Виктор Степанюк: «Властям некогда стратегически решать вопросы образования»
03.09.2013
учебные программы лицеев будут упрощены, повышается минимальный порог правильных ответов теста на экзаменах по бакалавру… Прокомментировать эти и другие важные шаги мы попросили Виктора Степанюка, доктора исторических наук, экс-вице-премьер-министра, в 2005-2008 годах - председателя постоянной комиссии парламента по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и СМИ.
- Каковы положительные стороны уже внедренных реформ? Например, новой методологии проведения экзаменов?
- В последние годы у нас много списывают. Особенный импульс этому придали гаджеты - мобильные телефоны и интернет. Это не наследие коммунистического режима, как говорят некоторые: в советское время списывали меньше, за это наказывали, из потока в 50 выпускников часто двоих-троих выгоняли с экзаменов.
Борьба со списыванием в целом положительна. Не нравится мне полицейские меры и ажиотаж вокруг этого: установка видеокамер, обыски, привлечение полиции. Надо больше доверять учителям. Можно так организовать работу экзаменационных комиссий, чтобы списывать было труднее, тогда не надо тратиться на видеонаблюдение.
Практика многих европейских стран показывает, что уровня бакалавра не достигают 20-30 процентов учащихся доуниверситетских учебных заведений. Не все способны учиться в университетах. Такая молодежь обучается рабочим профессиям в технических школах. Я не вижу в этом большой проблемы и не считаю, что ведется какая-то целенаправленная политика. Да, в этом году это был шок: около 40 процентов выпускников не сдали экзамены. Наверное, это итог чересчур радикальных мер. Работа в системе должна быть системной, продуманной.
Надо начинать с технологий, они могут быть разными, но главное, чтобы качество знаний повышалось. Уже ясно, что часть учащихся просто не учится. В условиях социально-экономической деградации, дефицита рабочих мест в стране у многих отсутствует мотивация. У половины школьников родители уехали на заработки. Чтобы сохранить хороший уровень образования, который был в прошлом, советском времени, надо модернизировать систему, перенять положительную зарубежную практику, привлекать в отрасль, в том числе высокими окладами самых талантливых, и, конечно, контролировать уровень знаний.
- Частью реформы образования станет изменение программ: в профильном министерстве считают, что существующие имеют «низкую релевантность». Что это значит?
- Содержание многих предметов, которые преподают в доуниверситетских учебных заведениях, оторвано от жизни. Изучается слишком обширный курс математики, химии, биологии… Это было очевидно еще 10 лет назад. Об этом говорили и эксперты европейской комиссии, которые присутствовали на уроках в молдавских лицеях. Член комиссии из Голландии, специалист по биологии и химии, побывал на уроке и спросил: «А зачем такие знания учащемуся 11 класса? Они нужны только будущему специалисту в этой области».
При этом дети получают меньше прикладных знаний, нужных для того, чтобы понимать, как строится бюджет семьи, какую профессию выбрать, каковы источники будущих доходов. В 2006 году в 17 лицеях мы ввели обучение основам предпринимательства. Это дало положительный результат. В трех кишиневских лицеях по отдельной программе этот предмет преподается с пятого класса, для сравнения: в Швеции - с седьмого. Дети узнают, как работает экономика, как заработать, как сохранить и приумножить деньги, в каких отраслях экономики региона искать работу.
Но всего этого мало. Показателен в этом отношении пример Швеции. Составляется договор между учебными заведениями, местной администрацией и ассоциациями предпринимателей региона о совместной работе по региональному развитию. Педагоги заинтересованы в развитии региона, поскольку не только государственный, но и местный бюджет выделяет средства на зарплату педагогам. Доходы дает бизнес, он ждет новаторские идеи и трудолюбивые рабочие руки. В итоге растет благосостояние региона.
В 2006-2008 был подготовлен проект программы и учебников по этому предмету. Он был одобрен в 2009 году, и при министре Леониде Бужоре предпринимались усилия по его изданию, но все осталось на бумаге. Между тем такой предмет помогает учащимся выбирать профессию не в 12 классе, а в течение четырех последних лет обучения в лицее.
Мне запомнился совет посла Китая в Молдове, который сказал, что у нас население нужно учить тратить деньги. После 1978 года в Китае это начали делать, и сегодня китайцы знают, что источник дохода не должен быть один, что деньги нужно приумножать, а не тратить только на потребление. А что у нас? Если молдаванин заработал - он купит в первую очередь супердорогое авто, элитную квартиру… В глазах китайца это большая ошибка. В 80-х Китай собирал лучший мировой опыт, и программу воспитания предпринимательства позаимствовал у шведов. Я очень сожалею, что в этом важнейшем вопросе из-за отсутствия стратегического мышления руководителей мы непростительно опаздываем.
- Каких изменений вы ждете в преподавании истории?
- В программах не должно быть места фальсификации, лжи. У нас чуть ли не вся современная история – это голод, репрессии, и почти ни слова – о социально-культурном и экономическом развитии МССР в 50-80-е годы. Это преднамеренное искажение истории и времени в котором мы жили и живем. Такое образование не воспитывает патриотов, не мобилизует молодое поколение на созидание и модернизацию страны.
Нынешние власти после 2009 года разработали новые программы по истории, издали часть учебников. Но другую часть импортировали из Румынии. И теперь при изучении современной истории учителям и учащимся приходится пользоваться учебниками разных периодов нашего прошлого. Замалчивать историю кому-то выгодно политически. И в итоги молодежь считает, к примеру, что у нас всегда было отсталое и разрушенное сельское хозяйство, что советская власть – это только голод и репрессии. Молодые люди изумляются, узнав, что Молдова производила тракторы, телевизоры, стиральные машины, электронику для космических ракет.
В министерстве есть специалисты, способные абстрагироваться от текущей политики и высокопрофессионально подойти к вопросу составления программ. И если это произойдет, то можно будет говорить о переориентировании образования на экономику. Нельзя говорить о модернизации экономики без модернизации образования. Примером может служить Белоруссия.
Возглавляя профильную комиссию парламента, я был инициатором и участвовал в разработке проекта закона о гарантировании первого рабочего места молодому специалисту по белорусскому примеру. Но сопротивление некоторых депутатов, и особенно членов правительства, коллег по партии было сильным. В ПКРМ, к сожалению очень долго считали, что молодежь – чужой электорат. Но это же будущее нашей страны…
- Что будет дальше в сфере образования? Кто будет учить?
- Нужно повышать уровень образования, создавать рабочие места, возрождая экономику и создавая условия для выживания семей. Нужно задуматься о том, почему в педвузы идут те, у кого средний балл после бакалавра – 7. В перспективе это слабый учитель. В вузе он не сможет компенсировать пробелы в знаниях. Многие хотят получить диплом, а там будь что будет.
- В 2013-2014 учебном году остались невостребованными 450 мест в вузах и 1600 мест в профтехучилищах. Почему?
- Выпускникам профтехучилищ никто не гарантирует работу. Вот и не хотят они получать рабочую профессию. Но выход есть. Государство должно работать над возрождением и развитием конкретных приоритетных отраслей экономики, а в лицеях и гимназиях учащиеся, изучая специальные предметы, выберут профессию для жизни.
У нас был проект стратегии развития Молдовы, созданный АНМ и правительством Гречаной в 2008 году. Но в 2010 году новое правительство приняло свою стратегию – и она уже опирается почему-то лишь на общие фразы о евроинтеграции и модернизации. Нет ориентировочных цифр, непонятно, каких показателей мы должны добиваться, к чему идти. Европейская интеграция - средство модернизации страны, а для правительства Молдовы она стало целью. Они застыли в ожидании того, что нас возьмут в ЕС. Между тем экономика и инфраструктура деградируют, коррупция растет... У общества должен быть стратегический план, в нем образование должно занимать приоритетное положение. В 2007-2009 годах мы выделяли образованию 8,2-8,4 процента ВВП. Этого мы добились после долгих принципиальных споров о роли образования в обществе. Выделяемые ассигнования должны быть не менее 8,5-9 процентов ВВП, в 2013-м этот показатель только – 7,9. Китай долгие годы выделяет 9-11 процентов ВВП, Россия стремится к 11, у Белоруссии - 9,5. В этом году сфера образования не получит из бюджета 143 миллиона лей.
- Частные компании приглашают лучших выпускников вузов на работу, почему этого не делают министерства и ведомства?
- Это оговаривал проект закона о гарантии первого рабочего места. Государство определяет, какие специалисты нужны, пять лет оплачивает учебу на бюджетных местах, а потом заботиться об эффективном использовании специалиста…Однако наши правительства - проводники экономического либерализма долгие годы не хотят заниматься социальным регулированием рынка… И брать на работу выпускников никто не собирается.
Наша экономика слишком либеральная, она не хочет брать на себя никаких обязанностей. В других странах работает принцип социальной ответственности бизнеса. При увеличении количества работающих на предприятии снижаются ставки налогов. В казну эти деньги потом возвращаются. Но у нас это не работает. Вина лежит на конкретных чиновниках. А время упущено! Пропущено время старта многих хороших дел. Это приближение катастрофы. Нужно объединять лучшие умы общества.
- Кто они – лучшие умы?
- Президенты, премьер-министры, председатели и вице-председатели парламента, вице-премьеры, председатели комиссий, которые работали все эти 22 года. Многие начинают понимать, что можно было управлять страной по-другому, говорят об этом в интервью. С ними надо постоянно советоваться, как с советом мудрецов! Некоторым можно снова дать власть, потому что они компетентны и имеют огромный опыт, многое поняли. Другой вопрос – захотят ли они вернуться, ведь ситуация а экономике и во внешней политике сложнейшая. Кроме этого, идет война всех против всех. Войны идут даже в рамках одной политической команды.
- Это наш местный менталитет?
- Да! И на этом этапе, признаю это при моем огромном поклонении демократии, нам нужна авторитарная власть. Нужна президентская республика по типу американской или белорусской. В условиях сильной власти нужно поднимать экономику, а за ней поднимутся политическая культура, образование, социальная сфера. Тогда мы, может, уже научимся договариваться, думая, прежде всего, о республике и о народе.
- Правительство не одобрило закон о переименовании праздника «Limbanoastra»…
- И очень хорошо. Это праздник всего народа.
- … Но одобрило законодательную норму о гимне, с которого будет начинаться первый урок понедельника.
- Во многих странах есть такая практика. Одно время я тоже выступал за это. Но сейчас меня сомнение берет. У нас еще нет такого текста гимна, который бы мобилизовал и объединял общество. В 2005-2006 году мы пробовали объявить конкурс на создание нового текста. Были разговоры с Виеру, Матковским, Друцэ, создали несколько песен. Была идея просить Григоре Виеру отредактировать текст песни,которую он написал раньше-«Republica Moldoveneasca», исполняет ее ансамбль «Норок»…
Но все же нужен настоящий гимн. Может быть, даже выбранный на референдуме из нескольких текстов. В целом референдум в нашем обществе может решить многое. В Австрии после второй мировой провели семь референдумов, решая вопросы идентичности, культуры, истории, языка. Принципиальное решение этих вопросов на референдуме у нас помогло бы сплотить общество, заниматься экономикой, образованием, социальными вопросами. Мы же занимаемся языковым вопросом 22 года.
- И не провели ни одного референдума.
- У нас нет практики успешного проведения плебисцитов. Все партии воют друг с другом, а народу внушают, что референдум – это обман. Так было в 2010-м. Народ упустил шанс самому избирать президента, вернуться к президентской республике. Повторю, Молдове сейчас нужна сильная президентская власть. Тогда и отвечать за успехи и поражения будет избранный всенародно президент. Сейчас - никто не отвечает. Воронин ссылается на то, что он в оппозиции. ЛДПМ – на то, что имеет 32 мандата из 101. То же скажет ДПМ. У Гимпу всего 11 голосов. Лет через 7-10 такого хаоса и деградации народ сам потребует объединения то ли с Украиной, то ли с Румынией - и будет решать за политический класс.
Новости по теме
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
Комментарии (3) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:09
- Вчера, 16:07
- Вчера, 14:50
- Вчера, 08:00
- 23.11, 14:00
- 23.11, 10:00
- 23.11, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
НЕЛЬЗЯ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ, что в комментариях зримо просматриваются зрелые и здравомыслящие идеи .Действительно. у нас накопилось много проблем в образовании, в здравоохранении, в вопросах социальной помощи и защите наших людей.А если к этому добавить анархию и вседозволенность в работе судов и прокуратуры, то картина получается очень неприглядная. АБСОЛЮТНО УВЕРЕН и ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ мнение о том, что МОЛДОВЕ сегодня нужна сильная ПРЕЗИДЕНТСКАЯ власть.НО при этом наше общество должно иметь право принимать непосредственное участие в разработке важнейших общегосударственных законов и нормативно-законодательных документов. .Мы сегодня убедились- наши законодатели, в своем большинстве, принимают далеко не самые грамотные документы. Президент, располагая полномочиями, смог бы внести свежую струю во все сферы жизни, включая политическую и законотворчесаую.
Спасибо что похвалил молдована.
Очень своевременная статья. Сейчас у нас министр образ, который никогда не работал в педагогике. Она искренне верит, что если иметь побольше камер наблюдения на экзаменах - то уровень знаний повысится. Это абсолютно валюнтаристский подход. Вспомним Хрущева - вот посадим всюду кукурузу и продовольственный вопрос сразу сам решится. Просто на самом деле очень скоро самые "продвинутые" выпусники станут вставлять микрофоны в такие укромные места, куда никакие проверяющие не смогут заглянуть. И что будем тогда делать?