Общество

Трагедия, покалечившая судьбы

17.12.2010
{Трагедия, покалечившая судьбы} Молдавские Ведомости
Четыре года назад у нас случилось непоправимое горе. 16-го июня 2006-го года автомобиль под управлением Людмилы Вакарчук, находившейся в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на группу людей. Среди трех погибших были моя дочь Валентина Киларь 1984 г.р. и мой зять - Андрей Могорян , 1982 г.р. Их девятимесячная дочь – Даниэла Могорян - осталась сиротой. Но беда, как известно, не приходит одна. После перенесённого стресса слёг с тяжёлым заболеванием сердца мой муж В. М. Киларь. Чтобы его спасти, пришлось сделать две сложные операции. В итоге супругу дали группу инвалидности.
 
Вы себе не представляете, как это тяжело: на моём иждивении – ребёнок-сирота, муж-инвалид, да и я состою на учёте у кардиолога с диагнозом сердечная недостаточность. Я понесла огромный моральный и материальный ущерб. Похороны двоих детей, расходы на операции мужа и содержание грудного ребёнка тяжело ударили по семейному бюджету. Растить внучку стало непосильной ношей для меня. Никаких компенсаций за моральный ущерб и все материальные расходы виновница всех бед нашей семьи – Людмила Вакарчук – нам не выплатила. Мало того, судебное разбирательство проходило без моего присутствия, так как я в то время неотлучно находилась в больнице рядом с прооперированным мужем. До настоящего времени меня никто не посчитал нужным ознакомить и с решением суда.
 
За минувшие 4 года и 4 месяца моей внучке, оставшейся без родителей, ни разу не оказали ни материальную, ни гуманитарную помощь. Даже в Международный день защиты детей не вспоминают о нашей сиротинушке. Куда я только не обращалась за помощью, но везде один ответ – не положено. А работники отдела социального обеспечения, куда я тоже ходила с мольбами о поддержке, мне язвительно ответили: «Если вам не хватает денег, устраивайтесь на работу». Разве можно быть такими черствыми людьми? И как можно советовать человеку искать работу, не зная истинной причины, по которой он это не делает.
 
Уважаемая редакция, помогите мне, пожалуйста, достучаться до сердечных людей, которые смогут найти способ поддержать мою внучку материально. Разве у детей-сирот нет льгот? Разве им не положена компенсация на уголь и дрова, или хотя бы раз в год материальная помощь? Прошу вас не отказать в моей просьбе и помочь».
 
С уважением, ваша читательница Н.Г. Киларь.
 
 
 
Невозможно оставаться равнодушным, читая письмо Натальи Киларь, опубликованное в предыдущем номере «МВ». От дорожно-транспортного происшествия не застрахован никто из нас, но слышать о том, что в ДТП погибли люди, и их дети остались сиротами - особенно больно. Корреспондент «МВ» встретился с автором письма и членами ее семьи и попытался хоть чем-то им помочь.
 
Для Натальи Георгиевны Киларь письмо в редакцию – это крик души, последняя надежда на то, что удастся что-то изменить в этой создавшейся сложной ситуации. Трагедия, которая произошла 16 июня 2006 года, навсегда изменила жизни и судьбы стольких людей. Родители до сих пор не могут прийти в себя от потери: их дети были молоды, хотели жить, работать, растить и воспитывать детей. Они так радовались, что первенец у них дочь. «Андрей говорил, что Господь им послал первой дочку Даночку, чтобы она потом помогала маме нянчить братиков, - вспоминает с горечью Наталья Киларь. - У них было много планов, которые они обязательно бы реализовали, ведь в молодости можно горы свернуть!»
 
Трагедия за трагедией
 
А все обернулось трагедией, и Дана осталась сиротой. Из разговора с моими собеседниками выяснилось, что судебное разбирательство по делу о том ДТП началось в сентябре 2006 года. Наталья Киларь и ее супруг присутствовали только на первых двух заседаниях суда. На третье, на котором выносился приговор по делу, по уважительной причине не смогли явиться (супруг Натальи Киларь перенес две операции на сердце  и нуждался в тщательном уходе). «Когда мы в декабре вернулись в Липканы, я отправила запрос в суд г. Бричаны с просьбой прислать мне решение по делу, - рассказала «МВ» Н.Г. Киларь. – Но в пришедшем ответе говорилось, что за решением следовало обращаться лишь в течение последующих десяти дней после суда. Так никакой информации мы и не получили».
 
По словам Натальи Киларь, в январе 2007 года по апелляции прокурора в Бельцах состоялось еще одно судебное заседание, на котором виновнице ДТП Людмиле Киларь вынесли окончательный приговор – 8 лет строгого режима. Но, как утверждает Наталья Георгиевна, правонарушительница не отсидела даже половины назначенного ей срока. Мало того, не возместила ни моральный, ни материальный ущерб, причиненный осиротевшей Дане Могорян, хотя в иске эти требования были.
 
Душа болит, а сердце плачет
 
Прошедшие 4,5 года со дня смерти дочери и зятя, не залечили душевные раны Натальи Киларь. Она прилагает максимум усилий, чтобы вырастить и хорошо воспитать оставшуюся на ее попечении внучку, но это так сложно в наше время. По словам собеседницы, помимо того, что ей не возместили моральный и материальный ущерб, она до трехлетнего возраста внучки ни разу не получала пособие по уходу за ребенком. За прошедшие четыре года Дане, как сироте, местные власти не выделили ни одного лея к Международному дню защиты детей.
 
Как стало известно «МВ», Наталья Киларь, как опекун внучки, получает ежемесячное пособие в размере 500 леев, а самой Дане из бюджета соцстрахования выплачивается пенсия по потере кормильца – 299 леев в месяц. Плюс примэрия города Липканы взяла на себя расходы по оплате детского сада. 
 
Наталья Киларь сетует, что нездоровье ее и супруга не позволяет им работать. Их семейного бюджета едва хватает, чтобы сводить концы с концами, а ведь внучка растет, увеличиваются потребности, но денег взять неоткуда.
 
Помогли, чем смогли
 
Чтобы выяснить, чем местные власти могут помочь семье Киларь, корреспондент «МВ» встретился с председателем Бричанского района В.П. Череватым. Из документов, предоставленных главе района отделом социального обеспечения, удалось выяснить, что помощь семье Киларь оказывается, но в основном ее главе, Василию Михайловичу. Помимо пенсии по инвалидности, он получает ежегодно единовременную компенсацию в размере 875 леев на отопление и ежемесячно по 27 леев на оплату услуг за газ и электроэнергию. В марте 2010 года ему была выплачена материальная помощь в размере 400 леев. Однако практически такая сумма в месяц у Василия Михайловича уходит на лекарственные препараты, без которых он не проживет и дня.
 
Согласно документам, Дана Могорян в 2010 году дважды получала материальную помощь (по 200 леев) – в мае и к 1 сентября. Наталья Киларь с января по июнь 2009-го получала компенсацию в размере 37 леев, с февраля по июль 2010-го на семью была выделена социальная помощь в размере 49 леев.
 
Как видно, материальная поддержка семье Киларь оказывается, но в таком мизерном размере, что сложно это вообще назвать помощью.
 
По словам председателя Бричанского района, местный райсовет может помочь семье Киларь лишь единоразовым пособием в размере 2000 леев, для чего Наталье Киларь следует в ближайший приемный день подать заявление с просьбой о материальной поддержке.
 
Попыталась корреспондент «МВ» выяснить в суде города Бричан, почему с виновницы ДТП не взыскали моральный и материальный ущерб, причиненный осиротевшей Дане Могорян. У судьи Киртоагэ мы выяснили, что по иску Анжеллы Руссу, потерявшей в той аварии своего мужа и оставшейся с двумя детьми, с гражданки Вакарчук ежемесячно взыскивается по 500 леев на содержание несовершеннолетних. Что же касается семьи Киларь, то у судебного исполнителя Руслана Павловского мы выяснили, что «исполнительного документа о взыскании с гр. .Вакарчук в пользу гр. Киларь материального и морального ущерба у них на производстве не имеется». То ли документ был утерян, то ли его кто-то специально «потерял», так как Наталья Киларь уверяет, что компенсацию она потребовала. Такой вот замкнутый круг!
 
К счастью, Дана Могорян, еще очень мала, чтобы вникать во все «взрослые проблемы». Если она по малолетству верила в то, что маму можно оживить, то, чуть повзрослев, поняла, что такого чуда не произойдет. К счастью, у Даны есть дедушка, две бабушки и тетя, которые окружают ее своей любовью и заботой, стараясь заменить рано ушедших в мир иной родителей. Молиться за упокой своих родителей, Валентины и Андрея Могорян, Дана еще не умеет, зато она рассказывает Богу свои детские мечты – ей очень хочется компьютер. А еще выучиться и стать врачом, чтобы вылечить больное сердце дедушки.
 
Огромные открытые глаза. Искренний взгляд. Очень хочется, чтоб жизнь дарила Дане только радость!
 
Ольга ШЕВЧУК

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Идите в церковь, без зла в сердце, расскажите вс батюшке, Вам объяснят какой молебен заказать Вс решится. Мало, виновным не покажется

  • x

    да оказывается бардак в БРИЧАНАХ , а совсем недавно .1,9 года назад, БРИЧАНЫ были одним из лучших районов Молдовы ... куда делась былая слава района передовика ???

  • x

    Тут все достаточно просто: нужно поднять решение суда. Если там приутствует решение о компенсациях и возмещении ущерба, то это уже к судоисполнителям. А если нет, то увы, "поезд ушел". Виновница уже понесла наказание, отсидела пусть не сколько положено. Дважды наказывать не принято,