Путь в европейское будущее: скан от Кристиана Мунджиу
Лента Кристиана Мунджиу «МРТ», показанная в Кишиневе, - это фильм-предупреждение. Кризис идентичности, распад патриархальных семейных связей, нищета, безработица… И это в Румынии через 16 лет после вступления в ЕС! Сегодня Молдова идет по тому же пути - и мы можем увидеть, к чему пришли соседи и что ждет нас.
Фильм про наше будущее
Режиссер виртуозно превращает историю глухой деревни в Трансильвании в панорамную метафору проблем Восточной Европы. «Честная работа», - говорили зрители по выходу из кинотеатра Cineplex-Loteanu, подтверждая: это и про нас тоже! Та же непрестижная работа за рубежом для молдаван, разваленные семьи, любовницы, дети без отцов. И невозможность устроиться на работу у себя дома…
Показ работы Кристиана Мунджиу состоялся 22 сентября в рамках фестиваля румынского кино в Молдове. Фильм не случайно назван «RMN» (по-русски - МРТ, «магнитно-резонансная томография»), и не случайно аббревиатура перекликается со словом «Romania». И неспроста «МРТ» оказался в списке привезенных для показа.
«Всякий раз на показах я пытаюсь осознать, насколько мы понимаем действительность, насколько мы понимаем себя», - сказал Кристиан Мунджиу, обращаясь к молдавскому зрителю. Он сказал, что история с изгнанием иностранных рабочих имела место в одной из горных трансильванских деревень, но это фильм не только о Румынии: «Подобное распространено в мире повсеместно, «МРТ» - больше о человеческой природе, нежели о румынах, венграх, немцах и ромах. Мы - племенные люди. А кино - зеркало, в котором мы отражаемся».
«Нужны люди, способные защищать свои ценности»
Но ксенофобия – последнее, на что обратил внимание молдавский зритель.
Главный герой фильма с тревогой заглядывает в смартфон: там скан мозга смертельно больного отца. Режиссер называет свою работу «снимком, диагностирующим, словно МРТ, сознание общества». Это срез того, что копится в наших головах. И зритель благодаря блестящей режиссерской работе может сделать выводы.
«Человек теряет свою индивидуальность, становится маленькой овечкой в стаде овец, потому что отстаивать свое мнение очень сложно, - говорит Мунджиу. – Мы пытались рассказать о том, что нам нужны люди, способные защищать свои ценности. Это на самом деле единственная надежда, такие люди двигают общество вперед».
Защищать свои ценности! Это – послание молдаванам…
Кто румын для немца? «Ленивый цыган»!
На экране – скотобойня в Германии, забойщики в кожаных фартуках. Это работа не для немцев, а приезжие соглашаются работать на конвейере, от которого отойти даже на минуту невозможно. Румынский рабочий Маттиас вышел позвонить - и получил пинок да злое: «Ленивый цыган!». Оскорбленный румын пускает в ход кулаки - и сбегает от последствий в родную трансильванскую деревню.
Европейские гранты на то, чтобы отдать вашу работу иностранцам
В канун Рождества без всякой радости встречают Маттиаса больной отец, жена и ребенок. Сын недавно увидел что-то страшное в лесу и перестал говорить… Ждет героя и возлюбленная Чилла, которая руководит пекарней. Условие получения небольшого европейского гранта - прием на работу иностранцев. Чилла нанимает двух рабочих из Шри-Ланки, и из-за расовых предрассудков нарушается покой общины. Деревня избавилась от ромов - и боится, что их место займут иностранцы.
Кульминация фильма – сельский сход, на котором решают судьбу чужаков. Они не христиане, они разносчики вирусов, им нечего делать среди тех, кому не хватает работы, денег, возможностей, перспектив… «Все не так, - уговаривает Чилла, - у них дети, они христиане, а наши люди создали группу ненависти в соцсети и шлют им угрозы». Но даже пастор не решается встать на сторону справедливости: «Может, они и хорошие люди, но тут их не хотят, просто не хотят». Владельцы пекарни ищут компромисс: «Мы им дадим перчатки… переведем на другое производство… переселим в другую деревню». Но крестьяне непреклонны: «Пусть убираются из страны».
Казалось бы, свое слово в этом полифоническом диалоге должен сказать главный герой, пострадавший от ксенофобии. Но Маттиас ведет себя индифферентно.
«Свою экономику они укрепляют, а нам предлагают остаться зоопарком Европы!»
В итоге никто не хочет покупать хлеб, испеченный «грязными» руками приезжих с Цейлона. Под замес попадает и француз, присланный экологической инспекцией ЕС. «Мы без работы, шахта закрыта, медведи нападают на наш скот, а ему платят за то, что он их считает, - возмущены жители. - Пусть считает у себя в стране. У них больше нет медведей, они их всех убили, чтобы построить автострады. Свою экономику они укрепляют, а нам предлагают остаться зоопарком Европы!».
По поводу европейских грантов: «Зачем нам парк в деревне? Кому он нужен, мы и так живем у края леса?». - «Почему сперва дороги не починить, канализацию?» - «Потому что такого гранта не было. Есть лишь на деревенские парки». Звучит и открытый протест против навязываемых ЕС ценностей: «Скоро мы забудем слова «мама и папа», как того хочет Запад».
«Говори по-румынски!»
Достается и Чилле, которая пытается на родном венгерском убедить земляков в том, что грант – это хорошо для села. Из толпы ей кричат: «Говори по-румынски!». Как это нам знакомо…
Далее накал страстей только возрастает. «Вот почему мы хотим автономии, - поддержал Чиллу земляк-венгр. - Чтобы нам никто не мог указывать, как жить!». И тут же прилетает ответ соседа-румына: «Забавно что вы, венгры, меньшинство в нашей стране, и при этом дискриминируете других иностранцев!».
Глубокое средневековье – и все несчастны
Действие фильма происходит в наше время. Но на экране такое глубокое средневековье! И все несчастны. Любовь Маттиаса и Чиллы - безрадостная, ущербная, без ярких эмоций, без взаимных обязательств, без будущего. «Когда мне к тебе переехать?», - вяло спрашивает он. И ее вялый ответ: «Не знаю. В следующем году. Когда рак на горе свистнет...».
Чилла тоже не борец. Выпустив пар на сходе, она решает податься на заработки в Германию. А будущее в фильме олицетворяет мальчик Руди. Но зрелище повешенного в лесу человека заставило ребенка навсегда замолчать. Он всего боится, не ходит в школу, спит в одной постели с матерью. Маттиас борется за сына, учит его смелости, азам выживания в лесу, призывает не бояться медведей.
Новый шок от того, как отходит в иной мир больной дед (который сам об этом позаботился), вдруг излечивает мальчика, и он четко произносит: «Папа, я тебя люблю!». Но влияние Маттиаса на ребенка непродолжительно – внука забирает дед по матери. Отец в отчаянии готов вырвать с корнем изгородь. Он понимает, что будущее ребенка мутно. Как и будущее всей деревни.
Вступление в ЕС - палка о двух концах
В финале мы слышим яростный лай собак. Надвигается новая угроза - проснувшиеся в неурочное время голодные медведи. Что будет дальше? Зрителя мучает предчувствие катастрофы.
Фильм доброжелательно воспринят в Кишиневе. Его назвали честным. Потому что вступление в Евросоюз для румын оказалось палкой о двух концах. Мунжиу заставляет задуматься и нас: куда мы идем, нужно ли нам это?
В рамках фестиваля молдавский зритель смог посмотреть и другие фильмы Кристиана Мунджиу. Дни румынского кино продолжатся в Хынчештах, Ниспоренах, Калараше, Оргееве, Сороках, Бельцах и Кагуле.
Мария БУИНЧУК
На фото: Режиссер и сценарист Кристиан Мунджиу родился в 1968 году в Яссах, окончил Ясский университет по специальности «английская литература», в 1998 году получил диплом бухарестского университета кино. Международное признание к Мунджиу пришло в 2007 году, когда он снял фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» о проблеме подпольных абортов во времена Чаушеску. Ему была присуждена «Золотая пальмовая ветвь» 60-го Каннского кинофестиваля - Мунджиу стал первым румынским режиссером, удостоенным этой награды. Кроме того, в 2016 году за фильм «Выпускной» он получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:00
- Вчера, 10:00
- Вчера, 08:00
- 22.11, 14:29
- 21.11, 07:54
- 21.11, 07:00
- 19.11, 06:00
- 18.11, 09:36
- 18.11, 08:20
- 18.11, 08:00
Вникаете друзья в суть и делаете выводы. Правильные выводы. Куда мы рвемся. Нужна ли нам такая интеграция? Европа внедряет капиталистический образ жизни. А это разделение общества на богатых и бедных. Как правило богатых меньше, но бедных всегда большинство. Но государсвенная машина такова, что меньшинство богатых могут заставлять большинство бедных работать на себя. Причём делается это с большой издевкой и унижением. Фильм как раз об этом. Разве не это внедряется сейчас у нас?
Мы не идём ,мы катимся в пропасть.