В университетах Молдовы закрывают русские группы
17.09.2010
«За 20 лет могли бы и выучить!» – в таком тоне отвечает на расспросы журналистов о правах нацменьшинств декан факультета информатики и микроэлектроники Ион Балмуш. Он говорит, что раньше у него обучались 18 человек в русской группе и 50 в румынской. Это создавало «огромные расходы». Поэтому решено было объединить группы – и все стало хорошо.
Впрочем, как догадывается читатель, не так все просто, как пытается показать господин Балмуш. Даже если не трогать до поры до времени национальную и политическую подоплеку и взять экономическую, на которую пеняют в ТУМе, то она не выдерживает элементарного контраргумента под названием «закон». Ведь если таким оригинальным образом выполняются требования всемирного донора, Международного валютного фонда, по сокращению госрасходов – это вне закона. Сокращать бюджетные расходы – хорошо. Но не за счет ущемления прав граждан.
Мало того, что решение ректората вуза идет вразрез с контрактами студентов, в которых прописан язык обучения, оно противоречит Закону об образовании и Конституции РМ. В статье 8 закона об образовании «язык преподавания» указано, что государство обязуется обеспечивать право на выбор языка обучения на всех уровнях и ступенях образования.
Конечно, правительство уже приготовило новый Кодекс об образовании и торопится принять его до роспуска парламента. Кто может гарантировать, что после его принятия закон об образовании не будет «подправлен»? Но даже если это случится, есть какая-никакая Конституция, в статье 13 которой, нравится это господину декану или ректору или нет, указывается, что «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны».
Но что мы видим? Отговорки, что, мол, это для преподавателей слишком большая нагрузка и что легче 18 «русских» присоединить к 50-ти «румынам».
Похожие случаи и раньше бывали: например, когда из-за недостатка обучающихся не формировались русские группы. Студентам приходилось подавать заявления в группы с обучением на румынском языке. Что уж говорить о мастерате – попасть в русскую группу совершенно невозможно за отсутствием таковых. А это напрямую противоречит вышеупомянутому закону об образовании, который гарантирует право граждан на воспитание и обучение на родном языке путем создания необходимого количества учебных заведений, классов и групп (статья 8 п. 2).
Подсудное дело! Получается, правами студентов пренебрегли, чтобы «разгрузить» преподавателей? Это так ректор ТУМа Ион Бостан видит «последовательное продвижение Молдовы в Европейский союз»? Именно так он сказал, когда вступал в Либерально-демократическую партию. Простите, да в какой европейской стране вы такое видели? Может быть, в Швейцарии, как раз в которую грозились когда-то превратить Молдову, но в которой, в отличие от последней, например, четыре равноправных государственных языка?
К сожалению, ответить на все эти вопросы ректор Технического университета Ион Бостан не в состоянии – как это ни парадоксально, в начале учебного года он отбыл в отпуск.
Кстати говоря, либерал-демократов мы не зря упомянули всуе. Во всей этой истории интересен тот факт, что решение об упразднении русских групп было принято незадолго после массового вступления ректоров государственных университетов в ЛДПМ. Казалось бы – ну что «докторам хабилитат» делать в политической партии? Но теперь видно (больно уж подозрительное совпадение), что занятие им подыскали.
Вполне возможно, что это только первые ласточки «реформирования» сферы образования, ведь в либерал-демократы записался не только ректор ТУМа Ион Бостан, который еще год назад входил в комиссию Владимира Воронина «по выявлению причин, условий и последствий событий 7-8 апреля». Тогда в ЛДПМ записался также ректор Аграрного университета Георгий Чимпоеш, ректор Государственного педагогического университета «Ион Крянгэ» Михай Гросу, ректор Университета европейского образования Юрий Седлецкий, ректор Тираспольского госуниверситета Лаврентий Калмыцкий, ректор Бельцкого госуниверситета «Алеко Руссо» Георгий Попа, а также ректор Госуниверситета РМ Георгий Чокану (сказавший как-то, что Владимир Воронин «всегда будет почетным и желанным гостем в МолдГУ»). Так что не будет ничего удивительного в том, что скоро примеру ТУМа могут последовать и эти государственные университеты страны. Конечно, если снова резко не сменится их политический вектор.
Новости по теме
- Сегодня, 17:09
- Сегодня, 16:07
- Сегодня, 14:50
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
Комментарии (87) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:09
- Сегодня, 16:07
- Сегодня, 14:50
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
Молдавия с такими темпами придет в упадок.Кто здесь будет учиться,и соответственно работать за гроши в дальнейшем?После колледжа шанс устроиться на работу один на тысячу.Без стажа не берут.Правительству нужна дешевая раб.сила
в русских группах некому преподавать, всех преподавателей выгнали и отправили на пенсии. Прийдет на лекцию преп. владеющий румынским языком, даст ксерокс из учебников и на этом лекция закончилась. Что то просишь объяснить, на ломаном русском тебе ответят, есть учебник, читай сам. О каком высшем образовании можно говорить.
Политех,уже далеко не тот институт который был...Кого испугали русскоязычных студентов? Ничего страшного выучатся в российских вузах,там техническое образование во 100 крат выше..Кто0то выучит румынский,а основная масс студентов перебежит либо в экономическую академию,либо в славянский унивепситет..Русским точно хуже не будет,услоия их заставляют быть выше на 100 голов мажоритариев...
Половина населения Молдовы русскоговорящее население Неужели нельзя открыть русские группы? Не каждый может резко переключиться на рум.яз. не смотря на его изучение в школах и лицеях. Не думаю,что квалифицированным преподавателям будет так сложно вести свой предмет на 2 языках. Тем более,раньше были русские группы.О каких расходах идет речь,можно подробнее?
Да,жаль мне эту страну-особо жаль е народ,который страдает из-за беспредела властей. Раньше мы все учились вместе,и не было подобных вопросов-ты молдаванин,а я русский-училась,знаю. Я уверенна,что большинству пофиг,кто они-главное,чтобы вс хорошо было. Или я не права?
Позор, господину ректору. Это нарушение прав граждан. Он показал свою необразованность и не знание норм права и Конституции РМ. Нарушил статью 13, нарушил статью 35, почему молчит прокуратура? мне жаль, господа, эту страну. Да, надо знать государственный язык, но если я плачу за контракт на обучение на русском языке, то мне должны его предоставить: согласно закону и моему контракту, который я оплачиваю.
ШУКАЙ ВОВА, ДОЛЖНА БЫТЬ.
Кстати говоря, я сама жертва этих "языковых игр". Учусь в Бельцком универе , в молдавской групее, и это после русского лицеяКонечно тяжело, особенно поначалу. Бывали случаи, что и на националистов нврывалась, но вот за все годы обучения я ни разу не ответила на госязыке-хоть и понимаю его на все 100. И знаете почему? Да потому, что говорит человек на том языке , на котором думает. И если ты всю сознательную жизнь размышлял на русском, то как в одночасье переключить мозги? Поддержать разговор могу и на молдавском и на английском, но родным всегда будет русский. Неужели в Молдове проблем других, кроме как лингвистических нет? Зацепили народ за живое, а реальные экономические, политические проблемы так и висят в воздухе.....Боритесь за свои права и учитесь на удобном для ВАС языке- и только так проявите себя и свои знания в полную меруПРОВЕРЕНО
Я к стати 2 дня как приехал с Испании, не знаю что тут молдоязычные или румыноговорящии себе понапридумывали, но в Испании они акурат на русском говорят, даже если еле еле, что то, могут произнести. Нам было весело, когда Молдоване или Румыны - косят под Русских, - ЭТО ВАШЕ ОТПАД. Мы когда Испанцам рассказывали вся улица ухахатывалась.
Культурные МОЛДОВАНЕ должны знать, уметь и разговаривать на Русском языке, Английском языке, и слегка понимать Китайский язык Иначе ОСТАНЕМСЯ сопливыми ПАСТУХАМИ
Граждане корректоры, обращаюсь к вам. Вы уж простите меня за такой оборот, но то, что перед каждой статьей вы пишите "опубликовано в таком-то номере" с удвоенной -Н-, это уж ни в какие ворота не лезет. Пусть газета не теряет своего лица.
не тратьте зря время... учеба в политехе бессмысленное и никчемное занятие...жалею что не работал эти 4 года, а вместо этого давал взятки и бегал за бумажками. Диплом ваще ничо не стоит, а знания полученные там и того хуже. Отсталая и националистическая программа... НЕ ХОДИТЕ УЧИТЬСЯ В ПОЛИТЕХ
Ребята, я тоже был на митинге, согласен что как Бостан увидел Лигу Русской Молодежи то он наверное хотел под землю провалиться :D :D :D
Этот БОСТАН, обыкновенный ВЗЯТОЧНИК
Володя поддерживаю тебя, тоже была на митинге....такими стараниями мы добьемся того чего хотимА господин Бостан пусть не сходит с ума в своем кресле и не разрушает русские группы а то Лига все равно ему не даст покоя
Был на митинге, видел трусливые глаза бостана-тыквы
Liga sunteti bravo ca va sustineti concetateniiNoi avind acelasi trecut cu aceleasi valori trebuie in continuare sa pastram relatii de prietenie dar nu sa ne cream probleme....NU se poate de facut diferentieri intre cetateni, fiecare are dreptul sa faca studiile in limba care vrea
Почему в Бельцком университете не выплачивают студентам стипендию - ???Скоро вторую в нормальных ВУЗах выплатят , а в Бельцком и первой не было
Ну не знаю конечно кто здесь прав , но некоторые студенты уже выходят на акции протеста против этого решения .На Play.md на эту тему .И их становиться все больше .
#48 Инна: Респект
#65 сitateli - идите объясните это ну... в Канаду, что там только французский или только англииский . можете им пример с моргом привести в пример . в Молдавии русскоязычное население составляет 41процент и не давстатус РУССКОМУ ЯЗЫКУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ , этот 41 процент остается безправным в ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ где на дворе уважаемый ая к Вашему удивлению XXI век и Молдова идет по демократическому пити развития - РАЗВЕ ЭТО ДЕМОКРАТИЧНО , ЧТО 41 ПРОЦЕНТ НАСЕЛЕНИЯ РМ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА РУССКИЙ ЯЗЫК - .- НУ ОЧЕНЬ МНОГО ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ...
to #65. А Вам известно, какой язык в США является государственным? Если в Вашем ответе прозвучал английский, попытайтесь еще пару раз. Не стоит огорчаться: практически все, опрошенные нами ответили точно так же. Английский язык называется по умолчанию, т.к. это самый распространенный в Америке язык. Но, он имеет конкурента - испанский, который немного отставая от английского, занимает второе место по распространенности, благодаря 40 млн. испаноговорящим американцам. Органы государственной власти Америки никогда не принимали английский язык в качестве государственного или официального языка. Причем, несмотря на многочисленные попытки различных организаций сделать это. Например, в 1870 году, некто Джон Адамс, предлагал Континентальному Конгрессу Соединенных Штатов Америки принять английский язык в качестве государственного. Такое предложение получило вердикт антидемократического и представляющего угрозу для свободы личности. Споры о том нужен ли английский в качестве единого государственного американского языка длятся в течение многих лет, но ответа на этот вопрос так и не было найдено.за право доминирования в стране конкурировали такие языки, как английский, немецкий, испанский и французский. На сегодняшний день в США общаются на 322 языках, 24 из которых имеют хождение в во всех штатах и в округе Колумбия. Наибольшее количество языков имеет хождение в Калифорнии 207, а наименьшее в Вайоминге 56.Так по какой же причине Конгресс не объявит государственным какой-нибудь один язык? А все потому, что придание статуса официального одному языку ущемило бы права полноправных граждан, не владеющих в полной мере английским.
"Гнобят ли русский язык в Молдове?" Вряд ли .Даже этот спор ,на сайте, ведтся на русском:: и русскими и молдаванами.Существует такой инстинкт самосохранения : он свойственен как живым существам так и другим образованиям.Политик хочет сохранить свою власть, собственик хочет сохранить сво богатство, тело сохранить свою энергию.Каждый из поименованных хочет сохранить только сво.Так и национальности хотят сохранить себя.Зайдите в морг: вы не определите кто лежит на столе,-русский,молдаванин,болгар,немец. Национальность без языка не бывает.Это тот самый скелет на который лепиться вс остальное. Когда говорят"вы гнобите русский язык"-это не правда.Молдаване защищают свой язык-как свою собственность.Срабатывает инстинкт самосохранения нации.Не стоит русским в Молдове покушаться на госязык, это вызовет ответную реакцию молдован.Русские должны понять ,что они живут в государстве Молдова, где гос язык-молдавский, так же как в России -гос.язык русский.Хотя в России живут и другии национальности.Знать гос.язык или не знать-это личное дело каждого.Есть требование независимого государства-делопроизводство вести на гос . языке. Государство не требует от своих граждан знание гос .языка Не хочет человек выучить правила улич.движения и управления авто-так он и не ездит на машине. Я понимаю когда поколение запятьдесят жалуется, но когда 18 великовозрастных студентов ,надменно и высокомерно , не хотели учить один из школьных предметовмолдавский язык- я не хочу понимать.Папа и мама проплатили контракт сыночке, а сыночке лень учится.Теперь , что?Давайте миллионы молдаван переведм на русский потому ,что 18 деточкам лень было учитьсяЧитаем обьявления по трудоустройству:Требуется"специалист"-требование-знание молдавского,русского,английского. Никого не возмущает требование какой-то фирмочки знать работником английский.Требование государства знать для работы гос.язык-вс , ущемляются права человека и пошло и поехало.Да не нужно мне,молдаванину, чтоб вы знали молдавский, я с вами и на русском могу поговорить.
ну ты хватил. современному молдаванину. а не слишком ли много языков перечислил. русскоязычным все таки надо учить молдавский. это дело уважения к молдове. но вначале надо снизить уровень напряженности и национализма. время сейчас такое что надо выживать и вылезать из помойной ямы. и русский, на просторах снг и даже европы, более ходовой язык чем молдавский. многие ненавидят русский, считают его ущемлением национальной гордости, чего не возникает с изучением английского и других языков. я думаю группы в вузах с преподаванием на английском не закрывают из-за недостатка средств. тут надо исходить из выгоды. что нам выгоднее всем. знать молдавский и вариться в собственном соку или знать еще чего нибудь.
Бывшим колхозникам, как Гымпу лучше румынский, он других не знает Да и то говорит с переводчиком. Современному Культурному молдаванину необходимо знать английский, русский и немецкий языки.
таким же образом начинался фашизм в Германии с университетов. Смеялись над акцентом преподлавателей евреев и плевали на пол перед ними. Закончилось мировой бойней. В университетах Молдовы идут по такаму же пути
Патриот любит своих и дружит с соседями,это и есть истинная интеллигентность,националист ненавидит чужих и везде продвигает свою нямуру, презирает тех,кто рангом ниже. Одним словом-КРЫСЫ.
а это они убивают двух зайцев сразу. дополнительно русскоязычные студенты будут платить препам за доп. занятия. и преподаватели владеющие только русским языком останутся за забором, если таковые еще остались в вузах.
Такое впечатление, что у нашей интеллигенции комплекс не полноценности на самом высоком уровне. Как будто русскоязычные студенты не оплачивают контракт в той же мере, как и говорящие на государственном языке. И этих доходов не хватает, чтобы оплачивать работу преподавателей.. Хоть бы повесомее причину придумали...Грустно-то как... Жаль мне Вас, господа НАЦИ.
мы проживаем сейчас очень тяжелые времена после распада ссср. у многих из под ног ушла почва. дети рожденные в это время застали родителей растерянными. не знавшими что делать дальше. да и сейчас многие родители на заработках годами. и детей воспитывает улица или политизированные учителя. учебники в школах это вообще отдельная тема. дайте людям придти в себя. а потом уже требуйте повального знания государственного языка. давайте объявим мораторий на госязык и дружно займемся восстановлением экономики страны. надо сплотить народ а не раздирать его на части. видно это кому то очень на руку. когда все друг на друга смотрят враждебно. разделяй и властвуй.
вике. не поймите меня привратно. изучение госязыка русскоязычными вопрос бесспорный. но вот давить на шею им не надо. все само утрясется. через два три поколения все будут говорить на молдавском. а теперь много грамотных людей просто уезжает от нас учиться в другие страны. да там и остается. а наше общество постепенно дуреет. увы. а русский язык все равно не умрет и будет пробивать себе дорогу так как на нем разговаривают все бывшие республики ссср. я вам скажу что и в америке и в финляндии и в германии умные люди изучают русский язык. а вы тут его насильно гнобите. многие из молдован уже и не знают русского языка.
опять к вике. может вы мне перечислите сколько в гос аппарате и других органах власти или местного управления русскоязычных представителей. а ведь их около 30-40 процентов населения.
Вике. я думаю вы не будете отрицать что вся команда педагогов высших учебных заведений и румынских колледжей очень политизирована. и именно они науськивали и выводили массы молодежи громить парламент. не дай бог еще медработники будут такими же. тогда полный пизнес будет. а насчет трудолюбия и работодателей вы сильно лукавите. румыноговорящих берут в первую очередь даже если они совсем не специалисты. что мы и наблюдаем во всех отраслях и сферах. бывшие медсестры стали главврачами и так далее. у нас сейчас очень в почете кумовство. очень наглядно это видно из серии гимпу и племянники.
Обращаюсь к Вике где встречала политиков, которые не в меру жадные, все они патологически жадные. Насчет трудолюбия бизнесменов, направленных на созидание, это полная чушь. так называемые успешные бизнесмены у нас сплошь ворье. Созидать можно только в обществе с высоко развитой рыночной экономикой, у нас же общество абсолютно бюрократизировано и правят в нем воры бюрократы и их пособники.
#52 Вика - по вашему комментувидно . что Вычуть - чуть националистка made in romania .что русскоязычные являютсялюдими третьего сорта , а молдоване пупы земли ??? тогда делим молдову на регионы - север юг центр пмр и только так решим судьбу молдовы . север юг пмр русскоязычных терпят и уживаются мы же братья .
Обращаюсь к Иону, Очень много имею знакомых которые русскоязычные и занимают руководящие посты. Дело не в знание языка, дело в трудолюбии, организованности и желании созидать. Любой работодатель в первую очередь желает иметь в своей команде высококвалифицированных специалистов, и если специфика работы позволяет владеть только русским языком то приоритет отдается в первую очередь профессиональным качествам. Мало того, каждый второй успешный бизнесмен Молдовы русскоязычный. А вот пример непрофессиональной команды - это команда Гимпу.Ими движут эмоции - а не разум. Политик должен быть терпелив, корректен, образован, ВОСПИТАН, в меру хитер и конечно же в меру жаден.
Инна , Вы то хоть саме поняли , что написали ЗНАК ВОПРАСА Лапшу вешать не хорошо уважаемая ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Статус РУССКОМУ ЯЗЫКУ как госязык РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА нужен не именно для вас , приезжих с питера обманыввать не хорошо - молдованочка аеиКовская , а русскоязычным гражданам РМ которых тут в ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ около 41 процента . Это : - русские , украинцы , гагаузы , болгары , евреи , белорусы , и другие нации которые живут тут из покон веков А МОЖЕТ ЭТО ИХНЯЯ ЗЕМЛЯ, А НЕ МОЛДАВСКАЯ . Так , что статус РУССКИЙ ЯЗЫК - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА это решение проблем о полноправном праве этнических меньшинств РУССКОЯЗЫЧНЫХ восклицательный знак .Эти меньшинства не спроосят же каждый свой язык сделать государственным а только РУССКИЙ ЯЗЫК . ТАК, ЧТО РУССКИЙ ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И ТОЧКА .ТОГДА НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШЕНСТВА БУДУТ ПОЛНОПРАВНЫМИ ГРАЖДАНАМИ СВОЕЙ ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ . ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЕТ МОЛДАВИЯ И ОЧЕНЬ СКОРО ПЛОДЫ БУДУТ ВИДНЫ ЕСЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК СТАНЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫМ . РУССКИЙ ЯЗЫК будет гарантом МОЛДАВСКОМУ ЯЗЫКУ , НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТУ да и станет вестником мира и согласия в РМ и с братьями по СНГ - СССР три восклицательных знака .
Наличие более 30 высших учебных заведений в Молдове привело к тому, что преподавателями стали все кому не лень.Kоррупция в системе высшего образования достигла опасного уровня. Обучающиеся в вузах студенты не защищены от произвола преподавателей и вынуждены давать им взятки за благосклонность на экзаменах в размерах от 100 до 500 евро государственные экзамены.
да. вами гордиться не приходится. сын разговаривает на 4 языках, а вы только на одном. что-ж вы другим советуете не лениться - а сами ленитесь. не красиво как то. образование хорошее это хорошо. а кто кормить будет пока образовываетесь а. я вот тут в швеции работаю чтоб прокормить семью. так мне тут еще и румынский учить по ночам а.
Не нужно везде искать политику. Существует еще и экономика. В нашей бедной стране очень дорогое образование. Родителям нужно думать, в какие школы отдаватьсвоих детей, чтобы потом у них было меньше проблем. И дело не в политике. Просто если живешь в Молдове, нужно говорить на двух языках, чтобы найти работу. И политики тут не причем. Мой сын русскоязычный. Закончил румынский лицей, учится в университете в румынской группе. говорит на 4 языках и я им горжусь. Не ищите легких путей. Их нет. Получайте полноценное образование и тогда все будет хорошо. А мы все ищем виноватых, что сами лентяи и не хотим напрягаться. в чужой монастырь со свои уставом не ходят. Живете в Молдове хотя бы уважайте ее культуру и язык, а не ходите пальцы веером с гордостью - я русский. Кстати, я тоже русская, из Питера. Есть проблемы с языком, но потаюсь выучить, хотя бы на уровне понимания.
я русскоязычная, но дискриминации на себе не чувствую может стоит самим попроще быть? тогда никто "задевать" не будет из "коренного" населения Ну поступила на мастерат в румынскую группу, так как нас всего 5 было и очень этому рада. Экзамены и работу разрешили сдавать на русском без проблем. Ребята с группы оказались куда меньшими националистами, чем мои "русские" однокурсники. Может хватит поддаваться на провокации и пора включить свой мозг и заставить его работать? глядишь, и жизнь наладится и на работу возьмут, независимо от языка, да и сам придшь к мысли, что знание лишнего языка как румынского, так и русского - только плюс...
Интересно почему решение о закрытии русских групп не оспаривается в суде? Можно ведь аппелировать и в Страсбург. Видимо нет уверенности в своей правоте
#40 ion Они хоть получат дипломы , а такому - справка о недоразвитости и то много
#43 Eva - Eva в БЕЛЬЦКОМ университете уже проблемы И если сейчас промолчать то потом будет- ПОЗДНО Сейчас если не выстоять на барикадах статус госязыка РУССКИЙ ГОС ЯЗЫК то потом придут румыны и про русский запретят даже думать не то , что говорить Уже было такое в МОЛДОВЕ опыт имеем - горький опыт РУССКИЙ ЯЗЫК будет гарантом МОЛДАВСКОМУ ЯЗЫКУ и НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТУ РМ
#39 Adam: Adam, надо писать по-русски - в БельЦКом. Мой сын в Бельцком университете учится на русском языке. Но мог бы учиться и на румынском, так как закончил румынский лицей, хотя из русской семьи. Действительно, надо знать государственный язык, тогда и проблем не будет.
#40 ion - мэй ту , а что может слышал , что кто то из русскоязычных после окончания ВУЗа стал на руководящую должность ??? приоритет трудоустройства отдается титульной нации и румынам , а русскоязычных не считают за граждан Молдовы и за людей , а это равносильно дискриминации и отказу русскоязычному населению быть частью молдавского общества . Знаешь мы уж как нибудь без тебя румыния разберемся в своей ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ
Для 40 ion и им подобных . Спросите любого бизнесмена что ему не хватает для нормальной работы . Квалифицированных специалистов , будет ответ. Квалифицированных , а не долбоебов с дипломами . Образование в Молдове на таком низком уровне , что лучше бы думали как учить , а не на каком языке учить. Не надоело превращаться в страну полуумных ?
Nado otcriti obratno russcie grupi vo vseh ucebnih zavedeniah,i cem bolise ,tem lucise i po oconceanii ucebi vidavati svobodnie diplomi i extradirovati bez prava vozvrascenia v Moldovu na sroc ne menee 15 -20 let...Hvatit s hriusami ,nadoeli ....puscai uedut otcuda prisli ...na zemle predcov....
#38 Eva - нет в Бельском университете русских групп там полнейшая дискиминация В Олеко Руссо есть на украинском для преподавателя украинского языка , остальные предметы на румынском , конечно жаль , что на румынском , а не на МОЛДАВСКОМ .
В Бельцком университете мой сын поступил в румынскую группу, так как закончил румынский лицей. Но для русских была создана отдельная группа на русском языке и он туда перевлся.Так что никакой дискриминации нет.
и не только в Кишиневском , а во всех университетах Молдовы даже Бельский универ закрыл русские группы . ЭТО ДАРОМ ДЛЯ РЕКТОРОВ НЕ ПРОЙДУТ МЫ ИМ ВСПОМНИМ . В МОЛДОВЕ И МОЛДАВСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДВА ГОСЯЗЫКА РУССКИЙ И МОЛДАВСКИЙ кириллица
Румын не заставляли строить коммунизм
#28 osip Чего я не понял? Я написал, что в начале 2000-х годов в ВУЗе, в котором обучение осуществлялось исключительно на государственном языке русскоязычным разрешали учиться на русском. Что происходит сейчас я не знаю. Не уверен, но думаю что сейчас в том ВУЗе ситуация такая же, ибо очень много студентов из русскоговорящих районов Молдовы.
#33 опытный - подопытный: где вы насчитали миллиард русскоязычных? Общее число носителей русского языка около 300 млн. человек. Из них - для 170 млн. русский родной.
2 миллиона молдован и 3 миллиона румын всумме 5 миллионов , а русских и русскоязычных более миллиарда три восклицательных знака так на каком языке должен идти курс обучения в ВУЗах ЦВЕТУЩЕЙ МОЛДАВИИ ??? ПРАВИЛЬНО НА РУССКОМ И НА МОЛДАВСКОМкириллица ТОЖЕ ТРЕБУЕМ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МОЛДОВЕ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
ТО ЧТО ВЫПУСАЮТ МОЛДАВСКИЕ ВУЗЫ И ИХ ПРЕПОДОВАТЕЛИ,В РОССИИ ГОДИТСЯ ДЛЯ РАЗНОРАБОЧИХ А В ЕВРОПЕ ДЛЯ УБОРКЕ ПОМИДОР И СТИРКЕ БЕЛЬЯ СПЛОШНЫЕ ВЗЯТКИ И ПОБОРЫ,ПОДТАСОВКА ИСТЕНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОЛДОВЕ,НИЗКИЙ ПРОФЕСИОНАЛИЗМ,ПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ ШТАТ ПРЕПОДОВАТЕЛЕЙ ВСЕХ ВУЗОВ,СКРЫТЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ,ВРАЖДЕБНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РУСКОГОВОРЯЩИХ,ЭТО ВСЕ ПРИСУСТВУЕТ В МОЗГАХ "ПРЕПОДОВАТЕЛЕЙ".
Ректоры МОЛДАВСКИХ Вузов лучше быБороолись КОРРУПЦИЕЙ в Ихних ВУЗАХ.А то что не ПРЕПОД, то ВЗЯТОЧНИК
Я окончил один из вузов не буду его называть, так это характерно и для других вузов в Молдове, в котором постоянно сталкивался с тем, что ввиду отсутствия русскоязных преподавателей лекции читали молдоване. Эти лже-преподаватели не умели даже читать на русском языке, и на лекциях занимались тем, что раздавали распечатанный материал из румынских книг. Естественно мы не могли в то время об этом кому-то сообщить, хотя наш ректор о таких преподавателях хорошо был осведомлен и даже поддерживал их.
#23 Реалист Ты во всем прав. Просто дело в скромности молдован, а может, в их забитости. Но молодежь не такая, и это радует.
#18 Кишиневец Ты ничего не понял. Я тоже закончил русскую группу в 91, но времена изменились, русскоязычные почему-то не очень рвутся в большинство вузов, так что не нужно винить преподавателей за то, что "не дают говорить по-русски бедным студентам". Да говорите, ради бога, и не выдумывайте то, чего нет. Хотя никому не помешало бы выучить румынский.
to #18. на вас вся надежда. to #20. ваш коммент подтверждает мои слова. извините что свой отъезд с вами не согласовал. исправлюсь.
если сейчас закрываются русские группы то следующим шагом будет закрытие русских лицеев а потом вообще русский язык запретят и русские каналы телевидения. копируют все с эстонии и латвии.
Факт что у нас около 10 одноязычных. Если Славянский университет недостаточен то конечно надо бить тревогу.
для 20го -- становись рядом с гимпу , и начинайте острить вместе .... Нам всем плакать надо что люди отсюда ломятся , а не острить ......Кстати , чтото я не слышал что из Сев Кореи люби ломись как от нас ... так где же тогда хуже ?
Никто не говорит что ранее всех молдован заставляли учится только на русском и ничего никто не жаловался. Я закончил молдавкую школу в 1966 и поступил в политех где с первого дня все предметы только на русском и все его выучили. Так что и русским ничего не будет. Знание языков никогда не мешалою И вообще в любой стране уважают и знают гоударственный язык. Если языка не знаешь нигде тебя не берут. Поэтоу не надо плакать а учить языки и чем больше тем лучше.
Румынский язык очень незначительно отличается от итальянского или испанского, непонятно почему румыны так сильно отличаются от итальянцев или испанцев
V deveanostih godah voobsce moldavschih grup v institutah tipo politeh,med institut...nebilo...Tac cito sperva puscai viuceat nas eazic i ug potom vistupaiut comsomoliti hrenovi....
А чего ты уехал в США?Надо было в Северную Корею
Румынский язык очень незначительно отличается от итальянского или испанскогоРусские старообрядцы из Румынии массами уезжают в Латинскую Америку но не в Россию
to #14 USA Друг, Вы слегка не правы. Я например себя быдлом не считаю. Но еще 2-3 срока такой власти как эта и ее предшественники, и в Молдове точно останется одно быдло. То самое, которое 5 апреля 2009 грабило Парламент и Президентуру. #10 осип: насколько я знаю по собственному опыту, даже в румыноязычных ВУЗах не запрещают учиться на русском. Когда в начале 2000-х годов я получал высшее образование в одном из ВУЗов Молдовы, там вообще не было русских групп - только румынские. Однако из 200 человек, учащихся на нашем курсе около половины были русскоязычными - жители Приднестровья. Севера и Юга республики. Так вот, преподаватели разрешали нам учиться по русским учебникам, по которым были написана молдавские. Даже те из преподавателей, кто учился в Румынии, не были против ответов на русском языке. Это было не так давно, но я точно помню, что никогда не слышал разговоров типа "русский пошел нах..." или тому подобного. Мы все ощущали себя гражданами одной страны, даже те, кто приехал из Приднестровья. Многие из них, кстати, не вернулись домой, а остались работать здесь.
в далеком 1976 году на вступительных экзаменах по математике меня четко пытался срезать один молдавский преп. и объяснял мне похлопывая по плечу что ну не молдован ты. нечего тебе делать в институте. а я по математике на олимпиадах места занимал.
Преподаватели идут им навстречу и разрешают обучаться индивидуально. И экзамены они будут сдавать индивидуально. а диплом им покажут по телевизору. ЭТО ВЫ СЕРЬЕЗНО ТАК ШУТИТЕ. И ЭТО НАВЕРНОЕ СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО ДА.
это вс эти либерасты и демократы мутят. преподаватели что студентов на парламент науськивали
to #9. в молдове осталось одно быдло. вы посмотрите на сайте одноклассников. все кто с хорошими мозгами разъехались по всему миру. умных людей надо культивировать. это достояние земли нашей. потому и жизнь в молдове сейчас такая. люди то какие остались. венчаются с памятниками. а гимпу чего стоит. мрак. я вот уехал. и рад. но за молдову обидно.
При аккредитации учебных заведений не учитывают наличие учебников по специальности для студентов.В вузах и не только в техническом имеются 1-2 учебника, касающиеся спецдисциплин, зато создаюся большие группы. Профессура наша учебники на государственном языке не издает, пользуется только учебниками, изданными в Румынии.
Нынешняя университетская "профессура" премного преуспела в следующих чрезвычайно важных для мировой науки областях - надувании щк, "доении" студентов и виртуозном компилировании западных работ и учебников. Вспоминаю "преподов" времн советского ига - вот это была профессура Настоящая Правда, самыми грамотными были вс-таки русскоязычные преподаватели, которые великими трудами наших "нациков" продолжили научные карьеры за пределами освободившейся от тоталитарных оков Молдовы. И все преуспевают. А нас расплодились как мыши в дырявом амбаре весьма пронырливые но зато автохтонные хабилитаты-дебилитаты. Вот и пожинаем плоды...
в 94 после 9-ти классов русской школы пришлось поступать в колледж, в румынскую группу, так как русские группы запретили, лично мне было чуть легче, у меня все в семье говорят на румынском, а вот другим ребятам было очень трудно... ведь родной язык - это тот, на котором думаешь.... кстати, учились мы гораздо лучше, чем те, что оканчивали молдавскую школу.... и все же, русский язык - всегда пригодится в жизни, а румынский? только для Молдовы и Румынии....
Для тех, кто не знает: Министерство не разрешает группы менее 10 человек. И что делать университету? Кто виноват, что русскоязычные не приходят учиться? А если учитывать опыт Украины, ничего страшного в том, что студенты будут учиться на румынском. Преподаватели идут им навстречу и разрешают обучаться индивидуально. Так что не надо делать из мухи слона.
Есть в Штатах сеть магазинов - BEST BUY называется. Пару лет назад их официальный сайт был исключительно англоязычный. В прошлом году сайт дублируется на испанском. Наши политиканы все время ровняются на цивилизованные страны. Но вот почему-то самые элементарные нормы и правила они в упор не замечают.
Все взяточники и шкуродеры. Последнее дерут со студентов, по себе знаю. ЛДПМ как раз для них самая подходящая партия. У них на уме одно бабло, а не обучение студентов.
скоро у нас все с высшим образованием будут такие как гимпу. вперед в светлое будущее друзья.
вот таких советских людей нам не надо. человек всю жизнь учился а сейчас его просто срежут из за гос языка. чем учеба на гос. языке лучше чем на русском а. учебники лучше а. или наша молдавская наука обогнала российскую а. или вы хотите сказать что образование на молдавском гораздо лучше чем на русском а. давай те тогда сразу перейдем на английский и будем получать образование на английском. а потом трясти лифчиками на рынке или стоять на бирже труда. все это не улучшает обстановки в молдове а наоборот ее усугубляет. умные люди и так уехали. разъедутся и те кто остались. мало того что в школах резко упал уровень преподавания так хотят из них сделать даунов. а вот детишки наших олигархов небось учатся за рубежом. и не на молдавском языке.
Знаете, по поводу того, что так будет лучше будущим специалистам, хочется сказать следующее. Может оно и было бы так, но только вот качество образования в универах чертовски низок. Так что не вижу смысла в этих "перестроениях".
эй , советский человек , и много работы найдут молдоязычные выпускники вузов ? они ограничены только молдовой и румынией совсем не богатые страны , и малой зарплатой со своим языком , а вот если получать образование на русскоим и на англиском ,то перспективы в разы увеличиваются .А у молдоязычных выпускников ,будь у них хоть семь пядей во лбу , нет перспектив почти никаких .Я не имею ввиду конечно наш парламент ,таможню и полицию.В этих структурах перспектив много ,но не для всех......P.s. и еще скажите мне пожалуйста как можно учить микроэлектронику и вычислительную технику на Молдавском ??? И где потом найти работу ,даже если есть диплом по этим специальностям?? смешно правда ..... У этих наук два языка это английский и русский..... Что бы не говорили наши политизированные ,типа ученые , деканы..
#1а чем лучше? Когда в Молдове выпускники не могут найти работу по специальности по причине отсутствия предложения. Пусть хотя бы едут в Россию, Белоруссию, Украину и реализуют себя в полной мере. А так их лишают и этой возможности
Наконец то и сми забили тревогу , а то уже думал , что я один лишь заступаюсь за права молодого поколения
В США в некоторых штатах латиноамериканцев больше чем англосаксов. Испаноамериканские школы прижились, а университеты-нет. Действительно зачем они нужны, если госязык - английский. Ничего личного- проста так лучше самим студентамбудущим специалистам