Общество

Как остановить агрессора, если больше никто не хочет умирать на фронте?

27.03.2014, 14:10
{Как остановить агрессора, если больше никто не хочет умирать на фронте?} Молдавские Ведомости

Никто не хочет умирать за Украину. Даже сами украинцы, как показывают последние события.

Ни военные, ни гражданские. Ни за Украину, ни за любое другое государство на карте мира. Пора осознать, что представители наций демократического мира не хотят идти на войну. Аннексии сегодня проходят без единого выстрела. Так получилось, что на этот раз мы говорим об Украине. Но молниеносное военно-политическое нападение, вроде того, что было в Крыму, может повториться и закончиться так же быстро. И в конце можно будет только так же бессильно пожать плечами. Это может случиться в любом уголке планеты, нужен только достаточно мощный и грозный агрессор и объект агрессии, с бардаком во власти, чтобы идея героического сопротивления не занимала умы мировой общественности, заставляя ее мобилизовать силы и ресурсы в помощь второму. Да, вы скажете, что аншлюс Австрии в 1938 году был проведен с применением силы и нарушениями международного права, но никто не решился возмутиться. И там говорили на одном языке.

Мир изменился. Запад больше не тот, что век назад – героический и могущественный в транслировавшихся по радио выступлениях Рузвельта, Черчилля, Шарля де Голля, или в экзальтированных, бредовых речах Адольфа Гитлера. Колокола волонтеров из Армии спасения больше не зазвонят с той силой и чувством, призывая людей помочь, облегчить страдания людей, пострадавших от бомбежек. Сразу добавлю, что, надеюсь, в этом и не будет необходимости…

Европейские и Североамериканские нации больше не «располагают», как в 1914 или 1939 годах, десятками миллионов молодых людей из бедных деревень и пригородов, подчиняющихся неоспоримому авторитету и мощи государственной власти, мозги которых промыты настолько, что они готовы принести свою главную жертву во имя борьбы с фашистами или интервентами, как того требуют политические лидеры, и в любой момент встать под флаг Родины и отдать жизнь в сражениях далеко от дома. Насколько индивидуальные права и свободы, а демократические силы и механизмы консолидированы и укоренены в обществе, а доступ к информации и образованию свободен, настолько и граждане выше ценят свои жизни, профессиональную карьеру, благосостояние и семейный комфорт. Совершенно противоположную картину мы наблюдаем на Среднем Востоке и в рядах исламских фундаменталистов, с детства пойманных в ловушку своей доктрины, для которых жизнь гораздо менее ценна, чем возможность взорвать врага. Но здесь, в Европе, как и в Америке, людям их жизнь дороже, чем какой бы то ни было политический принцип. Странно и парадоксально, но эта ловушка свободного мира, ее сильнейшая сторона, в любой момент может превратиться в слабость, в его Ахиллесову пяту. И Путин почувствовал это слабое место нового Запада. Даже если бы он продолжил наступление на другие области Восточной Европы, все равно никто бы не захотел отдавать жизнь в сражениях с российскими солдатами. А те, кто не согласен, конечно же, ждут помощи от других, что другие вмешаются, другие пойдут на фронт, только не он, не его родные.

С другой стороны, эти «эгоистические» рассуждения развитого мира, который уже распробовал вкус комфортной жизни, являются наиболее гуманными и естественными для человека. Индивидуализм как культурная модель победил везде, где люди действительно свободны выбирать. Демократическая эмансипация европейских наций, укоренившаяся уже в самых глубоких слоях общества (до середины прошлого века она была свойственна только элитам, в то время как рядовые смертные оставались под гнетом строгого социального контроля консервативной системы, выраженной в церквях, школах или общинах, сегодня утративших свою власть) делает практически невозможной военную мобилизацию людей, которые действительно вольны выбирать. Уже невозможно вернуться к тем нематериальным ценностям, которые заставляли раньше людей вставать к оружию, так как их уже сложно убедить в необходимости этого «героизма». Возвращаться к войне сейчас, когда продолжительность жизни на Западе выросла до 85 лет, когда доходы среднего класса позволяют практически все, когда люди могут путешествовать когда и сколько захочется, когда прогресс в медицине позволяет уже надеяться на спокойное и мирное старение?

Великие речи прошлого века еще могут заставить кого-то отдать свой голос (но даже это не обязательно!), но не могут убедить людей так легко пойти воевать. В сегодняшнем мире у героизма не осталось аргументов в свою пользу. В этом мире СМИ уже давно доказали, но продолжают нам доказывать, что «политика коррумпирована» и ни один лидер не достоин того, чтобы за ним последовать, а выступления политиков полны лицемерия, прикрывающего их стремление к власти. Может стоит позволить им перестрелять друг друга, чтобы они больше не посылали нас на смерть ради своих политических амбиций? Именно такие рассуждения лежат в основе современного общества, и они правильны и совершенно законны. Сегодня, наконец-то, за всю историю человечества, людям есть ради чего жить, есть чему радоваться. Они могут быть счастливы при жизни и смерть на фронте – последнее, что выберет современный человек.

Общее благосостояние Запада сводит на нет народную поддержку в случае классической массовой войны. А так как западные лидеры обязаны своим положением людям и их голосам, все становится очевидным. Все это мы уже видели – когда ставился вопрос о военном вмешательстве, чтобы остановить войну в Сирии (общественность Запада не поддержала кампанию, также как США и Великобритания), и когда Россия вторглась в Грузию в 2008 году, тогда Запад только наблюдал со стороны и критиковал Москву. Теперь президент Обама четко говорит, что вопрос о военном вмешательстве США даже не поднимается, а все споры вертятся только вокруг способа наказать Россию, как заставить ее «заплатить» (экономически), если она еще когда-нибудь сделает что-либо подобное. Так что, Крым не в счет. Еще посмотрим, насколько эффективными будут международные экономические санкции по отношению к России или к любому другому государству, смогут ли они остановить агрессоров…

Предположим, что Китай аннексирует японский архипелаг Сенкаку. Какие формы изоляции или экономических санкций можно вообразить для второй по величине экономике в мире? Что заставит Пекин соблюдать международное право? Ничего. Это было бы принято как свершившийся факт. Может быть, пара десятков китайских чиновников стали бы невыездными на год. И в Японии больше нет камикадзе – пилотов самоубийц 40-х годов прошлого века. У японской молодежи, также как и у западной, много приятного в жизни. Так можно ли навязать крупным международным игрокам или же это они строят, рушат и перестраивают мировой порядок и определяют баланс сил, а принципы международного права – это только для мелких наций?

Половина украинских войск в Крыму обрадовалась российской аннексии (некоторые дезертировали и добровольно перешли на сторону русских), а другая половина – сдалась, не произведя ни единого выстрела (даже в воздух, в качестве предупреждения), в свою очередь радуясь тому, что можно вернуться домой. С какой стати они должны ни за что отдавать свою жизнь? В конце концов, можно прекрасно жить и в стране поменьше, не правда ли? Стоит ли умирать за принципы международного права, за какие-то военные базы, за пядь земли, которая даже не твоя, за абстрактную идею вроде суверенитета и территориальной целостности государства? Беги отсюда! Жизнь прекрасна и заслуживает того, чтобы ее прожить, столько возможностей и искушений готовит нам глобализованный и американизированный мир, - это главная мысль, внушаемая нам обществом, в котором мы живем, телевидением, рекламными роликами, туристическим компаниями, предлагающими нам отдых мечты, продавцами авто и мобильных телефонов, и т.д. Все они внушают нам образ прекрасной жизни, полной желаний, в той или иной степени реализуемых, но стоящих попытки в любом случае. Счастливое потребление в послевоенном мире в корне изменило мотивацию человека и обоснование поведения демократических государств.

Необходимо срочно найти новые способы сохранения международного мира. Тем более, что Крымский «эксперимент» показал, что нормы международного права в случае их нарушения, оказываются просто словами на бумаге, не защищающими более мелкие государства от опасности нападения со стороны сильного большого соседа. Никто за тебя не вступится. Зачем умирать за суверенитет и территориальную целостность другого государства? Гедонизм и фривольность (в хорошем смысле) управляют нынешними поколениями. Люди законно хотят радоваться своей жизни, получать удовольствие, пользоваться свободой. И в этом нет ничего плохого. Никто не хочет впрягаться в груз политической, социальной и экономической несправедливости, мучающей мир. Но так ли безопасен этот мир?

У нас «Счастливый пастух» весело и оптимистично рекламирует мобильные телефоны. Понятно, что ему вовсе не хочется гнить в траншеях в Крыму. Ведь если бы Украина была в НАТО, то, теоретически, ее союзники должны были бы ее защищать (согласно статье №5) и мы были бы первыми в этом списке, не так ли? Или мы уже привыкли к тому, что только американцам приходится пересекать Атлантику, чтобы спасать нас от агрессоров и умирать за суверенитет и территориальную целостность европейских государств, к милости которых мы взываем в официальных выступлениях? Нет, уважаемые интернетные вояки, если бы НАТО принял решение бороться с агрессором, то он обязательно обратился бы за военной помощью к государствам региона. То есть пришлось бы нам ехать туда, решать проблему, конечно, при поддержке американцев, но только дистанционной. Дяде Сэму надоело посылать своих ребят умирать за бесконечные кризисы Европы и мира и выслушивать за это обвинения в интервенционизме. Так что настала наша очередь защищать свои свободу и порядок, если мы в состоянии. А если не можем, то поступим как украинцы в Крыму – оставим дилеммы международного порядка на рассмотрение последующим поколениям, а сами будем спасать свои жизни.

Громкое возмущение европейцев в прошлом году против злоупотреблений США, прослушивания переговоров, поутихло при виде российских бронетранспортеров на границе Европейского союза. При этом французы и немцы (не говоря уже о мелких нациях Центральной Европы) снова обратились к НАТО. К тому самому НАТО – устаревшему, проклинаемому, забытому. Но кто в Европе согласится сегодня воевать и умирать в Украине или Приднестровье? Кто?

 

Валентин НАУМЕСКУ

Перевела на русский язык для eNews.md Вера БАЛАХНОВА

Источник: http://www.contributors.ro/global-europa/cum-poate-fi-oprit-un-stat-agresor-cand-nimeni-nu-mai-este-dispus-sa-moara-pe-front-noua-dilema-a-relatiilor-internationale/

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Весь этот длинный опус подтверждает лишь одно, что Москва это не Российская Федерация.
    Москвичи с удовольствием будут посылать всех тех, кто живет за МКАД-ом на убой. Все равно они живут по-скотски и им терять нечего. Среди этого быдла за водку, наркоту и другой кайф еще можно собрать огромные толпы камикадзе или героев, которым все равно, где и за что подыхать. Согласитесь, почетнее для таких смерть наркоманом-героем, чем наркоманом-бомжом.

  • x

    Тимошенко с саблей на белом коне впереди украинских войск.