Общество

Зарифа Алиева: жила любовью и не боялась правды

06.10.2010
{Зарифа Алиева: жила любовью и не боялась правды} Молдавские Ведомости
…Семикласснице Назиле, дочери простых крестьян из маленького азербайджанского села, доктора вынесли страшный приговор – девочка перенесла тяжелую болезнь и навсегда останется незрячей. Страшное известие сокрушило мать Назили, из кабинета очередного врача потерявшая надежду женщина выходила, словно падала в пропасть отчаяния. Встреча, которая вернула ей веру и счастье растить здорового ребенка, произошла в коридоре того же Бакинского института глазных болезней. Если бы не случайная встреча с доктором Зарифой ханум Алиевой, девочка  вряд ли вновь смогла бы взглянуть на этот прекрасный мир.
 
Через шесть месяцев Назиля вернулась домой, но заботу доброго доктора Зарифы ханум Алиевой она чувствовала еще долгие годы…
 
Этот эпизод случился в 1962 году. Зарифе ханум Алиевой, уже известному медику и автору нескольких книг по офтальмологии, было 39 лет. В тот год она потеряла отца – замечательного доктора и выдающегося государственного деятеля. Решением правительства Азербайджанской республики именем Азиза Алиева тогда был назван Институт усовершенствования врачей. Через 30 лет именем Зарифы ханум Алиевой назовут Институт офтальмологии, где она трудилась на протяжении многих лет. И это лишь малая толика благодарности, которую воздают этой неординарной женщине в Азербайджане.
 
Книга Гусейнбалы Миралламова «Зарифа Алиева» - сборник воспоминаний и живых свидетельств. Более сотни человек стали авторами красочного портрета этой яркой, великодушной и талантливой личности. Самая сильная сторона книги  заключалась в том, что она полна любви. Настоящей, доброй, щедрой, животворящей, той, которую источала на всех, с кем соприкасалась Зарифа  ханум Алиева.
 
Он и она
 
В 1985-ом году на «Песне года» Муслим Магомаев спел свою знаменитую «Элегию». Помните – «Нет солнца без тебя…». Слова, написанные Николаем Добронравовым, подхватила вся огромная страна. Песня вмиг стала сверх популярной, и долго потом говорили, как здорово исполнил ее Магомаев, сам написавший музыку к этой блистательной серенаде любви. Лишь из книги Гусейнбалы Миралламова я узнала, что эту песню Магомаев написал под впечатлением известия о смерти Зарифы ханум Алиевой и горя, обрушившегося на ее мужа Гейдара Алиева.
 
…Их долгий и счастливый союз победил самого страшного врага того времени –  тоталитарную советскую систему. Молодому офицеру КГБ поручили дело отца его возлюбленной как раз тогда, когда он понял, что хочет связать свою жизнь навсегда только с этой женщиной. Завистником первого заместителя председателя Совета министров Азербайджана Азиза Алиева оказался тогдашний «хозяин» республики Мир Джафар Багиров. Зарифа ханум предлагала Гейдару Алиеву не губить блестящую карьеру, сотрудники и начальство органов КГБ оказывали на него всяческое давление, но Гейдар Алиев решил отстаивать свое право быть рядом с любимой.
 
Впоследствии Гейдар Алиев вспоминал: «…знаете, какие мысли были, потому что я в КГБ работал, знал, что делается вокруг ее отца, как за ним следят. И я знал, что есть планы их выселения в Казахстан, всей семьей. Я подумал: если их выселят, я за ней поеду – в Казахстан, там, может быть, мне даже легче будет найти работу, чем здесь».
 
Обвинения с Азиза Алиева были сняты лишь после смерти Сталина. В 1953 году – через шесть лет после первой встречи, и через четыре года противостояния лжи и жестокости Зарифа ханум и Гейдар Алиев стали законными мужем и женой.
 
А потом они доказали всем вокруг, что «нет сумерек любви…». И в своем последнем – предсмертном - письме к мужу, уже тогда одному из первых лиц в огромной и грозной империи, она, уже известный на весь мир врач-практик и исследователь, писала о любви: «Не беспокойся из-за меня, смотри хорошенько за детьми. Не забывай, что я люблю тебя… Не забывай, что я люблю тебя!..».
 
Призвание
 
В книге Гусейнбалы Миралламова есть глава «Корни». Он в ней приводит слова ректора Нахичеванского госуниверситета академика Иса Габиббейли о духовной и культурной ауре Нахичеванского края, славного своими просветительскими традициями, взрастившего немало выдающихся деятелей национальной культуры и науки. Через село Шахтахты на берегу Аракса, где родилась Зарифа ханум Алиева, издревле проходили караванные пути, соединявшие север и юг, запад и восток. Его называют «родиной выдающихся интеллигентов». «Отсюда берут начало неуемная энергия и нравственное кредо Зарифы ханум Алиевой», - делает вывод писатель-публицист.
 
Однако мое глубокое убеждение после прочтения книги – Зарифа ханум Алиева была из тех редких людей, кто не боится правды во всех ее проявлениях.
Молодой врач только начинала самостоятельную карьеру, когда в Азербайджане вспыхнула такая опасная болезнь глаз, как трахома. По сведениям ВОЗ, тогда в мире ею страдали 400 млн. человек, а 80 млн. по этой причине ослепли. В Азербайджане трахома «косила» целые села. Доктора начали формировать добровольческие врачебные бригады. «Мы ездили по районам, оставались там по 10-15 дней. Обычно ночевали в больницах», - вспоминает доктор медицинских наук Хаджар Насруллаева.   
 
Зарифа ханум Алиева была одной из тех, кто не испугался опасности заразиться, а потом именно проблеме трахомы посвятила свою кандидатскую диссертацию. «В том, что в Азербайджане была одержана победа над трахомой, - и ее достойная лепта», - говорит директор НИИ глазных болезней Керим Керимов.
 
Не самую добрую правду она распознала и в индустриальных успехах советской родины. Профессиональным болезням зрения в больших городах и на предприятиях, связанных с активным применением химических препаратов, Зарифа ханум Алиева посвятила немалую часть своей врачебной и исследовательской работы. Ее книга «Состояние органов зрения на некоторых химических предприятиях Азербайджана» стала сенсацией в профессиональных кругах СССР. Статьи  Зарифы ханум Алиевой по актуальной проблеме ждали международные издания.
 
Еще одна трудная правда омрачала ее идеал профессии врача. И потому одну из своих книг Зарифа ханум Алиева назвала «Великая убежденность». «Совесть – наш главный судья. В трудные минуты и в радостный час, когда ты наедине с нею, она вопрошает: имеешь ли ты право носить белый халат? Смогли ли твои руки донести до страждущего не только твои знания, но и беспокойство души, тепло горячего сердца?» - такое послание оставила Алиева тем, кто выбрал для себя профессию доктора.
 
Память
 
В Баку памятники Зарифе  ханум Алиевой и Гейдару Алиеву стоят рядом. И все же Он, вытянувшийся во весь рост перед высеченной в граните картой Азербайджана, немного позади Нее – полной души даже в мраморном изваянии. Бог положил мир под ноги женщины, говорят на Востоке.
 
Зарифа ханум Алиева не увидела, как ее муж во второй раз спас свою родину от гибели, не узнала, что для Азербайджана Гейдар Алиев стал национальным лидером, не была свидетелем того, как азербайджанский народ избрал ее сына господина Ильхама Алиева на пост президента. Ей не суждено было увидеть всего этого. Она не видела - видели другие, те, кому она вернула зрение. Возможно, поэтому у памятника одной из самых любимых страной женщин всегда лежат живые цветы. Если существует душа, она наверняка чувствует, как народ любит и гордится своим президентом господином Ильхам Алиевым.
 
Говорят, случайностей не бывает. Сегодняшняя первая леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиева по специальности тоже офтальмолог. И также она верна идеалам добра и гуманизма. Вот уже несколько лет в качестве Посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан ханум Алиева выполняет миссию по возрождению очагов культуры, восстановлению школ и больниц, заботе о страдающих от сиротства и болезней. География ее деятельности не ограничивается Азербайджаном, но охватывает многие страны мира.
 
Не случайно и то, что книгу Гусейнбалы Миралламова в Кишиневе представлял посол Азербайджанской Республики в Республике Молдова Исфандияр Вагабзаде. Перу народного поэта Азербайджана Бахтияра Вагабзаде принадлежит, пожалуй, самый проникновенный реквием на уход из жизни Зарифы ханум Алиевой:
 
…Ты снискала почет по заслугам и праву.
Зло злословит, добро отзовется во славу.
И оставит свой след на земле человек.
И не гроб над толпою плывет, не ковчег
Завершающей вехой извечного круга,
А престол высоты и величия духа!
Наталья Узун

Комментарии (0) Добавить комментарии