Общество

Сельские школы: эксперты требуют реформ

16.06.2010
Выводы, сделанные в обнародованных за прошедшую неделю исследованиях в сфере среднего образования, могли бы стать весьма полезными для комиссии, занимающейся «корректированием» нового Кодекса об образовании. Можно даже сказать, что комиссии следует в полной мере заинтересоваться выводами исследований по поводу сельских школ, а не «отчетами», которые приходят из районов.
 
«Пустые» школы и бесправные дети
 
Реальное же положение дел в стране таково, что согласно данным статистики в Молдове существует 116 районных школ с количеством учеников меньше 100 человек, и 414 - с количеством от 100 до 200. А из 115501 мест, декларируемых по республике, занято порядка 56355.
 
Согласно опросам, проведенным специалистами центра «Expert-Grup», 48% считают, что государство не обеспечивает одинакового доступа всех детей к образовательному процессу. Кроме того, в качестве причин такой катастрофической ситуации респонденты указывали отсутствие средств у семей, отсутствие школ, их удаленность и низкий уровень квалификации педагогического состава. Однако, опрос учителей и директоров 128 школ выявил, что доходы семьи не являются основной причиной непосещения школ детьми, а наиболее весомый фактор – «родители уехали на заработки», а также «некомпетентность тех, кто не уехал».
 
К тому же, ни для кого не секрет, что дети из сел чаще других бывают ограничены в доступе к образованию: родители предпочитают использовать детей в хозяйственных нуждах, вместо того, чтобы они посещали школу. Ситуация широко распространенная и знакомая каждому. Об этом знали все, и это воспринималось как само собой разумеющееся. Да, помогать родителям необходимо, но когда в 30 градусную жару 10-летних детей выводят на прополку «огорода» невообразимых размеров – это ли не преступление?
 
«Необходимо в первую очередь проводить работу с родителями, попытаться изменить менталитет. Во-вторых, следует предусмотреть комплекс мер, которые будут защищать детей от подобных ситуаций и сдерживать родителей», - комментирует проблему директор «Expert-Grup» Валерий Прохницкий. – «По крайней мере, необходимо разработать санкции не только административного, но и уголовного порядка. Ведь, согласитесь, помощь детей родителям не должна быть похожа на рабский труд. А зачастую у нас бывает именно так».
 
А между тем, Конституция РМ предусматривает равные для всех возможности в реализации права на образование. И, кстати, Кодекс о правонарушениях РМ предусматривает за «невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанности содержания, воспитания и обучения ребенка» наложение штрафа в размере от 100 до 400 леев.
 
Кроме того по предложению В. Прохницкого, «необходимо отказаться от монетаризации помощи», предоставляя семьям то, в чем они действительно нуждаются. Это поможет устранить проблему, при которой «средства не доходят до детей, оставаясь у родителей. Например, нужны детям костюмы, им должны дать костюмы, а не деньги на них».
 
Однако решение проблемы не носит одностороннего характера. Это в первую очередь «связано с менталитетом». «Его необходимо менять. Посудите сами, разве нуждающаяся семья, которую оштрафовали за то, что их дети не посещают школу, изменит свое отношение к этой проблеме? Думаю, нет. Даже наоборот: чтобы возместить убытки, семья будет вынуждена работать вдвойне», – говорит В. Прохницкий.
 
Дискриминация в школе?
 
Похоже, да. Именно дискриминация. Дискриминация детей с ограниченными возможностями и ромов (лиц цыганской национальности). Кроме того продолжает оставаться острой проблема насилия в школе.
 
Согласно статистике, на сегодняшний день в Республике Молдова из 14861 ребенка с ограниченными возможностями учатся только 3792. И дело здесь не столько в финансовых возможностях семьи, а в первую очередь, отношением окружающих к ним. Проведенный по этой проблеме опрос показал, что 35% считает, что дети с ограниченными возможностями не могут полностью интегрироваться в современное общество и получить образование. Причину тому респонденты видят в негативном отношении педагогов и одноклассников, а также отсутствие в образовательных и прочих учреждениях специальных приспособлений для таких детей: начиная от пандусов и лифтов, заканчивая специальными туалетами.  
 
Эксперты «UNDP Moldova» опросили почти 3 тысячи человек, среди которых были  директора, учителя, ученики, администрация МПУ и сотрудники донорских организаций, оплачивающих проекты по образованию в РМ. В результате проведенного опроса выяснилось, что только 26% педагогов воспринимают ромов как «равных себе коллег или учащихся». Остальные же относятся к ним крайне негативно, считая их «людьми второго сорта».
 
Согласно этому же опросу 42% преподавателей сказали, что применяют к ученикам насилие в «исключительных случаях», и только 20% заявили, что никогда этого не делают. Результаты исследования показали, что насилие гораздо чаще применяется в сельских школах. 64% опрошенных учеников рассказали, что подвергались ему хотя бы один раз, а 18% упомянули, что такие случаи в их учебных заведениях имеют место очень часто.
 
В довершение картины, следует упомянуть о том, что словосочетание «права человека» для многих детей так и остается красивым словосочетанием. Только в 41% школ респонденты сказали, что «были попытки проводить мероприятия по информированию детей о правах человека» и лишь только в 10% они проводятся регулярно.
 
Предположить почему не проводятся такие занятия легко: преподавателю легче управлять детьми, которые ничего не знают о своих правах. Такой подход учителей к уважению прав ребенка, к сожалению, оставляет желать лучшего.
 
«Все равно хочу учиться!»
 
Как ни странно, несмотря на все это, исследователи «Expert-Grup» сделали вывод, что шансов на поступление в ВУЗы у выпускников сельских школ выше. И, к сожалению, связано это отнюдь не с качеством образования в районных школах и лицеях. Эксперты указывают, что сельские педагоги руководствуются в оценке знаний учеников совершенно другими критериями: дружескими, родственными связями с родителями, личным отношением к ученику, его успеваемостью по другим предметам и так далее. А эксперты «UNDP Moldova» приводят еще и другу вызывающую беспокойство цифру: 9% учителей признались, что они «никогда не объясняют ученику, за что выставлена та или иная оценка».
 
Таким образом, оценки, с которыми сельские выпускники приходят в ВУЗы, гораздо выше, чем у выпускников городских школ и лицеев. Налицо едва ли оправданная положительная дискриминация, усиливающаяся еще и тем, что приоритетом для сельских жителей сегодня является высшее, а не профессионально-техническое образование, которое сегодня получает только 32% вчерашних выпускников. Это обусловлено тем, что, согласно опросам  «Expert-Grup», подавляющее большинство сельских жителей считают, что «профтехучилища» - удел тех, кто не может оплатить высшее образование. Кроме того, приток денег от гастарбайтеров сделал высшее образование доступным для широких слоев населения.
 
Авторы исследования отмечают, что все опрошенные относятся со скептицизмом к возможным переменам в сфере образования, по крайней мере в сельских учебных заведениях. Впрочем, сами исследователи считают, что «сдвинуть дело с мертвой точки» может помочь грядущее принятие Кодекса об образовании. Как заметил один из экспертов, принимавших участие в исследовании, А. Гремански: «Позитивным моментом для системы образования станет ситуация, когда ответственные за принятие Кодекса лица рассмотрят наши предложения по поводу децентрализации, серьезно отнесутся к проблемам детей с ограниченными возможностями, а также примут меры по обеспечению доступа к качественному среднему образованию для всех категорий населения».  
Виталий Цопа

Комментарии (0) Добавить комментарии