Общество

Почему яловенских первоклашек родители не хотят отпускать одних в школу

07.09.2018, 06:00
{Почему яловенских первоклашек родители не хотят отпускать одних в школу} Молдавские Ведомости

В Яловенском районе зарегистрировано 18 семей, в которых чужие дети воспитываются, как свои. 46 ребятам повезло, они обрели пусть не родных, но любящих родителей. Но не все дети могут попасть в такие семьи. Не повезло, к примеру,  троим  ребятишкам из Пухоя, которые вместо теплой домашней постели ночевали под сельским мостом – потому что дома у них попросту нет.  Так же, как и мальчику из семьи ромов,  о котором забыли и мать, и бабушка.  Да и родственникам было наплевать. 

 

Генералы песчаных карьеров

Позаботиться о ребенке пришлось полиции и администрации города Яловень, на чьей территории расположен районный центр временного размещения детей, находящихся в зоне риска. Этот социальный объект был построен с помощью английской благотворительной организации «Lumos»в 2013 году, и 1 сентября ему исполнилось ровно пять лет. Казалось бы, время коммунитарному дому, который должен был стать временным пристанищем  для беспризорников, подводить итоги, а районной и городской администрациям отчитаться о проделанной работе. Но новый учебный год обитателям особняка по улице Басарабия,1/3 особых перемен не принес.  И учителя с нового учебного года столкнулись с теми же проблемами. Двум школьным коллективам их создают «генералы песчаных карьеров», которых обязывают учиться. 

Сегодня до двух яловенских школ, куда они распределены,  дети из социального центра доходят, чего не было раньше. Их прямо до порога провожают работники социального центра. Но учиться им не интересно, они еле отсиживают один-два урока и незаметно выскальзывают в школьный двор. И если в коммунитарном  доме, где они живут,  видеокамеры повсюду за ними следят денно и нощно, то видеоглазу у входа в школу за ребятами не уследить.

 

Для тех, у кого нож в кармане, - экскурсия в полицию

При этом вымогательство и отъем карманных денег у учеников - самое безобидное, на что способны эти «детишки». Даже в туалет порой ученики вынуждены ходить  в сопровождении взрослых. Каждое утро в социальном центре его воспитанникам выдают по 10 лей на пирожки-коврижки. Эти деньги уходят, как правило, на пиво и сигареты - если не хватает собранных окурков. Косого глаза или замечания ребят постарше достаточно, чтобы в ход пошли кулаки. Даже взрослый не авторитет, если эти дети почувствуют с его стороны хоть малейшую угрозу для себя.

Весной прошлого года яловенская примэрия по заявлениям родителей вынуждена была расследовать случай, когда  ребенку в школе угрожали ножом. Были приняты меры,  усилен контроль за поведением ребят со стороны работников социального центра и правоохранительных органов. В целях профилактики для них даже была организована экскурсия в районный комиссариат полиции.

В тот же день дети побывали в Бардарском зоопарке. Сопровождавший их примар Яловень Сергей Армашу, бывший работник МВД, проинформировал детей об ответственности за правонарушения. В планах полиции на время учебного года усилить патрулирование прилегающих к школам улиц и организовать в помощь коллективу социальных педагогов - сотрудников примэрии и городских советников.

 

Дом под виноградным кустом

«Любая идея хороша, если она реализуема, - говорит инспектор районной инспекции по опеке и попечительству Галина Зинарь, у которой самый большой стаж работы в этой области в районе Яловень и которая помнит имя каждого ребенка, который когда-либо прошел через ее руки. -  Какими  хорошими не были бы работники коммунитарного дома, в одиночку им не справиться. Ведь детская агрессия не возникает из ничего». 

Проблема - в разрушенном институте семьи, когда родителей стало невозможно привлечь к ответственности за ненадлежащее воспитание детей, считает Галина Зинарь: «Ребята из яловенского социального центра не просто запущенные,  они очень запущенные. Каждый из них пережил свою большую семейную трагедию. Почти у половины  родители или отсидели или сидят в тюрьме за серьезные преступления. Многие из них связаны с насилием в семье и были совершены на глазах у детей.

Одному из воспитанников социального центра сожитель матери в пьяном угаре прострелил ногу. Целился в мать. Другого мальчика, из семьи ромов, нашли под виноградным кустом, где он ночевал, ребенок от голода и болезней так ослаб, что в больницу его несли на руках. Психическое состояние парнишки настолько тяжело, что с ним до сих пор работают столичные психологи и другие специалисты. В коммунитарном центре есть мальчик с запущенной формой диабета, его не раз выводили из комы».

В начале лета в республиканской больнице подлечили и выпускника социального центра инвалида Иона Брынзу. Пока инспекция подыскивает ему подходящее занятие (подросток окончил девять классов в лицее имени Петри Штефэнукэ), его мать проедает-пропивает в Вэратике его пенсию. Равно как и пособие на родившегося недавно ребенка. Вот и получается, что пока опека пытается решить одну проблему – ей создают новую.

Трое детей из Пухоя тоже не могут жить с матерью. Причина – отсутствие жилья. Местная администрация ухом не поведет, чтобы подыскать пустующий дом,  методом «народной стройки» его отремонтировать. Самое легкое дело – отправить ребенка подальше из села и умыть руки. Вот это равнодушие, нежелание общества взять на себя хоть часть  ответственности за судьбу детей возмущает инспектора Галину Зинарь.

И дети это равнодушие чувствуют. Как-то социальный педагог из «Casacomunitara»,  встречая вновь прибывшего ребенка, попыталась обнять его. Реакция оказалась неожиданной: мальчик поднял руки, защищаясь, не поверил  в искренность…

 

Капля камень точит

Стремясь не перейти ту грань, за которой - потеря доверия к воспитанникам,  социальные педагоги ходят порой как по минному полю. Сколько терпения и такта, сколько настойчивости приходится прилагать персоналу «Casacomunitara», чтобы ненавязчиво учить ребят правилам общежития, правилам гигиены, умению приготовить  нехитрый обед, прибраться. И умению замечать в жизни прекрасное, радоваться ему.

Говорят, капля камень точит. В яловенском социальном центре  точит уже пять лет. К работе привлекли восьмерых работников упраздненной школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Они прошли конкурсный отбор и повысили квалификацию. В центре у каждого ребенка есть свое личное пространство: отдельная комната, возможность обустроить ее по собственному вкусу. В гостиной сообща можно посмотреть телевизор, есть доступ к интернету. Для тренировок  - тренажерный зал, прекрасная столовая, где ребятам готовят вкусные обеды. В комнатах порядок, в коридорах чистота. 

Дети быстро привыкают к хорошему. Бывает, выпустившись, просятся обратно. Ион Брынза из Вэратика, лидер по побегам, лишь после выпуска оценил что имел. Но обратно его не берут. Места заняты новыми подростками.

 

«Уберите их отсюда подальше, я за себя не ручаюсь»

 «Casa comunitara» - не интернат, социальный центр рассчитан на ротацию. Но некоторые живут здесь по два года и более. И не по вине персонала.

В Яловенах немало людей, кто с пониманием относятся к проблеме. В районной библиотеке ребятам, которые заходят - нет не книжку почитать, на человеческом языке пообщаться – всегда нальют чаю, угостят печеньем. Без страха заходят  они и в кабинеты районного инспектората  по опеке и попечительству, где тоже могут рассчитывать на бублики-печеньки. Не от голода  – находят там понимание. Да и в самом коммунитарном центре того же Брынзу из Вэратика примут как гостя, предложат сходить в душ или дадут возможность постираться.

Счастье – это когда тебя понимают. Но не все готовы в нашем ожесточившемся обществе сделать шаг навстречу.  Потрясло предложение на мартовском совещании одного из районных советников Яловень: «изыскать возможность вывезти этих детей отсюда для обучения и воспитания  в какое-нибудь закрытое учреждение». Прозвучала и открытая угроза: «Уберите  их отсюда от греха подальше. Если что-то случится – я за себя не ручаюсь».

«Детская агрессия зачастую не беспочвенна, – утверждает  инспектор Галина Зинарь. – Это ответ на агрессию взрослых. Кто-то не так посмотрел, кто-то в непозволительном тоне сделал замечание, кто-то выгнал со спортплощадки. А они в отместку испортили инвентарь».

В первый учебный день возле лицея имени Петри Штефэнукэ заметила знакомую сутуловатую фигуру Иона Брынза с подвявшим цветком розы в целлофане. Он шел, сильно прихрамывая. За ним семенил его дружок из «Casa comunitara». Подумалось: неужто угроза настигла Иона? Не хочется думать о плохом. Давайте лучше сообща подумаем о хорошем. Не любимому ли учителю Ион нес эту розу?

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии