбочану сказал, что он понимает, что мы, журналисты, занимаемся своим делом, но нежелательно, чтоб о его сыне или о нем самом писали. Но, добавил он, решение за вами. Тем не менее, он не объяснил, чего боится.
Аналогичный случай произошел и с Василием Унтилэ из села Дышкова Орхейского района. Он учится в Румынии, и 5 апреля голосовал на избирательном участке, который был открыт на территории этой страны. Но кто-то сумел проголосовать за него и в его родном селе. И за его сестру Викторию Унтилэ, которая находится в Италии, тоже кто-то проголосовал в селе. Мы связались с Василием Унтилэ и с удивлением узнали, что кто-то из односельчан связался с ним до нас. Молодому человеку сказали, что по ошибке кто-то из соседей расписался за него, но его заверили в том, что сосед лишь поставил подпись, но не проголосовал. В то же время «ошибочная» подпись соседа так и не была вычеркнута из списка.
Из нашей беседы с ним мы поняли, что Василий Унтилэ не слишком стремится высказать свое мнение о том, что произошло, и что его удовлетворяет объяснение по поводу «ошибочной» подписи соседа. Мы поняли, что он попросту заботится о себе и о своих близких, когда мы попросили у него координаты его сестры, желая выяснить, может, и за нее поставил подпись «по ошибке» какой-нибудь сосед. Молодой человек сразу же сказал, что его сестру мы не найдем, так как она едет в Молдову и находится в дороге (будто нет мобильных телефонов), затем корректно отказался дать нам номер телефона в отчем доме, куда должна была приехать его сестра в течение дня, а в конце беседы открыто сказал, что он может говорить, но нежелательно, чтобы и его сестру беспокоили.
Другой случай связан с Валентиной Дану, которая «проголосовала» на Кэлэрашском избирательном участке № 2. По данным оппозиции, женщина давно находится в Италии. Нам удалось связаться с ней в Кэлэраше. Она подтвердила сведения оппозиции лишь наполовину. Оказывается она иногда ездит в Италию, где ее дочь замужем и которой она помогает по мере необходимости, но в день голосования находилась в Молдове. Проблема в том, что Валентина Дину не могла пойти на избирательный участок, а кто-то посчитал, вероятно, что она в Италии и проголосовал за нее.
Интересен и случай с председателем Кэушенского района Ионом Чонтолой. Когда он пришел на избирательный участок, то с изумлением увидел, что кто-то проголосовал вместо его дочери. «Меня это удивило, так как моя дочь находится в Бухаресте и никак не могла проголосовать. Хотя я и являюсь председателем района, мне так и не удалось выяснить обстоятельства дела», - заявил Ион Чонтолой.
Мы столкнулись и с таким случаем, когда сведения оппозиции были ошибочными. Александр Мовилэ из Хынчешть на самом деле находился в стране в день голосования и принял участие в выборах на избирательном участке № 18 своего города, оппозиция же утверждала, что он находится за пределами Молдовы давно и что его голос «украли». Это подтвердила нам его дочь Марьяна.
«Мертвые души» в избирательных списках
Одной из наиболее обсуждаемых вероятностей подтасовки выборов является наличие в списках людей, которые давно умерли. Оппозиция утверждает, что коммунисты внесли этих людей в списки и, дескать, использовали эту ситуацию в избирательных целях. Коммунисты, конечно, отрицают. Но недавно бывший председатель парламента Мариан Лупу, впоследствии покинувший ряды Партии коммунистов, который был одним из лидеров этого формирования до выборов, состоявшихся 5 апреля, сделал заявление, которое вызывает немало вопросов.
На одной из встреч с блоггерами Молдовы он заявил: «Были умершие люди, которые «голосовали» 5 апреля? Да!». После чего добавил: «Известно, что были проблемы с избирательными списками. Эта проблема выявилась на выборах в 2009 г., но она имела место и на выборах в 2005 г. В остальном хотелось бы увидеть доказательства фальсификации выборов», - сказал Лупу.
Представитель АНМ в Центризбиркоме Николай Райляну утверждает, что его формирование выявило до 800 случаев занесения «мертвых душ» в списки для голосования.
Поскольку эта проблема довольно щепетильная, соотносится с явно нравственным аспектом, мы выбрали наугад два имени из тех, на которые ссылается оппозиция, и провели соответствующее расследование. В одном случае Пелагея Кодряну из села Кэрпинень Хынчештского района фигурировала в списках для голосования избирательного участка № 17 под номером 524. Мы нашли номер телефона того дома, где проживала эта женщина, и связались с Надей Макарь – жительницей села, которая сейчас живет в этом доме. Она подтвердила, что Пелагея Кодряну на самом деле скончалась давно, но заметила, что это все, что может нам сообщить, так как она арендует этот дом.
К слову, на том же избирательном участке мы выявили в списках и других умерших людей, например, Чугуряну Марию, Бутнару Дмитрия, Лянкэ Григория, Секриеру Штефана, Тубку Георгия.
Второе имя, которое мы проверили, принадлежит Надежде Буруянэ из села Чучулень Хынчештского района. Здесь ситуация оказалась весьма смутной. На наш телефонный звонок ответила женщина, которую мы спросили, проживала ли там умершая ранее Надежда Буруянэ. Наш необдуманный вопрос вызвал соответствующую реакцию нашей собеседницы: «Умерла? Когда?». Позже выяснилось, что, не желая того, мы наткнулись на целую драму. Нашей собеседницей оказалась Мария Буруянэ, которая в настоящее время живет с мужем Надежды Буруянэ.
По ее словам, Надежда Буруянэ страдает серьезным психическим заболеванием, поэтом ее отвезли в интернат села Бэдичень Сорокского района. «И я, и муж калеки, и два года как не были в интернате, но попросили тамошних работников сообщить нам, когда Надежда умрет, чтобы мы могли поехать и привезти ее в село и похоронить, ведь она из этого села родом», - сказал женщина. Оказалось, что даже если она и фигурирует в списках, для односельчан Надежда Буруянэ давно умерла, и никто даже понятия не имеет, что она доживает свои дни в одном из интернатов на севере республики. По поводу этой предполагаемой фальсификации должны бы высказаться компетентные органы, в каком списке следует фигурировать Надежде Буруянэ – в Бэдичень или Чучулень? И вообще, имеет ли право на голос женщина, которая, по словам Марии Буруянэ, страдает серьезным психическим заболеванием.
Двойное голосование и поддельные подписи
В ходе нашего расследования мы столкнулись со странной ситуацией. Одни и те же избиратели фигурировали на одном избирательном участке в основном списке, а на другом – в дополнительном. Ясно, что мы не могли обойти вниманием эту ситуацию и выбрали отдельный случай, расследованием которого и занялись. Речь идет о 28 людях, которые фигурировали как в основном списке села Тигеч, так и в дополнительном списке села Купорань. Оба населенных пункта входят в состав примэрии села Тигеч Леовского района.
В одном из дней мы побывали в этих селах, которые находятся почти в ста километрах от Кишинева. При въезде в Тигеч начали спрашивать прохожих, где живут эти 28 человек, которых мы обнаружили в списках дважды. Несмотря на то, что они фигурировали в основном списке села Тигеч, прохожие сказали, что те живут в селе Купорань. В селе Купорань первым человеком, которого мы встретили, оказался один из тех, кого мы искали, – Вероника Фанару. Когда мы ей сказали, с какой целью приехали, она тотчас замкнулась. Позже мы поняли, в чем дело: она была одним из сотрудников избирательного бюро в селе Купорань, которую делегировала на эту должность Партия коммунистов. Вероника сказала нам, что она голосовала только в Купорань, но перед выборами была в Тигеч, где состоит на учете, и получила открепительный талон, на основании которого могла проголосовать в селе, в котором проживает.
То же самое сообщили нам Иоанна Бланарь и Иван Букуров, которые также фигурировали в обоих списках. Всех своих собеседников мы спрашивали, как получается, что их подпись об участии в голосовании фигурирует в двух списках. Обе женщины сказали, что они не знают, как это получается, но предположили, что, видимо, вторая подпись является подтверждением того, что они взяли открепительные талоны, которые позволили им голосовать в Купорань. Иван Букуров заявил, однако, что он ничего не знает о второй подписи, так как он в Тигече ничего не подписывал. Тем временем, все наши собеседники единодушно высказались за то, что если те или иные люди воспользовались их идентичностью, чтобы проголосовать, то должны быть привлечены к ответственности.
Мы поняли, что в Купорань ничего нового не узнаем по интересующей нас теме и решили поискать объяснений в Тигече. Мы отправились прямиком к дому примара Ивана Пара, и к нашему удивлению он не изумился нашему появлению, но и не был в восторге от нашего визита. Мы сообразили, что кто-то уже поставил его в известность о том, что двое журналистов ходят по селу и пытаются найти концы возможных подлогов на выборах. Примар пригласил принять участие в беседе Алену Гуцол, которая была вице-председателем избирательного участка № 38 села Тигеч. Сказанное ими зачастую на высоких тонах и явно неприязненно, сводилось к следующему: мы, дескать, действовали согласно указаниям, которые получили во время инструктажа электоральных сотрудников; эти 28 человек проголосовали в Купорань, а в списке села Тигеч поставили свои подписи в подтверждение того, что получили открепительные талоны; никаких нарушений не было.
Оба наших собеседника чуть ли не убедили нас, что в селах Тигеч и Купорань мошенничества не было. Но в Кишиневе ситуация приняла совсем иной оборот. Николай Райляну объяснил нам: если подписи в списке села Тигеч были подтверждением получения открепительных талонов для голосования, то они должны были находиться в специальном разделе с указанием того, что означают эти подписи. Мы проверили другие списки, и в большинстве случаев не было никаких записей, значит, подписи свидетельствовали о том, что люди получили бюллетени для голосования.
Шок наступил позже, когда из любопытства мы решили сравнить подписи одного и того же человека в двух списках. Они кардинально отличаются друг от друга и даже для неспециалиста ясно, что подписи поставили разные люди. Мы храним эти доказательства, как, впрочем, и на все другие наши заявления и выводы этого нашего расследования, и готовы предоставить их в распоряжение всех желающих. Итак, вывод по этому случаю состоит в том, что в селах Тигеч и Купорань подтасовка имела место! К слову, интересная деталь: примар Иван Пара сообщил нам, что полностью изменил состав сельского избирательного органа. Зачем же он это сделал, если все было в порядке, как он считает?
Лилия ГУРЕЗ, Игорь ВОЛНИЦКИЙ
Расследование было проведено при поддержке датского агентства по журналистскому расследованию
СМОТРИ:
Muha, ty tochno pod muhoi!
Ты че там из таверны никак не выберишся,забухал бедолага... Ты такой догадливый или как? Нужны факты, а их НЕТ!!! Привет Билли Бонсу. С ним бухаеш? Плохо кончишЬ...
эй чувак. Ты очередной раз показываешь свою безграмотность. На избирательных участках в комиссиях представленны все конкуренты. Кроме того на участках присутствуют и представители и наблюдатели от конкурентов. Когда выезжает передвижная урна каждый имеет право сопровождать. И не обзывайся больше, по шее схлопочешь...
вся ваша правда о выборах должна была быть в суде а не на площаде.а сейча вы чего добиваетесь.наша богатая страна идет
с высоко поднятой головой на повторные выборы.и ведь вы знаете что опять проиграете.
A vot "patriotu" hvataet uma publichno priznavatisia v svoei bezmozglosti.
Tvoio bezumie mojet prinesti ogromnyi vklad v nauchno-issledovateliskie trudy kostiujenskih vrachei.
Budi Patriotom, sdelai etot shag v Nauku, PKRM tebia vovek ne zabudet!
А как может оппозиция доказать за кого голосовали "мёртвые души"?
И списки избирателей, и "мёртвые души" - это затея самой оппозиции. Теперь оппозиция обвиняет коммунистов в том, что они сами придумали и осуществили. У оппозиции не хватает больше ума, чем сочинять разные сказки-страшилки и сценарии.
idi ti v baniu so svoei vidumanoi lojiu, 4to ti nesiosh bred polnii. ljivie svedenija s tseliu tipa discreditirovati statiu. tebe docazatelistva pokazivaiut sami 4to ni no esti. na bumagah. a ti skazki so4ineaeshi parazit 4to bi liudei vvoditi v zablujdenie
Коммунист Муха хватит есть га-но, во всех избирательных участках были только ваши коммуняки,они меняли урны,бросали липовые бюлетни итд.На этот раз у нас в Гагаузии посадят тех кто фальсифицирует сказал Формузал
муха -
насколько я знаю, расследованием нарушений закона занимаются у нас в стране правохранительные органы, а не примары.
Так что не надо валить на Урекяна
Примар этого села Валериу Мустяцэ - тоже от Урекяна. До избрания примаром Мустяцэ работал секретарём районного совета (!!!) значит, приближенный к председателю района и экс-депутату от Урекяна Чионтолою.
Чионтолой по прежнему близок к Урекяну. Урик его отмазывал, когда его пресанули за то, что вместо помощи детским садам списал бабло на свою новую тачку.
Вот вам и расследование!
Страшены, Каушаны, Леово, Чимишлия - и примары, и председатели районов - от Урекяна.
Сами ведут расследования своих же махинаций!
Вообще-то за кого "голосовали" покойники узнать уже не удастся - бюллетни-то не именные, там не написано кто именно голосовал по этому бюллетню. Но догадаться кто мог бы использовать имеющиеся рычаги власти и провернуть такую операцию - несложно.
А где информация о том, за КОГО голосовали "мертвые души" ?