Общество

Реформирование реформы

10.11.2010
Выносливость пенсионеров удивляет. Эту, пожалуй, самую крупную категорию избирателей политики на протяжении многих лет кормят одними обещаниями. Забота государства о социально незащищенных слоях населения в период между выборами традиционно оставляет желать лучшего. Эксперты сходятся во мнении, что независимо от смены партий во власти положение пенсионеров к лучшему не меняется.
 
Проценты «выживаемости»
 
Проследить, насколько пенсионерам хватает их пенсий, можно по отчетам Национальной кассы соцстрахования и Министерства труда, соцзащиты и семьи. Процентное соотношение пенсии и прожиточного минимума в 2005 году составило 61%, в 2006 – 57%, в 2007 – 60%, в 2008 – 57%. В 2009-ом планка поднялась «аж» до 78%. Прожиточный минимум для пенсионеров составил 1022,8 леев, а средняя пенсия – около 800 леев. Вроде прогресс налицо. Но с другой стороны, главное достижение электорального 2009 года, по сути, означает, что пенсии остались на 22% меньше, чем необходимо для выживания.  
 
С приходом к власти в 2010 году Альянса “За европейскую интеграцию» ситуация лишь ухудшилась. По данным Национального бюро статистики, размер прожиточного минимума для пенсионеров составил 1197,2 лея, а средний размер пенсии по возрасту - 836,5 лея. То есть в среднем пенсия сейчас покрывает 70% прожиточного минимума.
 
Но ведь есть пенсии намного меньше средней. Согласно отчету НКСС, минимальная пенсия для работавших в экономическом секторе в этом году составила 594,62 лея, а для бывших работников сельского хозяйства - 529,37 лея. Доходы этой категории  покрывают соответственно 50% и 44% от прожиточного минимума.
 
Много вопросов вызывает и сама методика расчета прожиточного минимума: интересно, тот, кто устанавливал его для пенсионеров, пробовал прожить месяц на 1200 леев?
 
Между тем в статье 47 Конституции прописано, что государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня. Вопрос в том, насколько достойным можно назвать уровень вполовину прожиточного минимума?!
 
Получается, что за победными рапортами о росте коэффициента соотношения пенсий и прожиточного уровня в действительности скрывается перманентное нарушение конституционных прав граждан.   
 
«За последние годы в этой сфере ничего не изменилось, - считает доктор экономических наук Елена Горелова. - Пенсии по возрасту сегодня получают 458 тыс. человек, и это – самые бедные люди в стране. Соотношения между прожиточным минимумом пенсионера и размером пенсии, между прожиточным минимумом работающего и его заработной платой – существенно разнятся. На протяжении нескольких лет заработная плата увеличивалась, а пенсии – нет. В итоге средняя пенсия в Молдове меньше средней зарплаты в два с лишним раза. Это плохой показатель. Нельзя не назвать критической ситуацию, в которой пенсии на протяжении последних десяти лет так и не дотянулись до прожиточного минимума». 

Промахи и просчеты
 
«На протяжении многих лет в системе выплаты пенсий не учитывались тенденции развития населения, - говорит  кандидат от ДПМ Валентина Булига, занимавшая в правительстве Филата должность министра труда, социальной защиты и семьи. - Сейчас люди старше 60 лет составляют 14% от общего числа граждан. Кроме того, постоянно уменьшается количество людей, которые работают в экономическом секторе страны. В январе 2001-го занятое население составляло 1 млн 616 тыс. человек, а в январе 2009 - 1 млн 265 тыс. человек. И если в 2001 году на одного пенсионера приходилось 2,5 работающих, теперь фактически на одного пенсионера приходится один работающий».
 
В. Булига назвала самой большой ошибкой то, что раньше сохранялись привилегии только для нескольких категорий населения. «Нельзя допускать, чтобы кто-то получал пенсии в 5000 леев, а кто-то - 800», - подчеркнула экс-министр.
 
По ее мнению, критика первоапрельской индексации несправедлива: «Мы действовали в рамках закона. И, поскольку индексация получилась небольшой, мы ввели социальные компенсации в холодное время года для тех, у кого доход ниже определенной суммы. Так как в январе, феврале и марте денег в бюджете не было, решили выплатить компенсации тем, кто старше 65-и лет и чей доход меньше 700 леев. На период ноября-декабря возрастной ценз снят, а планка дохода поднята до 900 леев».
 
Другого мнения придерживается Е. Горелова: «Не лучше ли было сразу направить бюджетные деньги на пенсионные выплаты – вместо использования           перераспределительного механизма, когда изначально назначаются невысокие пенсии, а затем включается несовершенная система социальной помощи. И выходит, что люди старшего возраста должны ходить и собирать справки, чтобы доказать, что они имеют право на компенсации и пособия».
 
Критерии справедливости
 
«В первую очередь, необходимо изменить механизм индексации, - говорит Е. Горелова, - Ведь процентная индексация только увеличивает разрыв между маленькими и большими пенсиями в леевом эквиваленте».
 
Необходимость изменения системы индексации поддерживает и В. Булига. «Нужно разработать проект, согласно которому индексация будет проводиться только для минимальных пенсий. А все пенсии выше установленного уровня, индексироваться не будут. К тому же, процесс этот можно проводить не раз в год, а как минимум два – в зависимости от ситуации».
 
Есть и другое предложение - обеспечить всем равные условия выхода на пенсию. «Если по закону пенсионный стаж составляет 30 лет, то надо работать 30 лет, а затем уходить на пенсию. К примеру, судьи работают 12 лет, выходят на пенсию в 50 и получают 65% от зарплаты. Разве это справедливо?» - говорит В. Булига.
 
Необходимость пенсионных реформ отмечают специалисты независимого исследовательского центра Expert-grup. В исследовании «Целесообразность внедрения в Молдове системы частных пенсий» эксперт Адриан Лупушор отмечает: учитывая старение нации, увеличение количества пенсионеров, а также величину зарплат, с которых отчисляются налоги для обеспечения пенсионеров нормальными выплатами, социальный налог вскоре пришлось бы увеличить до 49%. Это нонсенс, не имеющий  аналогов за рубежом.
 
Выход из ситуации А. Лупушор видит во внедрении системы частных пенсий. Она успешно действует во многих странах: ее используют Польша, Прибалтийские государства, Венгрия, Словакия, Болгария, Греция, Румыния. В 2008 году «робкая попытка» нововведения была сделана и в нашей стране, но принятый тогда закон о негосударственных пенсионных фондах не работает – для этого не были созданы соответствующие условия.
 
Интересно, что практически каждый из опрошенных «МВ» экспертов говорил, что пенсионная реформа назрела уже давно, и провести ее надо было еще вчера. Но никто из власть имущих всерьез за решение проблемы так и не брался. Все  ограничивались обещаниями, «латанием дыр» в профильном законодательстве и введением новых, таких же мизерных, как и пенсия, компенсаций.
 
Пожилые люди, как самая дисциплинированная часть электората, по-прежнему готовы идти к урнам для голосования и решать участь государства. Того самого, которое их собственную участь, похоже, уже давно предрешило.
Виталий Цопа

Комментарии (0) Добавить комментарии