Экономика

Удастся ли правительству удержать круговую оборону «истории успеха»?

01.02.2013
Больше того, власти продолжают настаивать на макроэкономических показателях, которые большинство аналитиков называло нереальными еще в конце прошлого года, а именно -  ожидающемся 4-процентом росте ВВП. Эту цифру премьер Владимир Филат вновь озвучил на прошлой неделе, рассказывая студентам о приоритетах правительства.
 
Нереальный сценарий
Официальный прогноз министерства экономики, подкорректированный в сторону понижения буквально накануне принятия закона о бюджете-2013, в ноябре прошлого года, тоже официально не менялся – 3,5 процента роста. Хотя первые звоночки о том, что не все так спокойно в молдавском королевстве, прозвучали от главы ведомства Валерия Лазэра практически сразу после оглашения премьерских приоритетов. На встрече с жителями Комрата он сказал буквально следующее: «Извините, но об этом нужно говорить открыто, мы уже находимся в состоянии экономического кризиса, хотим мы это признавать или нет».
Несколько умерили свои ожидания от экономического роста в Молдове наши внешние партнеры. По более свежим прогнозам Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, молдавский ВВП в этом году вырастет максимум на 3,1 процента.
Но и это не просто чрезмерно оптимистичный, а откровенно нереальный сценарий для нашей страны, убеждены многие независимые аналитики. Вопрос в том, почему власти этого не признают? Не хотят или не могут принять очевидное?
 
ВВП - ничто, имидж - все!
«Реальной экономической базы для какого бы то ни было роста, и уж тем более в 3-4 процента, сегодня нет, - убежден директор мнститута модернизации Молдовы Владимир Головатюк. - Но можно предположить, почему правительству выгодны нереальные прогнозы: чтобы вписаться в ожидания внешних партнеров и, прежде всего, МВФ, соответствовать истории успеха, хоть на бумаге».
Одно из главных требований МВФ, соблюдение которого он строго отслеживает, поясняет аналитик, бюджетный дефицит, то есть разница между доходами и расходами. Существенно урезать расходы, где много социально значимых трат, - мера слишком не популярная. Значит, нужно добиться того, чтобы росли доходы, то есть имел место экономический рост. Как итог мы получаем не только нереальные макропоказатели, но и мифический бюджет. Но и это не беда, в конце года, по уже установившейся традиции, правительство инициирует ректификацию, а парламент ее вынужденно утвердит.
«К тому же ситуация у нас, - считает Владимир Головатюк, - как это ни парадоксально, самая что ни на есть благоприятная для такой имитации «истории успеха»: на фоне глубокого спада, в котором экономика страны оказалась в 2012 году, и маленький рост может выглядеть как большой. Без спада прогнозируемые 4 процента были бы двумя».
 
Метаморфозы статистики
И все-таки 4 - это не 2. Как именно рождаются те самые вожделенные проценты? На примере данных прошлого года это попытался проанализировать доктор экономики института экономики и финансов АНМ Михаил Пойсик.
Согласно официальной статистике, индекс объема промышленной продукции в январе-сентябре 2012 год составил 98,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, то есть производство ушло в минус на 1,8 процента. И в то же время НБС показывает рост валовой добавленной стоимости, созданной промышленностью (суммы оплаты труда и прибыли), на 1,5 процента. «Каким нужно быть фантазером, - удивляется аналитик, - чтобы утверждать, что при падении выпуска продукции на 1,8 процента сумма начисленной за нее оплаты труда и полученная прибыль вдруг увеличились на 1,5 процента?!»
Таким же образом официальна статистика выдала рост добавленной стоимости в строительстве на 1,8 процента при снижении объема выполненных строительно-монтажных работ на 3,6 процента.
«Все это можно было бы списать, - утверждает Михаил Пойсик, - на допустимую погрешность до 5 процентов. Но одно дело, когда это происходит случайно, единожды, и другое, когда, смеем предположить, это делается постоянно и сознательно, чтобы выдать на гора желаемый результат».
 
В тени иллюзий
Но не все явное можно скрыть. Многие показатели буквально трубят о серьезных проблемах. В качестве примера Михаил Пойсик приводит поступления в бюджет от НДС. Он - один из бюджетообразующих, обеспечивающих до 65 процентов казны. Кроме всего прочего, это еще и важный показатель результатов предпринимательской деятельности: налог начисляется на все товары и услуги, реализованные в стране. За 11 месяцев прошлого года (более свежих данных нет) поступления от НДС выросли на 4,1 процента. Вместе с тем только наличность, прошедшая через валютные кассы, увеличилась за этот же период на 15,6 процента. То есть речь о деньгах, которые поступили в республику от гастарбайтеров. «Эти средства ведь тоже были потрачены на товары и услуги, - заключает Михаил Пойсик, - но они не попали в легальное поле статистики, то есть мы имеем дело с ростом предпринимательской деятельности «по-черному».
Это естественная и ожидаемая реакция бизнеса на все возрастающий налоговый прессинг, о чем аналитики говорили не раз. От хорошей жизни, в условиях реального экономического роста, деньги и люди не станут так покидать страну. Мы имеем снижение объемов инвестиций в экономику в 3,5 раза, минус еще 60 тысяч человек активного населения только в прошлом году.
Еще одно яркое проявление истинной ситуации демонстрирует положение дел в такой отрасли, как транспортные услуги. Их ведь не случайно называют зеркалом экономики. Начиная с 2010 года мы наблюдаем превышение экспорта транспортных услуг над импортом. «Сомнительно, что отечественные производители заказывают эти услуги за рубежом, когда у нас всегда хватало транспорта, - утверждает Владимир Головатюк, - возможно, это наш транспорт, но зарегистрированный за пределами страны. То есть политика минтранса выталкивает транспортников за рубеж, где условия лучше?».
 
Куда все-таки растем?
«Наиболее реальный прогноз в этой ситуации - нулевой процент роста, - считает Михаил Пойсик. - Улучшение ситуации в сельском хозяйстве, которое ожидается после спада в прошлом году, маловероятно. Так быстро восстановление не произойдет. А даже если свершится чудо, оно прибавит в ВВП максимум 2 процента. Но пока это чудо ничто не предвещает».
Это только репрессивные меры дают быстрый и чаще всего отрицательный результат. Стимулирующие же действия показывают свой эффект в более долгосрочной перспективе. Но никаких стимулирующих мер и никакой  антикризисной программы у правительства мы не видим. Один самообман, самих себя, партнеров по развитию и избирателей.
«Сегодня нужен реальный прогноз и реальный бюджет, - убежден и Владимир Головатюк, - но для этого власть должна быть ответственной». Заявления же министра экономики Валерия Лазэра, считают аналитики, не более чем попытка обелить себя. Потому что бесконечно столь сюрреалистично рисовать «историю успеха» наверняка будет невозможно. Ведь, в отличие от властей, есть еще и люди, которые живут в реальной Молдове.
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии