История

Все начинается с любви

13.02.2009, 01:43
{Все начинается с любви} Молдавские Ведомости
Вера МарьянчикБез ее красоты, таланта, доброты, интеллигентности, безупречной воспитанности и искренней улыбки невозможно сегодня представить Русский театр им. А.П. Чехова.

За 12 лет, которые прошли со времени ее вступления на эти подмостки, она стала одной из самых востребованных актрис, лауреатом муниципальной молодежной премии в области литературы, искусства, удостоена почетного звания "Мaestru in arta". По результатам опроса журнала "AQUARELLE" за 2008 год самый высокий рейтинг у Веры Марьянчик, она признана "Актрисой года". Но это только внешние приметы успеха. Истоки его очень глубоко - в душе.

На открытии сезона-1996 в театре появилось прелестное юное создание: Верочка Марьянчик, ученица Олега Табакова и М. Ливитина, она вернулась в родной город после окончания актерского факультета ГИТИСа, и тут же была принята в труппу. Меня поразили тогда ее глаза: в этих прекрасных, сияющих глазах было столько радостной распахнутости, доброжелательности, доверчивости. Было ощущение, что она ждет от жизни и окружающих только хорошего, доброго и даже чудесного. Прошли годы, и это доверие вполне оправдалось. А глаза ее по-прежнему прекрасны и в них сияет тот же свет. В чем же секрет: в простом "везении", счастливом билете или в осознанном умении делать правильный выбор, совершать достойные поступки?

- У Бернарда Шоу есть парадоксальная фраза: "В жизни есть две трагедии: не достичь желаемого - это одна, достичь - другая". А ваша жизнь внешне представляется праздником. Легкость, с какой, как кажется, вы достигаете желаемого, обманчива?

- Мне думается, наши желания - это наш внутренний мир, а жизнь, Вселенная - просто отвечают на наши внутренние запросы. То есть, каков вопрос, таков и ответ.

- "Ищите и обрящете и отверзется и дасться вам..."

- Ну да.

- Если правильно сформулировать запрос, получишь счастливую судьбу?

- Счастье ведь все понимают по-разному...

- В таком случае точнее, вероятно, будет понятие "успех". Человек состоявшийся, как правило, успешный человек.

- И счастье, и успех все мои героини понимают по-своему, очень индивидуально и разными средствами пытаются их достичь.

- Ваша героиня из спектакля "Ненормальная" вначале производит впечатление человека неадекватного. Ну какая нормальная женщина станет ловить на улице незнакомого мужчину, с просьбой помочь ей родить ребенка? Да еще за деньги.

- Моя героиня врач, она потеряла любимого человека и по ее медицинским расчетам именно в этот промежуток времени, если удастся убедить предполагаемого партнера, у нее есть шанс родить мальчика. Она сама загоняет себя в жесткие рамки, чтобы воплотить свою мечту.

- Человеческие отношения - такая хрупкая штука. И она сама потом, когда уже все вроде бы складывается, от своей идеи отказывается... А в жизни, как вам представляется, на какие жертвы способна пойти женщина ради счастья материнства?

- Сама природа старается, чтобы появился новый человек. Люди идут на любые расходы и жертвы, ездят лечиться за границу, ищут суррогатных матерей. Вероятно, потому, что семья, с появлением маленького человека, становится более полноценной, а вместе с трудностями и нагрузкой в жизни двоих появляется столько радости - это ни с чем сравнить нельзя. Я, например, считала, что моей природе больше соответствует девочка, а родился сын и я воспринимаю это как подарок судьбы.

- Наша Н.Н. Масальская, народная артистка СССР, представлявшая дореволюционную русскую театральную школу, была носителем идеи абсолютного, безраздельного служения сцене. Она была убеждена, что невозможно быть одновременно хорошей актрисой и хорошей матерью. При вашей огромной занятости в репертуаре, не упрекаете ли вы себя в том, что "меньше всего любви достается нашим самым любимым людям"?

- На самом деле все успеть невозможно. Я встаю намного раньше своих домашних, чтобы организовать их быт. Стараюсь так планировать свою занятость, чтобы они не чувствовали себя обделенными. Мы с мужем сознательно идем на компромиссы. Мои мужчины понимают, что есть задачи первостепенные, а есть то, что может подождать. На подхвате бабушки, дедушки и, конечно, мой главный помощник - муж. Толя всегда на страже мира и порядка. Было бы нечестно перед самой собой закрыться дома и делать вид, что мне больше ничего не нужно. Да он никогда и не потребует от меня такой жертвы, ибо от этого все будут в проигрыше. Я, может быть, не самая идеальная мама, но меня любят такой, какая я есть. У меня в доме нет полок с заготовками, я не планирую скрупулезно семейный бюджет - ну, не дано мне это. Но, с другой стороны, я стараюсь по максимуму учитывать интересы семьи. Мои знакомые считают, что я мама помешанная: слишком Сашу опекаю - надо мальчику давать большую свободу. Он высокий, кажется взрослее своего возраста, но ему еще только пять лет, хотя он уже читает и даже пишет печатными буквами. Он вспыльчивый, но очень ласковый. И ему уже нравится производить выгодное впечатление на женщин - я это заметила и меня это радует. Это свидетельство нормального развития.

- Раз уж мы коснулись темы взаимоотношения полов: ваша Красавина ("Хочу замуж!..") полна витальных сил. Такая трактовка образа идет как бы вразрез с традицией. И у Гоголя, и у Островского свахи - пожилые женщины, тертые калачи (вспоминается цветаевское: "Мне что - я старуха, мое время прошло"). Ваша героиня настолько молода и хороша, что ей впору своим счастьем озаботиться, а не чужое устраивать...

- Она ведь и озабочена - и собственным доходом, и поиском своего мужчины. Ей именно такой, как Миша Бальзаминов, и нужен - управляемый. Есть женщины настолько сильные, самостоятельно мыслящие и действующие, что союз с таким же сильным по характеру мужчиной им просто противопоказан: будут сплошные конфликты, парад самолюбий. Моя Красавина - очень современный тип - она знает, чего хочет: и капитал Белотеловой приберет, и Бальзаминова, который ее волю выполнять будет, в мужья получит. Мы видим сегодня таких business-woman. Западные женщины давно бьют тревогу: они настолько "эмансипировались", подавили сильный пол, что мужчины растерялись и перешли в другой клан. Смена сексуальной ориентации сейчас - большая социально-психологическая проблема.

Вера Марьянчик- Прямая противоположность Красавиной - ваша Мона в "Безымянной звезде". Если сила женщины в слабости, то лучше проиллюстрировать этот тезис и нагляднее, чем это делает Себастиан, трудно. Мона - мечта, видение, волшебная греза. А какой же настоящий мужчина не мечтает о настоящей принцессе? Аристократически мягкая женственность, пленительная безыскусность вашей Моны покорили зрителей. И даже наши доблестные критики не смогли ни к чему придраться - хороша! Тем большее удивление вызывает отсутствие этого спектакля в афише театра.

- Спектакль не идет из-за ухода из труппы актера, исполнявшего роль Мирою. Но уже вышел приказ о назначении на эту роль двух актеров. Если в расписании появятся репетиционные точки, придет для работы над вводом и постановщик Петру Вуткэрэу. Мы все этого ждем.

- От безумно трогательного Грустного Зайца в сказке "Антошка и гармошка" и голубой героини Полиньки ("Доходное место") до таких неоднозначных и ярких женских характеров как Маша ("Три сестры"), Монастырская("Вечно живые"), Мирандолина ("Хозяйка гостиницы "Источник Афродиты") - диапазон, внушающий уважение. А вот чисто комедийной роли в вашем послужном списке я не припоминаю.

- Мы сейчас готовим спектакль по рассказам Чехова, он будет называться "Сильные ощущения". У Чехова, как мне кажется, нет чисто комедийных ролей и все же в этой работе должен присутствовать момент перевоплощения, хотелось бы уйти от себя, от когда-то найденного. Поработать не то, чтобы на сопротивлении, но все же попытаться расширить рамки амплуа героини. В спектакле будет много по-настоящему смешного, озорного и неожиданного. Премьера должна состояться уже в марте.

- Эсхилу принадлежат слова: "Незавидна участь того, кому никто не завидует". Это похоже на каламбур. На самом деле зависть - не безобидное чувство: оно не только разрушает его носителя, но и ранит того, на кого направлено.

- Можно такому человеку только посочувствовать. В белую зависть я не верю. Это чувство негативное, как его ни окрась. Говорят, что разделить с человеком его радость труднее, чем беду. В этом умении, в первую очередь, друзья и проявляются.

- На эту тему в фильме "Москва слезам не верит" есть хорошая фраза, ставшая прямо-таки крылатым выражением: "Чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта". Вы в свое время именно так и поступили. И преодолевали все трудности, и добивались успехов сообща.

- У Толи колоссальное чувство ответственности. По первому образованию он тренер по парусному спорту. На Гидигиче у них прекрасная база. Позднее он получил экономическое образование. Для него очень важно уважение к себе. Отсюда, в частности, стремление к постоянному самообразованию и в плане общего кругозора, и в смысле профессионального роста. Это дает ему право быть руководителем большого предприятия.

- Вы нисколько от него не отстаете в плане самосовершенствования. В программках спектаклей театра, в последнее время, в числе постановщиков можно прочесть "ассистент режиссера - Вера Марьянчик". Вы собираетесь изменить своей профессии, или только расширить ее границы?

- Я очень благодарна Виктору Казаченко и судьбе, что приблизилась вплотную к сложнейшему процессу создания спектакля. Я стала понимать, насколько это трудоемкий, мучительный и долгий путь от режиссерского замысла до его воплощения. И он невозможен без команды единомышленников. Вокруг идеи необходимо сплотить людей, объединить, заразить, чтобы всем было интересно. А это очень непросто. Спектакль, на самом деле, рождается как живое существо - в муках. Когда все это видишь, понимаешь - это очень много дает, все принимаешь близко к сердцу. Но режиссура - это призвание, тяжелая профессия, требующая специального образования, огромной эрудиции, лидерских качеств. Мне просто нравится докапываться "до самой сути", если чем-то всерьез занимаюсь.

- Вам и театроведческий для этого понадобился?

- Я учусь на четвертом курсе в Академии музыки, театра и изобразительных искусств. Профессия театрального критика очень близко соприкасается с нашей, актерской. Нужно иметь моральное право быть критиком чужого труда. Здесь, как в медицине, необходимо соблюдать принцип "не навреди". Нельзя рубить сплеча, отвергать, делать безапелляционные заявления. Не люблю злых рецензентов. Все так трудно создается. Это надо понимать.

- Да уж, лучшим средством от перхоти вряд ли следует считать гильотину. Кстати, что служит вам средством, защищающим от стресса?

- Юмор. Надо на все неудачи смотреть с другой точки зрения. Это наше семейное свойство, Толя обладает им даже в большей степени, чем я. Кто-то должен уметь переключить накопившееся напряжение, разрядить ситуацию.

- А за рулем вы себя комфортно ощущаете?

- Вначале я страшно комплексовала: казалась себе "блондинкой" из классических анекдотов на тему вождения - боялась не туда нажать, не вовремя затормозить, не там припарковаться. А теперь освоилась. Машина помогает мне решать массу бытовых проблем: отвезти Сашу в сад, потом забрать оттуда, не опоздать на репетицию, а вечером не трястись от страха, возвращаясь, после спектакля, по темным улицам домой.

- Про таких, как вы, говорят: "Где только силы и время берет?" Вы человек не тусовочный, по-моему, и все же, иногда приходится присутствовать на мероприятиях, именуемых светскими?

- Я не занимаюсь собственной раскруткой, равнодушна к спиртному, но если прийти просят Гюльнара, известный фотохудожник, на свою персональную выставку, или Саша Стукалов, директор сети кофеен "Coffee House", который много делает для театра как спонсор, я, конечно, прихожу.

- Если не валитесь с ног от усталости и остается немного времени для себя...

- То читаю. Люблю автобиографические вещи, мемуары, хорошие, умные, театроведческие книжки. Например, Натальи Крымовой.

- А как выглядит ваш семейный отдых?

- Во-первых, мы общаемся с родными, друзьями. Конечно, порой я приезжаю после спектакля на полчаса-час, когда все уже давным-давно сидят за столом, но все это понимают. У нас в семье к этому приучены с детства: папа, заведуя художественно-постановочной частью Национального дворца, по-прежнему самый редкий и дорогой гость на наших праздниках. Уж такая специфика труда у людей творческих профессий. И все же нам хватает времени для общения, мы живем общей жизнью, наша семья большая и дружная. А совсем недавно, в середине января, мы с мужем и сыном впервые за все эти годы в период активного театрального сезона(!) вырвались на десятидневный отдых в Болгарию. Это притом, что я и больничный никогда не беру, играю в любом физическом состоянии. А тут - десять дней абсолютной свободы. Я никогда не была зимой в горах. Мне кажется, что такой красоты я, отродясь, не видела! Сосны в белоснежных шапках, тишина и покой сказочные, воздух такой вкусный, что его, кажется, можно на хлеб, вместо масла, намазывать. И, разумеется, все на лыжах катались. У Саши успехи были значительнее наших. Я, понадеявшись на свои способности, разогналась - инструктор потерял меня из виду, ну и, конечно, упала. Поднимаюсь, отряхиваясь, и вдруг слышу на чистейшем русском языке: "Да, да - это вам не в театре Чехова выступать...".

Валентина СКЛЯРОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии