Общество

Неудачные реформы, или Предвыборное искушение преподавателя

26.11.2010
{Неудачные реформы, или Предвыборное искушение преподавателя} Молдавские Ведомости
Школьные учителя и преподаватели вузов способны оказать влияние на исход любых выборов. Это и понятно: если эта категория избирателей довольна действиями властей, она первой  побежит за них голосовать. Да еще увлечет за собой студентов и учащихся избирательного возраста. А это также немалая часть электората. Если же не довольна, то…
 
«Коммунистические» перемены
 
Недавняя, и по-прежнему вызывающая множество вопросов реформа образования прошла именно в те годы, когда у власти была ПКРМ. Тогда нашим Министерством просвещения была принята на вооружение Болонская система, полностью изменившая длительность, суть и организацию системы высшего образования в Молдове. В этот же период видоизменился процесс сдачи экзаменов на степень бакалавра, многократно увеличилась оплата за получение, как высшего, так и среднего специального образования.
 
При этом на зарплатах учителей и преподавателей все эти перемены отразились в значительно меньшей степени. Зарплата в процентном соотношении выросла вдвое, но фактически, после всех повышений, заработок даже вузовского преподавателя редко дотягивает до двух тысяч леев. Жить на такие деньги в сегодняшних условиях можно, но о-о-очень скромно. Поэтому и преподают студентам либо пенсионеры, либо почасовики, зарабатывающие себе на жизнь в других местах. А это, естественно, не способствует повышению качества образования.
 
Зато с двукратным повышением зарплат выросли чуть не на порядок объемы работы. Так, средняя ставка университетского преподавателя составляет порядка 650 лекционных часов, и это не считая практических занятий и лабораторных работ.
 
Примечательно, что постоянный рост стоимости обучения на доходах преподавателей тоже никак не отражается. Как пояснил причину проблемы эксперт IDIS Viitorul Корнел Чуря, «университеты все еще находятся в «старой» централизованной системе: ситуация в вопросах автономии по-прежнему неудовлетворительна. Финансовая автономия находится под жестким контролем центральной власти».
 
«Зарплата преподавателей в 2008 году составляла 77% от средней зарплаты по стране, а это очень мало, - говорит специалист Expert Grup Анна Попа. – Именно это является основной причиной всех проблем в образовательной сфере: недостаток сельских учителей, отсутствие молодых специалистов, современных методов и техник преподавания, а также проблема коррупции и неформальных платежей, которыми облагают родителей на всех уровнях образования».
 
На период коммунистического правления пришлась также попытка как-то связать образование и рынок труда – при помощи введения квот на поступление в вузы. «Попытка не удалась. В 2005-2006 годах поток студентов был снижен, но проблемы это не решило. Более того, практика квотирования поступления студентов в вузы отрицательно сказалась на финансовом состоянии учебных заведений», - говорит К. Чуря.
 
Как подчеркивает Анна Попа, «самая уязвимая часть учащихся – выпускники профессиональных школ, которые в большинстве своем сразу после окончания учебного заведения становятся трудовыми мигрантами. В профшколах их учат тому, что уже давно не применяется на производстве».
 
Согласно заявлению включившегося в предвыборную борьбу и сложившего полномочия министра образования Леонида Бужора, формально за последние четыре года правления ПКРМ было закрыто 43 учебных заведения. «В результате дальнейших мер по оптимизации, которые планировала предпринять прежняя власть, сокращение должно было коснуться 5 тысяч педагогов», - сообщил прессе Бужор.
 
«Либеральные» меры
 
За время правления АЕИ было реорганизовано 14 школ.  По утверждению последнего главы ведомства, это были учебные заведения, где количество учащихся в классах не превышало 12 человек. Преподавателей из этих учебных заведений перевели на другую работу, детям предоставили транспорт для того, чтобы они могли добираться в школы, расположенные в других населенных пунктах.
 
Такую оптимизацию эксперты также считают неудачной. «Сокращение нерентабельных учебных заведений - правильный путь, но «урезание» должно происходить продуманно и при наличии достаточной политической силы, - замечает Корнел Чуря.-  Поэтому в государстве действует модель, которую декларирует ПКРМ: «Пусть лучше школа будет невыгодной, но человека мы на улицу не выкинем». Однако такая система финансирования школ крайне неэффективна».
 
Нынешнее правительство несколько либерализовало квоты поступления в вузы. Это вызвало увеличение числа студентов, но,  по мнению экспертов, не улучшило ни благосостояние преподавателей, ни ситуацию в высших учебных заведениях.
 
В последний год официальная политическая власть постоянно заявляла, что качество образования растет. «Когда говорят о повышении качества образования, всегда имеют в виду Болонскую систему и ее основные положения, а также процесс перехода на «новые рельсы», – комментирует Корнел Чуря. - Однако существуют большие сомнения, что качество образования на самом деле повышается. Девальвация дипломов вузов, увеличение нагрузки для преподавателей, по-прежнему большие группы –чтобы сэкономить, невысокая зарплата преподавателей и учителей – все эти факторы не могут положительно влиять на качество образования».
 
Данные World Economic Forum, опубликованные в сентябре этого года, подтверждают  – качество высшего образования в Республике Молдова находится на одном из последних мест в Европе. При определении рейтинга учитывались показатели популярности образования, его качества, а также соответствия уровня специалистов-выпускников спросу на рынке труда.
Возможно, нынешняя власть упустила шанс представить обществу реальное достижение - новый Кодекс об образовании. Предполагалось, что он обеспечит вузам большую финансовую автономию, а также облегчит переход от профессионального к университетскому образованию. «Кодекс не пошел, в первую очередь, из-за отсутствия политической воли», - говорит К. Чуря.
 
Реформа нужна, но неуместна
 
По общему мнению экспертов, идеи, предложенные в Кодексе об образовании, либерализируют систему образования и позволяют сделать ее эффективней, но их реализация требует больших социальных затрат. Именно эти затраты делают реформирование системы образования не совсем приемлемым с политической точки зрения. Ведь реформа планирует сокращение преподавательского состава и учебных заведений, что не может не вызвать недовольства среди населения.
 
Впрочем, некоторые «нововведения» руководители вузов решили применить самостоятельно. В Техническом и Аграрном университетах начали исчезать русские группы. В Госуниверситете была предпринята попытка изменить сроки проведения сессии. А преподавательскому составу пообещали снижение дидактических норм и небольшое повышение зарплаты.
 
Преподаватели по поводу очередной попытки реформ шутят: «Кандидаты в парламент старательно рисуют нам картину под названием «Искушение святого преподавателя перед выборами».
 
В этом же электоральном жанре исполнено и недавнее заявление Профсоюза работников просвещения. Он пообещал вернуть  педагогам каникулярные выплаты – они были сняты с зарплат постановлением правительства в конце 2009 года.
 
До ближайших каникул еще далеко, а до выборов – рукой подать. Как оценили предвыборные «художества» учителя, о которых так «качественно» заботились власти на протяжении последних десяти лет – станет известно после 28 ноября.
 
Андрей Рудый

Комментарии (0) Добавить комментарии