Политика

Растраченное покаяние

16.11.2012
{Растраченное покаяние} Молдавские Ведомости
 
Эту инициативу коммунисты уже озвучивали. Летом, на своем последнем съезде партии. Теперь они решили вынести ее на широкое обсуждение.
 
Серия круглых столов с многообещающим названием «Захваченное государство» стартовала на этой неделе. Ее открыл председатель партии Воронин. Однако начал он мероприятие неожиданно – с покаяния.
 
Остается только догадываться, кто убедил одного из самых популярных, да что говорить - самого популярного политика страны пойти на такой шаг. Слабых и раскаивающихся жалеют, им сочувствуют, но никто не последует за покаянным лидером.
 
Воронин, правда, заявил, что публичное признание ошибок - это «не посыпание головы пеплом». «Это искреннее стремление преодолеть сложившуюся ситуацию, найти не просто формы эффективного сопротивления рейдерскому режиму, но и одержать победу в борьбе с ним», - заверял председатель оппозиционной партии.
 
Безусловно, об этом говорит вся страна. Коммунисты выставили себя на посмешище, бросив власть под ноги оппонентов три года назад, потом метались в поисках эффективной оппозиционной тактики, потом позволили себя одурачить демократам и либеральным демократам во время переговоров о новых форматах коалиции, затем профукали Гражданский конгресс. То, что произошло 16 марта, вообще сложно интерпретировать в цензурных выражениях…
 
Но зачем эти темы поднимать на людях самим коммунистам? Как выяснилось, чтобы, как нерадивый школьник, промямлить: «Я больше не буду». Правда в формулировке их лидера это звучит так: «Нельзя проявлять терпимость к явным преступникам, даже если эти преступники рядятся в самые изысканные демократические одежды и расшаркиваются в лояльности перед Брюсселем, Бухарестом и Вашингтоном».
 
Уж не знаю, кто писал речь Владимиру Воронину, но большей «подставы» придумать сложно. Но это к слову.
 
Казалось бы, бросили своего «акелу» под поезд общественного гнева, покаялись, и теперь начнется настоящая оппозиционная работа. Да не тут-то было. Лучшие мужи бывшей партии власти, кто витиевато, кто выразительно, кто гневно, кто задумчиво повторяли то, что каждый вечер обсуждается на любой кухне, и то, что они в течение второй половины прошлого года твердили на центральной площади страны. Власть захвачена, законы попраны, царит коррупция, завтра темно и печально….
  
Вершиной революционной мысли 22-тысячной партии стали три инициативы. Они сводятся к предложению прямого избрания гражданами окружных судей и прокуроров, членов Высшего совета магистратуры, Высшего совета прокуроров и Счетной палаты, муниципальных/районных комиссаров полиции, а также членов Центральной избирательной комиссии и Координационного совета по теле- и радиовещанию.
 
Избрание и назначение судей Конституционного суда, руководителей Высшей судебной палаты и Апелляционной палаты, а также Генерального прокурора предлагается оставить за «представительными органами власти в соответствующих областях, формируемых напрямую народом».
 
Вот именно таким способом Партия коммунистов намерена привести систему государственной власти в нашей стране в соответствие с принципами подлинного народовластия и ликвидировать феномен «захваченного государства».
 
Что называется - занавес! Всем спасибо, все свободны! Особенно пошло напыщенное подражательство коммунистов роденовскому мыслителю выглядит в глазах стариков и молодежи.
 
ПКРМ сохранила и даже приумножила поддержку юного поколения. Но горячие юные головы уже сдаются перед тягостным ожиданием настоящего сопротивления. Им бы листовки составлять, жечь глаголом политической сатиры, вести громкие расследования… Слова о революции в устах главных красных идеологов звучат так манко, так притягательно… Однако вот уже полгода за словами ничего не следует, кроме рассуждений о необходимости радикально изменить общественные отношения.
 
Да, собственно, сейчас, после признания Владимира Воронина в том, что Партия коммунистов наивна и доверчива, слабохарактерна и близорука, вряд ли это должно удивлять. Если бы коммунисты знали, что делать, они бы это уже делали. А пока они подобны премьеру Филату, который говорит, что не комментирует всех существующих в стране проблем, чтобы еще больше не ухудшить ситуацию. И в то же время на голубом глазу утверждает, что «через пять лет у нас все однозначно будет хорошо».   
 
Идея с всенародными выборами судей и прокуроров так же, как и покаяние Воронина, это патроны, растраченные впустую. Такая система уже 150 лет действует, например, в США. Но здесь есть соответствующая база - система гражданского консенсуса. Американцы сто лет убивали друг друга, а потом решили, что лучше договориться о критериях и начать избирать шерифов и судей.
 
Гражданский консенсус - это принципиальное согласие основной массы граждан соблюдать установленные правовые условия, в рамках которых должны достигаться частные цели. Основывая штаты, английские колонисты в Америке, заключали договоры, по которым они «объединялись в гражданский политический организм для лучшего самоуправления...». В силу этого соглашения они ввели законы и ордонансы, которым пообещали следовать и подчиняться.
 
Французский политический деятель Алексис де Токвиль называл гражданский консенсус обязательным предварительным условием демократии и фактическим основанием власти.
 
Недавно я лично убедилась, что бюллетень для голосования в этой стране подобен опроснику социологического исследования. В нем предлагалось проголосовать не только за того или иного кандидата в президенты, но и выбрать сенаторов и конгрессменов, судей, руководителей местной власти и разных общественных управ, а также ответить на ряд вопросов в рамках референдумов. В целом вместе с выборами президента в 50-ти штатах США 6 ноября прошли 14 тыс. других выборов разных уровней и назначений.
 
Подобную систему попытались применить в Южной Америке. Но ни в одной стране этого континента она не прижилась. Южноамериканцы просто не способны определиться с тем, каким должен быть, например, судья, чтобы не наигрывать чьим-либо интересам, и по каким признакам следует заключать, что он наигрывает, а также, что делать в случае, если он наигрывает.
 
У нас то же самое. Сейчас коммунисты в один голос кричат, что в стране нет ни одного нормального судьи, но до 2009-го точно так же бесчинствовали нынешние власть предержащие. И тогда проигрывали одни, а сейчас – другие.
 
К тому же у нас нет единой системы ценностей. Нет цельной, связанной общей идеей гражданской нации. А как следствие, нет и единой цели, которая бы объединяла отдельных индивидуумов, проживающих в нашей стране. То есть никакая договоренность сейчас в принципе невозможна.
 
Так что «прорывные» инициативы коммунистов не более чем очередной пшик, новая порция красной лапши. Хотя они это называют «условиями высочайшей необратимости», «горячей смесью идей и проектов». Ну что ж, возможно, председатель года через два согласится покаяться еще раз.
Наталья Узун

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Настоящая демократия появляется снизу. В Европе сначала существовало местное самоуправления в виде прав мелких феодальных правителей и самоуправления городов. Затем оно оформилось в национальные парламенты. В тоже время большевистский проект 17-го как и либеральный 91-го были внедрены насильственно сверху. Особенно это ясно каждый чувствует в жилищно-коммунальной сфере. Власть нахально обирает каждого жителя за несуществующие услуги. Именно поэтому Новая Молдова РМ фактически обречено, как государство. Не говоря о полном отсутствии природных ресурсов.