Политика

Цена не включена

25.05.2012
{Цена не включена} Молдавские Ведомости
 
Для изменения народных приоритетов понадобилось меньше года. И это при невиданной активности европейцев в Молдове в течение этого же периода. Они софинансируют практически все государственные программы, в том числе по проведению многочисленных реформ, активно поддерживают деньгами неправительственный сектор, сферы социальной помощи, а также реанимацию дорог и другой инфраструктуры. Всего по различным программам наша страна в 2011-м получила от ЕС почти 300 млн евро.
 
Причина спада доверия и интереса к Европе проста как китайский карандаш. Ежедневно все телеканалы, газеты и Интернет-СМИ сообщают о новых европейских программах поддержки. Их стоимость, как правило, выражается миллионами евро. Но большинство жителей страны эффекта от поступления этих денег не чувствуют.
 
Где-то отремонтировали школу, где-то запустили водопровод, открыли социальный центр или начали полезную для предпринимателей программу… Но в целом на качестве жизни в стране все это не сказывается. Как следствие, люди воспринимают новости о заинтересованности европейцев в нашем будущем как миф, далекую от реальности сказку, попросту обман…
 
Одновременно со снижением интереса к ЕС падает доверие к власти. Чем выше она поднимает флаг евроинтеграции и шире им размахивает, тем хуже показатели соцопросов. Уровень недоверия к власти вырос с 46% до 70%.  
 
Это красноречивое свидетельство: люди стали отделять Европу от евроустремлений и евродеклараций молдавских политиков. Те огромные деньги, которые поступают в страну, в представлении большинства жителей, достаются правителям, которые используют их либо неправильно, либо в своих интересах.
 
Власть все еще полагает, что ситуацию можно выправить и вернуть счастливые времена, когда широко жила вера в то, что именно совместные усилия трех объединившихся в альянс партий, приведут страну в будущее, в котором не будет коррупции, бедности и тотального хамства. Власть намерена сделать решающий рывок – добиться безвизового режима поездок в Европу для жителей Молдовы. Европа не дает никаких гарантий, запущено сразу несколько программ по возвращению молдавских гастарбайтеров из ЕС; все, кто строит планы на личное будущее на Западе, уже либо имеют паспорта европейских стран, либо ждут получения гражданства в ближайшее время… Но власть продолжает настаивать на получении безвизового режима для РМ, как на панацее от всех бед, чудесной палочке-выручалочке…
 
Дайте Молдове новую конфетку, и она воспрянет евродухом, советуют молдавские эксперты европейским партнерам. Те в ответ пока только обещают расширить программы помощи, включить в них приднестровцев, внимательнее проанализировать проблемы молдаван…
 
На пороге непреодолимой бедности
 
«У Молдовы осталось года два-три, чтобы осознанно оценить, какова реальная ситуация в стране, и куда ей следует двигаться дальше», - убеждена доктор экономических наук Елена Горелова.
 
По ее словам, Молдова все глубже входит в круг отсталых стран. Наметившийся было экономический рост не изменил этого процесса. Напротив, с улучшением показателей экономического роста увеличивалось экономическое отставание. То есть бедность не удалось преодолеть, даже приблизившись к Европе вплотную. Доход на душу населения составляет в нашей стране 2000 долларов в год. Это в четыре раза меньше, чем в среднем по СНГ. Каждая пятая семья в Молдове живет за чертой бедности.
 
Именно потому, что неизменно увеличивается уровень экономической отсталости нашей страны, сюда не идут инвестиции. Ни европейские, ни российские, ни китайские – никакие. Кое-какие деньги вкладываются, но… Чтобы было понятнее: за несколько лет иностранные инвесторы вкладывают в страну столько денег, сколько молдавские гастарбайтеры присылают за один год.  
 
Дефицит торгового баланса, разница между тем, сколько мы продаем и сколько покупаем, достигла почти 3 млрд долларов. Это больше чем весь бюджет страны. «Такая ситуация грозит экономическим коллапсом», - предупреждает Елена Горелова.
 
На вопрос, что делать, экономист жестко рекомендует – считать и анализировать. Жестко, без оговорок, популизма и ложного стыда. Абсолютно все политики, приходящие к власти, обещали нашей стране процветание, но никто не выполнил обещанного. Ситуация лишь ухудшается. Политические мечтания – путь к катастрофе. Только цифры безжалостно покажут истину.
 
В последний раз большой анализ состояния и возможностей Молдовы проводился в конце 90-х. С тех пор только выдавали политическое желаемое за экономически действительное. И бросались то на Запад, то на Восток.
 
Не в союзах дело
 
Все дело в том, что вопрос, куда интегрироваться Молдове – в Европейский союз или в Евразийский, не является фатальным. Она может добиться результатов при любом выборе, утверждают экономисты. Этот выбор исключительно политический. Вопрос в том, какую цену заплатит наша страна за ту или иную интеграцию.
 
Выбираем Европейский союз и теряем евразийский рынок. Сейчас по территории СНГ мы перемещаемся без виз, продаем туда половину нашей продукции, там работает 60% наших гастарбайтеров, в основном мужчин. Кроме того, Молдова откроется для товаров из ЕС и Турции, где то же сельское хозяйство поддерживается, не в пример нашему, и молдавское фермерство просто обвалится. Да, еще мы попадем под санкции СНГ. То есть получится ситуация с точностью до наоборот, как в те времена, когда мы были вольны на Востоке, а Запад казался манящим и недоступным.
 
Выберем Евразийский союз и останемся без перспектив присоединиться к зоне свободной торговли со странами ЕС. При нашей нынешней ситуации трудно будет в любом случае.
 
«Цена интеграции – это цена конкурентоспособности наших товаров, - утверждает другой авторитетный экономист Галина Шоларь. – Инвестиции идут не под интеграционные устремления, а под деловой климат. Сейчас у Молдовы есть договор о свободной торговле со странами СНГ и автономные преференции в торговле с ЕС, этого достаточно, чтобы развиваться внутри себя, не строя иллюзий. А вот потом можно говорить об интеграции».
 
Черная кошка в темной комнате
 
Отбросив политическую шелуху, следует признать: страна не сдвинулась с позиций, на которых была в 2009-м. План действий РМ – ЕС не гарантирует обещанной всеобъемлющей интеграции. Плана действий для движения в будущий Евразийский союз у Молдовы нет вовсе. Но ко всему этому – у страны по-прежнему нет реальных расчетов, что выгоднее. Как замечают экономисты, сегодня никто не может точно сказать даже, каков эффект от торговых преференций, предоставленных Евросоюзом Молдове еще в 2008-м.
 
Политическое руководство при поддержке половины населения сделало выбор в пользу евроинтеграции, осуществляет это намерение решительно и стремительно, но на белую нитку. Власть даже готова самоотверженно нести политические и экономические издержки, которые в результате неизбежны. Они уже появились, подтверждение тому – снижение общественного интереса к идее евроинтеграции и доверия к власти.
 
Кроме того, два с половиной года политического кризиса во имя евроинтеграции Молдовы обрушили сразу несколько отраслей экономики, в том числе, казалось бы, непотопляемую строительную. По признанию премьера Филата, прошедшие минувшим летом местные выборы и затянувшиеся выборы президента на восемь месяцев отбросило страну назад от оговоренного с ЕС графика совместных действий.
 
И это только начало. Страны будущего Евразийского союза уже заявили, что по примеру Европейского союза ужесточают условия сотрудничества с партнерами. В частности, торгово-экономическими преференциями скоро смогут пользоваться лишь те, кто намерен подать заявку на вступление в Таможенный союз России-Беларуси-Казахстана. Ужесточен и режим пребывания на территории ТС иностранных рабочих. Не исключено, что работающие в России гастарбайтеры начнут вынужденно возвращаться в Молдову уже нынешней осенью. А здесь у них нет таких финансовых возможностей, которые позволят содержать семьи, обучать детей в университетах, поддерживать здоровье родителей.
 
Украина только недавно закончила большое исследование экономических эффектов и рисков интеграции. Там изучали преимущества и ущербы как от присоединения к ЕС, так и от вступления в Таможенный союз, который через три-пять лет станет Евразийским союзом. Выяснилось: старое добро лучше нового. Потому и остановили активную фазу евроинтеграции. Осенью на Украине грядут парламентские выборы. Их результаты станут определяющими для политического выбора в пользу того или иного интеграционного проекта. У нас ситуация иная: выбор сделан, несмотря на то, что в него не включена цена решения.
Наталья Узун

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Евразийский союз - это черная кошка в темной комнате. Неизвестно что. В него вступают члены ВТО, которые реально свою промышленность никак защитить не смогут. Где был Путин свои три с половиной срока у власти?

  • x

    Да вот хотел бы добавить в отношении того, что Молдова беднеет с каждым годом и никто не хочет вкладывать деньги. Дело то в том, что все деньги, которые выделяются Молдове на прямую, разворовываются. Надо прекратить это, а вкладывать деньги непосредственно в конкретные обьекты и не через наше правительство. Все, что будет идти через правительство будет разворовываться и дальше, и так без конца. Старые коррупционеры уходят, а их места занимают молодые еще более жадные и с большими потребностями и амбициями. Такова уж наша молдавская действительность, да не только молдасвая.

  • x

    Наталья умная женщина, мне нравятся ее исследования и статьи. Не буду в целом комментировать в общем то все правильное, но должен сказать, что Наталья, как и многие журналисты, передергивают карты в отношении того, что надо идти или в ЕС или Евразес. Все это вране, расчитанное на несведующего обывателя. Никогда Россия не ставила так вопрос и не будет ставить. Европейская интеграция не противоречит Евразийской, и это подтвердил Косачев вчера на встрече с Лупу. Конечно надо понимать, что если вы интегрируетесь по многим направлениям, то не всеми благами будете пользоваться по отдельным направлениям. Это же как отченаш, должен понимать любой здравомыслящий человек. То есть, как ЕС так и ЕВРАЗЕС, предоставляют какие то преференции для своих конкретных партнеров, например в цене на газ, но при этом никто не запрещает им сотрудничать и участвовать в партнерских отношениях с другими странами. При этом надо понимать, и это, по видимому основное препятствие, что вступая в тот или иной союз, необходимо делиться с ним какими то политическими, экономическими, военными и прочими национальными приоритетами.