История

Николай Терзи презентовал книгу мемуаров «Жизнь и память»

30.07.2021, 06:00
{Николай Терзи презентовал книгу мемуаров «Жизнь и память»} Молдавские Ведомости

В Кишиневе, Комрате и Чадыр-Лунге прошла презентация книги «Жизнь и память» - мемуаров главы Гагаузской общины РМ, полковника в отставке, уроженца села Чишмикиой Николая Терзи. Жизнь автора связана с многочисленными историческими событиями, которые пережили в Молдове гагаузы, молдаване, русские, украинцы. Он размышляет о том, почему начались события 90-х годов в Гагаузии, почему СИБ, приемник КГБ, стал таким, каким мы его знаем, и чем запомнились гагаузам башканы автономии.

В одной из глав книги Никола Терзи поделился воспоминаниями о событиях острой фазы противостояния центральной власти Кишинева и гагаузского народа, объединенного идеей о государственности. С тех пор прошел 31 год.

1989-й был для гагаузов годом крушения иллюзий. Мы были наивны и витали в облаках, считая, что вносим разумные предложения о самоопределении народа, и именно теперь нам должны пойти навстречу. Наступил год 1990-й – год выборов в первый парламент РМ. Ничто не предвещало грандиозных катаклизмов, которые между тем были на подходе.

В Верховный Совет МССР избрали по одномандатным округам 368 народных депутатов, в числе которых были двенадцать гагаузов. В апреле открылась сессия ВС… За стенами парламента то тут, то там попеременно вспыхивали очаги противостояния, и гагаузы тоже оказывались их участниками. Ситуация подогревалась тем, что на смену председателю Совета министров МССР Петру Паскарю пришел премьер Мирча Друк, что придало новый импульс действиям национал-патриотов. Народный фронт стал правящим движением, его влияние на государственную власть росло день ото дня, а в южных районах в среде движения «Гагауз халкы» стала нарастать жесткая оппозиция центру...

27 июня ВС МССР по настоянию депутатов-гагаузов все же рассмотрел вопрос о создании автономии и отказал гагаузам, мотивируя это тем, что это якобы «пришельцы», которые должны сказать спасибо за то, что их вообще терпит коренное население.

В первой половине 1990 года энергично обсуждался вопрос об открытии в Комрате университета. Встал вопрос о передаче здания Комратского райкома РК КПМ. Полгода университет работал на пожертвования. Благодаря активным действиям активистов движения «Гагауз халкы» и поддержке бывшего первого секретаря Комратского РК КПМ, депутата Верховного Совета СССР C.В. Гроздева кишиневские власти приняли решение придать официальный статус национальному вузу.

Впоследствии были разные мнения о том, кого считать основателями Комратского университета и Гагузской республики. Говоря о личностях, которые спустя десятилетия вышли на политическую сцену, нельзя не сказать о Леониде Доброве и Константине Таушанжи… Впоследствии двое друзей все чаще в СМИ и на различных встречах стали рассказывать о том, что это якобы они создали гагаузскую автономию и им же принадлежит идея создания Комратского университета. Со всей ответственностью еще раз заявляю, что идея создания высшего учебного заведения в Комрате принадлежит Курогло, Танасогло, Гайдаржи.

Первое экспертное заключение по вопросу создания национальной государственности гагаузов в Советском Союзе было опубликовано 19 июня 1990 года в газете «Ленинское слово» под редакциейдоктора исторических наук Михаила Губогло…

Главное заключалось в следующем: была определена этническая самостоятельность гагаузов, численность которых составляла 200 тысяч человек в СССР, из них 160 тысяч – в Молдавской ССР. Отмечалось то, что гагаузы проживают компактно и что рентабельность хозяйственной деятельности на основных государственных предприятиях, расположенных в местах проживания гагаузов, превышает среднереспубликанский уровень. Подчеркивался субъективный фактор – воля гагаузского народа, выраженная на чрезвычайных съездах.

Авторы заключения пришли к важным выводам: создание гагаузской национальной государственности в Молдавской ССР жизненно необходимо для гагаузского народа и имеет достаточные для этого основания…

В ходе обсуждения вопроса о создании Гагаузской автономии на вечернем заседании Верховного Совета МССР, состоявшемся 27 июля 1990 года, прямо говорили, что мнение гагаузского народа никого не интересует. Гагаузы поняли, что надежды нет. Фактически своим решением Верховный Совет МССР подтолкнул их к решительным действиям.

19 августа съезд депутатов всех уровней – сельских, городских, районных советов и Верховных Советов МССР и СССР - провозгласил создание Гагаузской республики. И без того напряженная политическая ситуация еще больше обострилась.

С приветствием к участникам съезда обратился С.Топал, председатель временного комитета. Повестка дня была насыщенная: об освобождении гагаузов от политико-правовых обязательств по отношению к МССР в связи с признанием ВС МССР незаконным факт образования МССР от 2 августа 1940 года и осуждением пакта Молотова-Риббентропа; об утверждении границ Гагаузской республики… Шестым и седьмым вопросом рассматривали проект Союзного договора и Декларацию «О свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова». Выступили лидеры «Гагауз халкы»: С.Топал, М.Маруневич, Г.Стаматов, Д.Мавроди.

Я был приглашен на съезд. Позиция КГБ состояла в том, чтобы не допустить обострения ситуации и в то же время, в русле демократических преобразований, дать представителям народа высказать свою волю. Органы КГБ не были уполномочены карать – теперь к этому призывали премьер-министр Мирча Друк и некоторые национал-патриоты из Кишинева. По их мнению, наступил этап, когда надо было «давить». 20 августа Президиум ВС МССР отменил решение съезда, поручив руководству МВД, КГБ, прокуратуры МССР провести тщательную проверку обстоятельств подготовки и проведения форума в Гагаузии, установить организаторов и привлечь их к ответственности. Из 998 депутатовприбыли на съезд и проголосовали за его решения 787 делегатов – как можно было их наказать и по какой статье? На этот счет указаний не поступало.

Прокуратура МССР во главе с Дмитрием Постованом 22 августа возбудила уголовное дело по факту провозглашения Гагаузской республики...

В Кишиневе у памятника Штефан чел Маре появились плакаты с надписями типа: «У нас не тундра – свободной земли нет». Одним из лидеров антигагаузского движения был молодой депутат Василий Нэстасе. Его статья под заголовком «Гагаузы – лишай на теле Молдовы» обсуждалась на унионистских сходках.

24 августа приказом министра внутренних дел был создан оперативный штаб для мониторинга ситуации в Гагаузии. Для демонстрации своей силы министерство стало проводить регулярные рейды отрядов специального назначения в города и крупные села под надуманным предлогом охраны урожая… МВД приняло решение вывезти из южных районов охотничьи ружья, централизованно хранившиесяв отделениях милиции в межохотничий период.

Примечательно то, что Кишинев не стал разоружать районные службы КГБ. Всем оставили табельное оружие. Ни разу руководство республиканского органа КГБ не поставила под сомнение наше чувство долга, ответственность и честь.Вместе с новым кабинетом министром к обязанностям председателя КГБ приступил Федор Леонтьевич Ботнарь. Его предшественник Георгий Иванович Лавранчук перевелся в Москву, с ним уехало около двадцати высокопрофессиональных сотрудников. Предложение о переводе поступило и мне. Мой отказ логично вытекал из истории моей семьи. «Одиннадцать лет мой отец работал в России, – сказал я генерал-лейтенанту Георгию Лавранчуку. – Вернулся, так как был не силах терпеть тоску по родине. Мне не стоит повторять его жизненный путь».

Центральная власть делала все для того, чтобы не допустить выборов в Верховный Совет Гагаузской республики. В этой ситуации милиция и КГБ должны были вырабатывать какую-то тактику совместных действий. На совещаниях договаривались непризнавать решений экстремистов с обеих сторон…Главой министерства был назначен Ион Косташ, считавший, что в Гагаузии произошел государственный переворот, организаторы которого должны быть наказаны в уголовном порядке согласно решению Президиума ВС МССР.

13 сентября 1990 года милиция приступила к задержаниям. Первыми задержали гагаузских активистов И.Стаматова, Л.Доброва, позже, 26 сентября, – И.Бургуджи. Ответом было постановление временного комитет по созданию Гагаузской республики «О создании республиканской патрульно-постовой службы». Стали форсировать создание структур исполнительной власти, готовить выборы в Верховный Совет Гагаузской республики, назначенные съездом на 28 октября.

Власть в лице премьер-министра М.Друка и министра внутренних дел И.Косташа, на мой взгляд, совершила очень большую ошибку – стала формировать отряды волонтеров. Сколачивали группы из гражданских лиц, вооружали подручными средствами, мобилизовывали транспорт предприятий и направляли на юг -умиротворять непокорных гагаузов.

Гагаузы уже вдохнули полной грудью воздух свободы и приняли вызов Кишинева. Была цель – как можно скорее провести выборы в Верховный Совет Гагаузской республики и узаконить ее.

23 октября на юг двинулись первые колонны волонтеров на автобусах. Штаб во главе с М.Друком расположился в Чимишлии. В ответ на это в каждом населенном пункте гагаузы сформировали отряды самообороны…

В Комрате понимали опасность и обращались ко всем силам, способным помочь. В первую очередь обратились в Москву, но от политического руководства СССР официального ответа не получили: там лавировали между Кишиневом и Комратом.

В ход пошла народная дипломатия: вулканештские активисты обратились в воинскую часть, дислоцированную в Болграде. Руководство 98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии обратилось к руководству министерства обороны СССР, но прямых указаний оттуда не пришло…

По моей оперативной информации министерство обороны СССР по договоренности с МВД СССР, не издавая приказов, объявило, что группа вновь призванных военнослужащих дезертировала с территории дислокации дивизии в Болграде. Командир дивизии гвардии генерал-майор, ветеран Афганистана Валерий Александрович Востротин решил вернуть на территорию части «дезертиров», которые якобы находились на территорию Гагаузии. Вечером 23 октября пять-шесть боевых разведывательных машин воздушно-десантной Болградской дивизии въехали в зону конфликта вопреки попытке молдавской милиции этому воспрепятствовать... На следующее утро президент Мирча Снегур обратился к главам иностранных государств с заявлением о том, что войска СССР якобы оккупируют Молдову. Руководство дивизии официально объявило о своей позиции, подчеркнув: речь идет о кратковременном учебном рейде для поиска дезертиров. На третий день десантники уехали…

Случайно оказавшись в машине со спецсвязью, которую получил из республиканского КГБ для оперативной работы, я слышал, как Косташ докладывал Друку о ситуации. Премьер возмущенно спрашивал: «Почему милиция и волонтеры не остановили боевые машины десанта?». Ответ был предсказуем: «Остановить бронетехнику в Гагаузии никто бы не смог». Именно тогда я понял: проведенный Болградской дивизией рейд стал хорошим предупреждением, и все понимали, что его могут и повторить.

На подступах к Гагаузии, по информации молдавских СМИ, сосредоточились от 100 до 120 тысяч волонтеров и работников милиции, но в Комрате утверждали, что их вдвое меньше, не более 50-60 тысяч. Целью завышения масштабов события было подчеркнуть, что основная часть молдавского народа массово и единодушно выступила против стремления гагаузского народа к самоопределению.

Все эти события ускорили выборы в Верховный Совет Гагаузской республики. Они начались досрочно, не утром 28 октября, а вечером 25-го. Избирательные участки открылись во всех населенных пунктах. В темноте, озираясь по сторонам и опасаясь провокаций, гагаузы семьями, целыми улицами приходили на избирательные участки. К вечеру 26 октября выборы завершились…

Выборы больно ударили по авторитету центральной власти и тех, кто поддерживал агрессию против Гагаузской республики. Вечером 25 октября открылась чрезвычайная сессия ВС МССР, на которой президент Мирча Снегур предложил ввести чрезвычайное положение на территориях Комратского, Чадыр-Лунгского, Вулканештского районов и двух сел Бессарабского района на два месяца, начиная с 14 часов 26 октября. Был образован временный комитет по чрезвычайному положению… во главе с первым заместителем премьер-министра Андреем Сангели и его заместителем Ионом Чубуком… Комитет имел право запрещать проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, контролировать СМИ, ограничивать въезд и выезд. Но это были чисто декларативные запреты – гагаузская территория не контролировалась центральной властью.

Всей полнотой власти в Гагаузской республике обладал временный комитет. Райкомы партии не препятствовали, более того, сотрудники комратского райкома КПМ участвовали в обороне Гагаузской республики вместе с народом.

В день открытия чрезвычайной сессии ВС МССР, 25 октября, в республиканских СМИ появилось обращение кишиневской гагаузской интеллигенции к жителям Молдовы… Называла происходящее безобразием, которое высокомерно рекомендовала прекратить…

Можно спорить – и спорят до сих пор, выясняя, чья главная заслуга в том, что в октябре 1990 года в Буджаке была предотвращена резня гагаузского народа: советских военных, приднестровских рабочих, молдавской полиции, десантников из Болграда? Но когда речь заходит о сплоченности гагаузского народа в те дни, все соглашаются, что это и был главный фактор.

Подготовила Марина ТИМОТИНА

Николай Терзи родом из села Чишмикиой Вулканешского района. Вера, безграничная любовь и особые отношение между родителями и детьми стали основой жизни семьи. Николай отлично учился, набирался жизненного опыта в рабочей среде в Бендерах и Леово, изучал Библию в должности оперативного работника Каушанского райотдела КГБ, выучил язык пушту и условия жизни афганских талибов в школе КГБ в прифронтовом Ташкенте. Будучи главой отделения КГБ Кантемирского района, прошел с движением «Гагауз халкы» путь к созданию АТО Гагаузия.

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    За безопасность(без опасную жизнь) страны, в том числе и Гагаузии отвечает именно СИБ - Служба информации и безопасности РМ - это его прямая обязанность. И то, что до сих пор мы живем без войны заслуга, в большей степени, именно СИБа.

    • x

      Для гагачурок турецких поясню - именно СИБ явояется ответственным за кровь невинно пролитую на Днестре !!

      И Приднестровье и Россия это помнят, а ФСБ РФ и МГБ ПМР являются антогонистам (противниками) так тобою (туркоманки ху.вой) любимого СИБа !!

      Изыйди на свои туркоязыкие коньзадо-коньратские сайты на латинице бесятина арабская !!

  • x

    Уверен книга на ГАГАУЗСКОМ. Когда будет переведена на РУМЫНСКОМ. Ах, она на русском. Опять имперская пропаганда.

  • x

    Слов нет! Молодцы гагаузы! Мудрый и трудолюбивый народ! Сплошное восхищение! Книгу, безусловно, хочется прочесть. Спасибо автору книги за патриотическую литературу.