Общество

Ворон ворону глаз не выклюет

14.01.2014
{Ворон ворону глаз не выклюет} Молдавские Ведомости
2014-й год власти объявили годом борьбы с коррупцией. Об этом приоритете, в частности, заявили участники национальной конференции «Прогресс и перспективы борьбы с коррупцией», прошедшей 9 декабря. Только вот что сказать о прогрессе: более 60 процентов уголовных дел заведены на чиновников различного ранга, но среди осужденных таковых, увы, не наблюдается, а министры, фигурировавшие в коррупционных скандалах, сохранили посты в правительстве Лянкэ, заявившего на конференции о том, что «в Молдове есть воля для борьбы с коррупцией».
 
Скромный страховщик или подпольный торговец оружием?
 
«Достойное качество жизни, качественное образование и медобслуживание невозможны в условиях коррупции, - сказал Лянкэ на конференции. - В стране, где есть взяточничество, злоупотребление властью и кумовство, люди никогда не будут иметь доходы по заслугам и компетентности… Если правительство не победит коррупцию - нависнет угроза над модернизацией страны, над прогрессом интеграции в ЕС».
 
В июне 2013-го, представляя программу деятельности нового кабинета, премьер также назвал борьбу с коррупцией приоритетом, и парламент поддержал его. Отдал свой голос в числе 58 парламентариев и депутат Демпартии Валерий Гума.
 
Входя в пятерку наиболее состоятельных депутатов, Гума ведет достаточно скромный легальный бизнес, связанный с двумя страховыми компаниями - SA Galas и SRL Provo-TV, что вряд ли давало бы возможность в течение многих лет финансировать Демпартию. Однако есть и подводная часть айсберга.  
 
Румынская пресса писала, что Гума еще в 1999 году, став почетным консулом Кипра,  провозил под видом дипломатических грузов контрабанду. Имя депутата ДПМ фигурировало в докладе ООН, где указывалось, что Гума связан с чеченской мафией и что в 1995-2001 годах через возглавляемое им молдо-российское страховое агентство перевозило оружие и боевую технику в районы боевых действий Африки, Ирака и Афганистана. По некоторым данным, Гума действовал в интересах компаний, за которыми стоят торговцы оружием, руководимые бывшим офицером КГБ Виктором Бутом.
 
Не раз румынская пресса поминала Гуму, сообщая о том, что молдавский демократ,  приближенный к руководству «Лукойл Румыния», использовал мошеннические схемы, создавая фирмы-однодневки, а после проведения незаконных финансовых операций ликвидировал их. Писали и о том, что у Гумы - огромные задолженности перед румынской казной.
 
А кто его посадит? Он же памятник…
 
В 2008-м в Румынии Гуму обвинили в подкупе госчиновника и в даче ему повторной взятки за то, чтобы замять дело в департаменте по борьбе с коррупцией. В 2011-м молдавского депутата осудили за коррупцию: подкуп, покупку влияния, дачу взяток. Суд Бухареста приговорил Гуму к четырем годам тюрьмы. Позднее срок наказания был уменьшен до двух лет.
 
Пока шли разбирательства, Гума открыто заявлял: «Не буду сидеть ни здесь, ни там, будьте спокойны… Я ничего не боюсь, у меня нет проблем, я посещаю Румынию». И в самом деле, приговор верховной палаты кассации и юстиции Бухареста – четыре года тюрьмы – окончательный и обязательный к исполнению, никто исполнять не собирался.
 
22 апреля прошлого года был выдан ордер на арест, однако, как сообщила главная инспекция полиции Румынии, обвиняемый не был обнаружен! Хотя заседал в это время в парламенте и его можно было лицезреть по телевизору. Данные Гумы появились на странице Интерпола в разделе международного розыска. Чтобы привлечь внимание к тому, что коррупционер борется с коррупцией, одна молодежная организация в сентябре прошлого года даже попыталась надеть на Гуму наручники и передать его полиции. Но полиция депутата в упор не замечала. Вопрос о снятии с него депутатского иммунитета в парламенте не ставился никогда.
 
Сначала Гуму от тюрьмы защищал дипломатический иммунитет, затем – парламентский, ради которого он трижды баллотировался в парламент от ДПМ. Вопрос о том, допустимо ли включать в списки человека с запятнанной репутацией, никогда не стоял: деньги Гумы перевешивали все прочие соображения. Спонсор партии сначала находился в близком окружении Дьякова и Филата, затем – Плахотнюка и Лупу. Гума был в ДПМ с самого начала ее создания, он был нужен всем демократам во все времена и из человека превратился в памятник демократии в ее молдавском понимании.
 
Гума в числе 50 депутатов даже продвигал законопроект о внесении изменений в Конституцию, предусматривающих отмену парламентского иммунитета! «Недопустимо, чтобы депутат, нарушивший закон, совершивший правонарушение, пользовался послаблениями, - заявил вице-спикер, демократ Андриан Канду. - Г-н Гума находится среди тех, кто подписал, так как мы солидарны во мнении, что все равны перед законом».
 
Это был верх цинизма и лицемерия, сигнал о том, что и без иммунитета видным коррупционерам никогда ничего не будет, потому что законы пишутся не для них.
 
«Если осужден бизнесмен – не значит, что осужден политик»
 
ДПМ никогда не рассматривала вопрос о допустимости пребывания Гумы в партии и парламенте. На прямые вопросы журналистов отвечали уклончиво. Сначала демократы говорили, что, мол, нужно подождать окончательного решения суда, потом – что нужно подождать решения ЕСПЧ. Будучи спикером, Мариан Лупу публично занимался казуистикой, заявляя, что уголовное дело «касается частного лица и бизнесмена, а не политика Валерия Гумы». Филат, возглавляя правительство, называл приговор «прискорбным случаем», что никак не выражало его отношения к ситуации.
 
Лидер ПКРМ Владимир Воронин на одном из пленарных заседаний сказал: «Депутата от Демпартии судили в другой стране. Я не понимаю, почему ДПМ не поднимает эту тему. Мы предлагаем создать специальную комиссию для расследования». В ответ тогдашний глава фракции ДПМ Дмитрий Дьяков посоветовал Воронину следить за своими депутатами: «Гума невиновен, он не нуждается в адвокатах от коммунистов. Мы абсолютно спокойны. Г-н Воронин, беспокойтесь лучше о своих депутатах». А спикер Мариан Лупу напомнил Воронину… о презумпции невиновности. Еще раз подчеркнем: Дьяков и Лупу защищали Гуму тогда, когда его вина была уже установлена судом и когда обсуждался лишь вопрос о мере наказания! Сразу после оглашения окончательного приговора демократы попросили Гуму не появляться у микрофона, однако он продолжал заседать в комиссиях, выдвигать законодательные инициативы и посещать заседания.
 
Прикрывается партией, а партия прикрывается им
 
Открыто призвал Гуму не перекладывать свои проблемы на ДПМ политический аналитик Анатол Цэрану, сказавший вслух то, о чем все думали: «Г-н Гума выбрал опасную для себя тактику. Он старается прикрываться партией. От его личной реакции многое зависит, в том числе и то, как отразится этот случай на имидже Демпартии, которой еще этой проблемы не хватает».
 
Кто-то выражался яснее, Гуму призывали отказаться от мандата и выйти из партии. Но ДПМ и по сей день считает: Гума не хуже других, отдай его – завтра посадят другого… И так думают люди, которые с трибун болтают об искоренении  коррупции. Как будто коррупция – это не конкретный Гума, а старуха с косой, которую все ищут-ищут, но найти не могут.
 
Молдова с каждым годом все больше воспринимается как государство всеобщей продажности, а лидеры страны – как самоуправные туземные князьки.  Последний Индекс восприятия коррупции показал, что наша страна переместилась с 94 места на 102-е в списке 177 стран.
Какая «пичалька» для наших политиков и чиновников!
 
«Борьба с коррупцией неэффективна, если не ведет к вынесению окончательных приговоров, - сокрушается на конференции «Прогресс и перспективы борьбы с коррупцией» глава НАЦ Виорел Кетрару. - За последние два года лишь три человека были отправлены за решетку… У нас много символических судебных решений по коррупционным деяниям людей, которые возвращаются на должности, после того как фигурировали в расследованиях».
 
На самом деле все еще хуже: пример Гумы показывает, что главные коррупционеры ни в каких расследованиях не фигурируют, а если их ищет Интерпол – так на это начхать даже полиции.
 
Дорогой Мариан Ильич…
 
Впереди – новые выборы в парламент. Хочется спросить и лидера Демпартии Мариана Лупу, и почетного председателя Думитру Дьякова, и всех, кто в ДПМ «решает вопросы». Неужто Гума опять будет фигурировать в списках кандидатов в депутаты от этой партии? И если да – то почему? Только потому, что он за это платит?
 
А что вы, Мариан Ильич и Дмитрий Георгиевич, скажете избирателям на встречах, если они спросят, почему законы применяются выборочно и почему коррупционер сидит в парламенте?  
 
Разве такие вопиюще двойные стандарты одной из «проевропейских» политических сил не наводят на мысль о том, что вся ДПМ состоит из таких, как Гума? Господа, вы партия – или банда, в которой чем больше у человека срок, тем он авторитетнее?  
 
Знаете ли вы, г-н Лупу, о том, что, пока такие люди якобы борются с коррупцией, у граждан крепнет убежденность в том, что они живут в бандитском государстве? По данным социологического опроса «Барометр общественного мнения» в 2009-2013 годах вдвое уменьшилось число довольных тем, как борются с коррупцией: с 10 до 5 процентов. В числе этих 5 процентов, видимо, Гума и иже с ним… К этому времени был отправлен в отставку премьер Филат с официальной формулировкой, утвержденной парламентом: «за причастность к актам коррупции». Именно он, будучи одной из ключевых фигур ДПМ, в течение многих лет покрывал Гуму.
 
Уважаемые господа Лупу, Дьяков, Филат, Хадыркэ! Впереди – парламентская сессия. В обновленном здании законодательного органа будут обсуждать новый пакет законов по борьбе с коррупцией, а также изменения, которые позволят применять принцип «нулевой терпимости» к ней. Как вы смотрите на то, что в зале опять будет сидеть депутат Гума и в составе фракции ДПМ бороться с этой самой коррупцией?
 
Мы, как и все избиратели, ждем от вас ответа. И будем задавать вам эти вопросы до тех пор, пока вы на них не ответите.   
Александр Казанский

Комментарии (1) Добавить комментарии