Лидия Мудрак: Научите ребенка рисовать – и он заговорит
В детской художественной школе имени Алексея Щусева открылась выставка молдавской художницы, члена союза художников Молдовы, педагога более чем с 30-летним стажем Лидии Мудрак. Представлены работы как раннего периода ее творчества, так и более поздние.
Лидия Мудрак родилась в 1967 году в Кишиневе, в 1989-м окончила республиканское художественное училище имени Репина, начала участвовать в групповых выставках в стране и за рубежом. Ее работы находятся в коллекции национального художественного музея, в личных коллекциях в Германии, Канаде, США, Финляндии и России. Перед открытием выставки наш корреспондент пообщалась с художницей.
- У вас много гостей. Чем вызван их интерес к выставке?
- У меня много было персональных выставок, даже, случались по две в год, но в стенах школы выставка проходит впервые. Со школой имени Щусева я тесно связана: моими преподавателями были Игорь Либерман и Михаил Шевелькин, первые выпускники известного педагога Натальи Васильевой. Мне повезло очень с педагогами, и если бы я не пришла сюда преподавать, то, наверное, стала бы совсем другим художником.
- Ваши картины настраивают на позитив, у них теплая энергетика. С чем это связано?
- Дети видят мир позитивно, и ты заражаешься этим позитивом, как и оригинальным взглядом на вещи. Бывает, даешь им задание, и потом они демонстрируют такие интересные идеи, что ты понимаешь, что сам бы никогда не развил так идею композиции, которую они увидели с неожиданной стороны.
Работа с детьми - большое счастье, поскольку всякий нормальный художник всегда недоволен собой. И на вопрос, какая твоя любимая работа, чаще всего отвечает: такой нет. Ты все время видишь, что можно было бы лучше. А дети помогают двигаться вперед.
- Как много ваших учеников стали профессиональными художниками?
- Трудно проследить их судьбу. Многие после окончания школы уезжают за рубеж. Но вот есть такая звездочка, как Катя Веверицэ. Она была очень целеустремленной, очень трудолюбивой ученицей, и сегодня в 30 лет - уже сложившийся мастер, очень самобытный, со своим узнаваемым почерком.
- Что вы считаете главным в преподавательской работе?
- Развитие индивидуальности. Поэтому стараюсь никогда не навязывать свое мнение. Тут «делай, как я» не приветствуется. Это сложно подчас, поскольку тебе может что-то не нравиться у ученика, а нужно вдуматься и понять, чего он хочет и уже в том ключе, в котором он двигается, его направлять.
- Вам это помогает развиваться как художнику?
- Я воспитываю своих учеников так, как меня воспитывали. Решаю одни и те же задачи, двигаясь по спирали все время вверх. Развешивая картины для выставки, я обратила внимание на свой пейзаж 90-го года. Рядом - современная композиция на тему мира с голубем. Первая работа делалась с натуры, дописывалась в мастерской. Закат солнца. В обеих картинах, в сущности, решаются одни задачи. Но во второй виден опыт. Цветовая гамма со временем не изменилась, но усложнилась. Это оттого, что я рано определилась как художник: меня интересуют поиски именно в цвете. Этот поиск продолжается и сейчас. Коллеги в шутку спрашивают меня, когда я уже начну преподавать «уроки цветоведения». Я рада, что в свое время педагоги на меня не давили, а позволили искать себя, отпустив в свободное плавание.
- Кто из наших художников вам более всего нравится?
- В 90-е я ходила в музеи смотреть работы Греку, Зевиной, Пейчева. И думала: какое у них разнообразие оттенков, боже мой, как это сделать? Через 20 лет у меня появился опыт, я заметила, как молодой человек пристально вглядывается в одну из моих работ. Я готова была поспорить, что он думает также, как я когда-то: как можно сделать столько оттенков?
В чем мне помогли именно дети? Опыт сушит, делает тебя умозрительным, а дети с их живыми эмоциями не заставляют все время видеть по-новому. У тех же Греку, Зевиной, Пейчева очень живое восприятие мира.
- Что больше всего вам нравится изображать?
- Нравятся и пейзажи, и абстракции, и фигуративная живопись. Но я всегда говорила, еще со времен участия в творческой группе художников «Фантом»: чтобы написать абстракцию, без работы на пленэре не обойтись.
Неспроста импрессионисты вышли на свежий воздух, и это был скачок в мировой живописи. Именно на пленэре игра света и тени дает незабываемое впечатление. В абстракциях можно выразить то, что ты никогда не сможешь показать реалистическим пейзажем. При работе на осенних этюдах иногда хочется показать осень в целом. Но это можно показать только средствами беспредметной живописи.
- По центру экспозиции висит работа «Наступление весны»…
- Весну я тоже люблю, хотя осенью пишется лучше. Работая на пленэре, я наблюдала, как быстро весной все распускается, и вдруг мне на глаза попалась информация о том, что по расчетам ученых, весна наступает со скоростью 60 км в сутки. И меня заинтересовал этот быстрый процесс, когда все серое и мрачное вдруг становится светлым и ярким. Мне захотелось это передать. Но опять-таки только беспредметно.
- В некоторых ваших картинах чувствуется влияние импрессионистов...
- На меня повлияли и экспрессионизм, и фовизм с его бунтарским духом. Все эти течения взаимосвязаны. Нет между ними жестких границ. Потому что у представителей того же фовизма были экспрессионистские работы. И наоборот.
- От чего зависит выбор стиля?
- Кто-то видит мир сразу, с какой-то математической точностью его рассчитывает, расчерчивает, хочет передать его как можно точнее. Кому-то хочется внести сюрреалистические идеи. И восприятие цвета у всех разное, потому что склад личности разный.
В какой-то степени это формируется, в какой-то степени с этим рождаются. Мне выражение эмоций, настроений через цвет очень близко, поэтому и работы у меня цветные. Это меня привлекало еще с детства, когда училище организовывало нам экскурсии в музеи Ленинграда и Москвы. Это была очень полезная для нас десятидневная практика. И все было за счет государства.
В начале ХХ века в России было три великих художника. Они и для мирового искусства очень важны. Это Филонов, Малевич и Кандинский. В Москве мне посчастливилось попасть на большую выставку Кандинского в 1989 году. Я писала дипломную работу. Съездила, посмотрела - и полностью все переписала.
- О чем была дипломная работа?
- Тема: «Воспоминания детства». Не случайно, видимо, я преподаю здесь. Мне Лариса Кузнецова, известный молдавский педагог (она вела у нас педагогику и психологию), говорила: «Тебе надо преподавать!». А я детей боялась. Но когда пришла сюда, поняла, что никогда своего места не покину.
- Свои дети рисовать любят?
- Моя дочь здесь, со мной, с трех лет рисует и лепит. Я не знала, что ребенок с трех лет в состоянии заниматься творчеством непрерывно в течение трех часов. Я даже пугалась, думая, что дочь – аутист: она подолгу сидела за столом, работала руками, еще и конструктор собирала. У нее были проблемы с моторикой, и только ленивый врач не говорил, что нам нужен логопед. Все это пошло ей на пользу, и потом все говорили мне комплименты: как у тебя ребенок хорошо разговаривает!
Так что всем родителям советую: не тратьте деньги на логопедов и репетиторов перед школой, лучше отдайте детей пораньше в группы рисования, и ваш ребенок заговорит! А если из него получится еще художник – останется только радоваться.
Мария БУИНЧУК
Новости по теме
- Вчера, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00
- 13.01, 18:01
- 13.01, 16:30
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00
- 13.01, 18:01
- 13.01, 16:30