Классовая борьба в отдельно взятой партии
«Выигранная битва» Воронина на пленуме ЦК ПКРМ стало началом войны
Всё самое интересное - внутри. Примерно так многие характеризуют происходящее в (уже не?) оппозиционной Партии коммунистов. Как обычно, молдавские коммунисты не слишком спешат выносить сор из избы, но скрывать жёсткое внутреннее противостояние невозможно. И если раньше эксперты и политологи рассуждали о «борьбе разных групп» в ПКРМ, то теперь речь уже идёт о борьбе различных классов. Высшее руководство партии и её парламентская фракция считают для себя комфортным каким-то образом включиться во власть. А вот среднее звено, региональные лидеры, полагают это невозможным, справедливо опасаясь, что в случае «широкой коалиции» им просто не с кем остаться. Говоря по-партийному, у них разная повестка дня.
Кого боится Воронин?
Бессменный лидер Партии коммунистов в очередной раз показал, что ему всё и все нипочём. Риторика его проста: всякий, кто не согласен со мной, должен уйти. И это, как бы то ни было, работает. Воронин по-прежнему контролирует центральный комитет своей партии – даже разбитый на разные группы. Точнее – особенно когда он разбит на разные группы. Пресловутая «система сдержек и противовесов» играет только на него. Тем более, прямо скажем, группировок в этом самом центральном комитете – отнюдь не две, как думают многие.
Однако источники в ПКРМ рассказывают кое о чём интересном. Оказывается, пленум ЦК от 13 декабря прошёл на неделю позже, чем должен был. 13-го числа Воронину удалось вывести из состава ЦК, вслед за Марком Ткачуком, и Юрия Мунтяна, а также провести в высшее партийное руководство Артура Решетникотва и Виолету Иванову. Но если бы пленум состоялся, как и намечали, 6-го числа, этого могло бы и не произойти. И ещё не факт, что Воронин вообще устоял бы после подобных предложений.
Вскоре после выборов Воронин собирает первых секретарей районных комитетов республики. Они должны высказать своё мнение перед пленумом. И выступления региональных лидеров заставили Воронина сдать назад. Он выступил с весьма травоядным обращением, призвав их только не потерять своих команд на местах и не расходиться в другие партии. Он был, прямо скажем, рад тому, что всё, сказанное людьми с мест, осталось за закрытыми дверями, а не прозвучало на пленуме.
Регионалы разъехались по домам, а Воронин… срочно перенёс проведение пленума.
Расчёт был точен. Недели хватило для того, чтобы на смену злости пришла растерянность. И теперь уже Воронин шёл напролом. Снова перед пленумом прошло совещание первых секретарей, на котором и была объявлена кандидатура Артура Решетникова на пост исполнительного секретаря партии.
Регионалы лишились дара речи и попытались возмутиться, напомнив, что именно Решетников возглавлял предвыборный штаб, и если уж наказывать Воронин никого не хочет (под соусом «не будем искать виновных – лучше объединимся»), то уж повышать до второго человека в партии – перебор. Председатель ПКРМ был бесподобен – он заявил буквально, что надо проголосовать за Решетникова. Потому что лично ему с ним удобнее.
Говорят, нахальство – второе счастье. В данном случае – вполне. Беззастенчивость Воронина просто обезоружило регионалов. Пленум прошёл по его сценарию. Некоторые голосовали «за» чисто на автомате, а после пленума в сердцах пообещали сдать партбилеты. Воронин же в это время и призвал всех объединиться, и отверг реальные предложения по объединению сил. Число опальных только выросло. И вырастет снова – целому ряду членов ЦК намекнули, что «голосовать против нас» - нельзя.
Воронин выиграл битву. А цекисты-регионалы снова разъехались, постепенно приходя в себя, отплёвываясь и ругаясь. Дома их «с распростёртыми объятьями» ожидали товарищи с одним вопросом: «А как вы это допустили?».
Ещё сутки спустя им стало «совсем хорошо». Если на пленуме ЦК ПКРМ была принята обтекаемая формулировка о широкой коалиции, то дальнейшие заявления лидеров ПКРМ – Воронина, Олега Рейдмана и особенно новоиспечённого исполнительного секретаря Решетникова - дали людям понять: они уже всё для себя решили и готовы не просто договариваться с партиями власти на сомнительных условиях, но даже их упрашивать, и даже униженно.
И вот тут стало ясно – ПКРМ может остаться без целого ряда районных организаций. Если ничего не предпринимать, коммунисты просто разойдутся кто куда, напоследок линчевав своих первых секретарей.
Волна пошла с Юга
Что делать, если состав центрального комитета Партии коммунистов «зачищен» и подчинён Воронину? Знатоки устава ПКРМ напомнили о том, что всё руководство партии может быть отправлено в отставку решением съезда. Ближайший съезд ПКРМ должен состояться только в 2016 году. Но для созыва внеочередного достаточно решения не менее половины от всех районных комитетов (21 из 41). Сделать это реально, но хлопотно.
Регионалы, тем не менее, продолжали связываться друг с другом, а заодно – и с опальными кишинёвцами, которые, по их мнению, должны взять на себя «техническую часть» - то есть координацию. Решение пришло быстро: вспомнили о том, что годом раньше ПКРМ объявила о проведении республиканской партконференции. Этот орган имеет почти что такие же полномочия, как и съезд (может менять устав, сменить до трети центрального комитета, отправить в отставку председателя). И, что самое важное, на эту конференцию уже были избраны делегаты.
Первым городом, в котором собрались коммунисты с требованием провести конференцию, оказался самый южный город страны – Вулканешты. Пленум здесь проходил два дня. Лидер вулканештских коммунистов, председатель фракции ПКРМ в Народном собрании Гагаузии Роман Тютин охарактеризовал эти события лаконично: «Было жарко!»
Среди приглашённых оказался и выведенный из состава ЦК по требованию Воронина Юрий Мунтян. Рассказывают, что выходя с шестичасового собрания бывший депутат и «рядовой коммунист» сказал буквально следующее: «Когда я услышал ваши выступления, увидел с каким постановлением вы выходите, на вашем фоне я сам себе показался оппортунистом!».
Удивляться было чему. Коммунисты потребовали отставки председателя партии, назвав его работу «деструктивной». Объявили о недоверии всему составу политисполкома. Работу предвыборного штаба оценили как неудовлетворительную и вредную для партии. А всех депутатов, которые хотя бы заикнутся о широкой коалиции, потребовали исключить из рядов за нарушение устава.
Вулканештцы не просто взяли на себя роль авангарда, но и пригласили коллег из самых разных районов. Приехать смогли не все – ведь расположен город на краю карты, да к тому же в тот день было туманно. А были случаи и прозаичнее. Рассказывают, что лидер тараклийских коммунистов вынужден был развернуться на полдороге из-за очередного вызова в правоохранительные органы…
Тем не менее, гости были, в том числе с самого севера страны. От одних райкомов – первые секретари, от других – представители местных органов власти. Пример оказался заразителен. Уже в это воскресение можно ожидать сразу двух подобных пленумов в регионах. Другие – готовятся.
Воронин в тот же день присутствовал на телешоу. И, недолго думая, пригрозил вулканештскому райкому роспуском. Но остановить волну пленумов, похоже, угрозами не удастся. «Если будем молчать – все и так рабегутся», - говорят по этому поводу коммунисты.
Феликс СТАРЛЕМ
Новости по теме
- Вчера, 17:48
- Вчера, 15:42
- Вчера, 12:41
- Вчера, 12:09
- Вчера, 10:16
- Вчера, 09:13
- Вчера, 08:55
- Вчера, 08:49
- 26.11, 16:28
- 26.11, 14:56
Комментарии (4) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:48
- Вчера, 15:42
- Вчера, 12:41
- Вчера, 12:09
- Вчера, 10:16
- Вчера, 09:13
- Вчера, 08:55
- Вчера, 08:49
- 26.11, 16:28
- 26.11, 14:56
Такие, как Олег, так бурно "переживая" за судьбу ПКРМ,могут невзначай надорвать пупок. Рано ликуют. Сегодня пленум Фалештского райкома партии ЕДИНОГЛАССНО осудил действие группы обиженных. Думаю, что таких большинство.Брожение отдельных партия преодолеет.
Воронин предал партию, предал избирателей! Были надежды, что он извинится перед народом за своё бездарное руководство и предательство и покинет ряды ПКРМ, но он обвинил в полном поражении всех, кроме себя. А почти вся вина в провале ПКРМ на выборах лежит на его неадекватной и бездарной политике, на неумении руководить людьми, договариваться. На протяжении нескольких лет обвинял своих бывших соратников в предательстве, а оказалось, что главный предатель в ПКРМ именно он - Воронин. И после всего - хочет быть Президентом. Совсем из ума выжил. Коммунисты, срочно собирайте съезд партии, исключайте Воронина из рядов ПКРМ, и спасайте партию коммунистов!
Пора сливать Воронина! От коммунизма осталось только название!
Пора сливать Альянс! От демократии и/или демократии осталось одно название.