Бессарабские волчицы
Чтобы выжить в нашей стране, где пенсия и зарплата у большинства ниже прожиточного минимума, приходиться прилагать немало усилий. Изобретательности и смекалке иных можно только позавидовать. Группа женщин из Бессарабки объединилась во имя сбора полезных ягод и фруктов, растущих в лесах и лесополосах.
Уже нескольких лет бессарабские женщины-пенсионерки, практически каждое утро, словно волчицы, выходят на охоту. Их цель – сбор всего того, что еще дарят человеку остатки наших лесов.
Ирина Николаевна живет с мужем– инвалидом, который не работает, у самой работы нет, хотя на пенсию еще не вышла. Оба живут на пенсию мужа и доходы от случайных заработков. На жизнь не хватает: коммунальные услуги надо оплачивать, еду покупать, лекарства… У Елены Григорьевны та же ситуация, с супругом живут на пенсию, в общей сложности выходит 1600 лей на двоих. Елене Владимировне немного в материальном плане, но подработать она не отказывается, ведь деньги всегда нужны: внучке подарок купить, праздник справить, родным помочь или подремонтировать что-то в доме.
Куда идти - женщины определяют заранее в зависимости от времени года. Если время собирать грибы, есть в запасе несколько маршрутов: на поезде, пешком, на автобусе. За долгие годы накопился опыт, охотницы могут рассказать о каждом грибе: как называется, каков на вкус, сколько варить, как закатывать, есть и многие другие хитрости.
«Не боитесь продавать такой продукт, ведь случаи отравления - частое явление?» - спрашиваю я настороженно. «Старые грибы, а также те, что растут у дороги и в местах, загрязненных отходами, мы никогда не собираем, - рассказывает Елена Владимировна. - Наша цель не в том, чтобы сегодня продать, получить деньги, а после – хоть трава не расти. Нет, мы смотрим далеко вперед. Наши покупатели нам доверяют. И потом мы все первыми пробуем. За все время, Слава Богу, не было ни одного случая отравления».
Женщина перебирает в небольшой коробке красные ягодки, похожие на кизил. «Это кизил, верно?» - спрашиваю. «Да, кизил. Ягоды очень полезные, помогают при малокровии, желудочно-кишечных заболеваниях, восстанавливают обмен веществ и имеют много других полезных свойств. Люди покупают с удовольствием, продаем килограмм по 18-20 лей. Правда, кизил сейчас редкость, приходится искать».
Женщины собирают также орехи, шиповник, боярышник. Пробовали обирать с кустов облепиху, да уж больно колючая, мелкая. Зато и стоит дороже.
Часто приходиться проделывать длинный путь в несколько километров пешком, чтобы добраться до заветного места. Если в первый раз идут - еще и страшно. «Бывает, забредем в такие глухие места, что жутко становится, – делится впечатлениями Елена Владимировна. - Был случай, шли вдвоем, наткнулись на чабанов. Они стали нам что-то кричать, побежали за нами. Мы так перепугались, что тоже побежали. Они за нами, мы от них… Преследовали нас минут пятнадцать, потом удалось от них оторваться. Что они хотели - мы так и не поняли. Но после этого случая какое-то время в страхе отсиживались дома. А потом снова пошли».
Как так вышло, что ходить по лесу стало опасно? Как мы, люди, дошли до того, что боимся человека больше, чем волка? И почему изначально от встречи с ближним ничего хорошего не ждем? Всему виной всеобщая бедность, которая доводит до человека до зверского состояния…
За один поход, если он окажется удачным, женщины собирают ведро ягод, да еще сумку стараются наполнить. Собранный лесной урожай нужно еще донести до поезда либо до трассы. А там - свои сложности. Редко кто из водителей останавливается, чтобы взять двух-трех женщин с ведрами и сумками.
На следующий день опять встают рано, идут на рынок с товаром. А там уж как получится: в удачный день есть покупатели и товар быстро уходит по хорошей цене; если день «так себе» - приходится отдавать подешевле, не пропадать же добру. То, что остается, идет в семейный котел.
Не отказываются пенсионерки и от возможности заработать на виноградниках. А несколько лет назад, когда здоровье позволяло, кукурузу прашевать ходили. За все годы, что подруги ходят по полям и виноградникам, здоровье сильно подводить стало. То одно болит, то другое. Но делать нечего: чтобы выжить, нужно много работать.
В Бессарабке, как и по всей стране, собирательство освоили многие. В Кишиневе тоже нередки на улицах женщины, торгующие шиповником, терном, облепихой, черемшой и дикими финиками. А ведь раньше мы о таком занятии лишь в учебниках истории читали, в разделе о первобытнообщинном строе! Люди выкручиваются кто как может. Неудивительно, что пожилые до сих пор вздыхают по далекому советскому прошлому, когда государство думало о том, как людям выжить. А вот нынешняя власть объявила о «переходе от политики потребления к политике экономического развития». Это значит, что пенсии не вырастут, а социальные льготы будут все больше урезать, но только у простого народа, а не у депутатов и министров.
Ирина ПИНЕГИНА
Новости по теме
- Сегодня, 16:07
- Сегодня, 14:50
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 16:07
- Сегодня, 14:50
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00