Общество

Страна нищеты и патриотизма

03.12.2013
{Страна нищеты и патриотизма} Молдавские Ведомости
В конце октября мировая ассоциация по аудиовизуалу франкофонии организовала конференцию в столице Республике Чад. От Молдовы участие в ней приняли председатель КСТР Мариан Показной и член совета, известный писатель-историк и исследователь Юрие Колесник. Ученый признался, что наших соотечественников, к сожалению, он там не отыскал, но рассказал немало интересного о контрастах местной действительности.
 
- Чтобы попасть в эту центрально-африканскую страну, пришлось проделать немалый путь. Прежде всего, нам сделали целый ряд серьезных вакцин, без чего визу получить невозможно. Летали в Москву,  там находится ближайшая дипмиссия Чада.
 
Перелет в страну занял много времени: из Москвы через Рим с пересадками еще семь часов полета до столицы Эфиопии Аддис-Абебы (или «столицы Африки» как ее еще называют). Довольно большой, даже по европейским меркам, аэропорт напомнил советские времена: очередь в единственный туалет была как в мавзолей Ленина.
 
Оттуда еще пять часов полета до Нджамена - столицы Чад. Главный аэропорт страны очень мал, проверяют не менее тщательно, чем на крупных международных авиагаванях - подлинность виз, наличие вакцин, сканировали отпечатки пальцев. Лишь затем нас провели в ВИП-зал, откуда затем повезли в гостиницу.
 
Отмечу, что все три дня визита по этой стране мы передвигались исключительно на автомобилях в сопровождение солдат и полицейских с автоматами: есть проблемы безопасности иностранных гостей.
По дороге из аэропорта и на улицах города меня поразил пейзаж: на  обочинах - небольшие квадратные постройки из фанеры, похожие на гаражи. Я подумал было - откуда так много машин? Оказалось, в этих коробках живет подавляющее большинство людей.
 
Меня многое поразило в столице Чада. К примеру, там каждый разъезжает как хочет, не соблюдая правил дорожного движения. Любопытно, но при довольно интенсивном движении и при единственном светофоре у них нет дорожно-транспортных происшествий. Понять этот феномен я так и не смог. На улицах Нджамена много старых мотоциклов и джипов, только на них можно передвигаться по ужасным дорогам.
 
В городе нет больших магазинов. Товары, в том числе и продовольствие, покупают в магазинчиках, размещенных в фанерных пристройках впритык к домам-«гаражам». О том, что в Чаде опасно покупать продукты, нас неоднократно предупреждали в Кишиневе, в Москве, в аэропорту и в гостинице.     
 
Участников конференции разместили в одном из двух пятизвездочных отелей, откуда было категорически запрещено самостоятельно выходить в город. Там была усиленная охрана. При первом же посещении государственного учреждения под охраной солдата с автоматом мы увидели двойной кордон заборов. Мне это напомнило средневековые крепости.
 
Мы встретились с премьер-министром, членами правительства, парламентариями и военачальниками страны. И были немало удивлены, узнав, что в стране, которая считается одной из беднейших в Африке, существуют три государственные телекомпании. Меня поразила уже в ходе первой встречи с высокопоставленными чиновниками этой страны их забота о государстве, его проблемах и имидже. Они эмоционально и искренне обсуждали это с нами. Молдавским чиновникам не помешало бы поучиться у африканских коллег патриотизму и усердию в продвижении имиджа страны. Руководство Чада не скрывало гордости, узнав о том,  что председателем влиятельной международной организации по аудиовизуалу на следующий год избран представитель их страны.  
   
На приеме у министра коммуникаций нам рассказали, что в стране при отсутствии развитой электроэнергетической системы и нормальных дорог свыше 4 миллионов граждан пользуются мобильной связью. Удивило гостеприимство жителей Чада, похожее на наше, кстати, схожи и флаги.  Жители, как и молдаване, ставят на стол для гостей самое лучшее, поют и танцуют. К сожалению, мы не рискнули отведать блюда и напитки. Зато с удовольствием участвовали в песнях и танцах.
 
На примере Чада я убедился в том, что африканские государства стремительно развиваются. Приоритет – создание национальной элиты. С каждым годом выделяется все больше средств для обучения молодежи в зарубежных вузах Европы и постсоветского пространства. В центре города недавно возведено внушительное двухэтажное каменное здание, на первом этаже которого - музей истории, на втором – национальная библиотека. Я встречался с молодыми людьми, вернувшимися после обучения за рубежом. Они не менее эмоционально рассказывали о стране, ее истории, культуре и будущем.  
 
Мы посетили два села на берегу озера Чад, чтобы познакомиться с бытом крестьян. Там живут представители различных народностей, всего, как мы узнали, в стране 200 этносов. Иностранцев сюда привозят, видимо, для того, чтобы показать, как мирно все  уживаются. Но уровень жизни нас ужаснул. Живут в таких же домах из фанеры, только круглых, без окон и дверей. Спят вповалку на полу на циновке или одеяле. Вокруг горы мусора.  Живут рыболовством и выращиванием сельхозпродукции. Воду для питья берут прямо из озера, где моют посуду и стирают белье. Для нас приготовили блюда из рыбы и баранины, выставили на стол и крепкий напиток из цитруса. Мы вежливо отказались. Многочисленная общительная детвора оставила нас без ручек, блокнотов, запонок – все пошло на сувениры. 
 
В другом селе нас встретили еще радушнее. Поют и танцуют там действительно прекрасно. Самое яркое впечатление оставила экскурсия по крокодиловым фермам. Крестьяне привязывают этих животных веревкой их за лапу к забору, как у нас - свиней. Крокодилы содержатся в ужасных условиях, и европейские защитники животных призывают наказывать хозяев ферм.
Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии