Общество

Страна фрекен Бок

20.02.2015, 06:00
{Страна фрекен Бок} Молдавские Ведомости
Елена Черткова – выпускница факультета журналистики МолдГУ. Родилась в Кишиневе, долгое время жила на Кубе и в Швеции, сейчас - во Флориде, США.

Умеренность как национальная черта,  немного мифологии, что такое патриотизм по-шведски и Ноев подход ко всему живому

 

«Говорят, младший, Ве, был самым первым жрецом, а Старший, Один, подарил людям божественное вдохновение, поэзию и бешенство битвы, но об этом потом».

 («Девять миров», скандинавские мифы)

 

За песней «Очи черные» так и видится цыган, ломающий бровь над гитарой, город Брюссель ассоциируется с капустой, а после слова «шведы» так и хочется добавить «под Полтавой». Что мы знаем об этих викингах, которые, часто не довезя награбленные сокровища до своих земель, зарывали их на берегах Волги в Гардарике? (Гардарике – так викинги называли Русь в те далекие времена). «Вольво», «Эрикссон», кофе «Гевалия», «стокгольмский синдром», что еще? Я жила в Швеции шестнадцать лет; не прижилась – голодала по родному языку, который там почти не слышен. Не то, чтобы наших было мало, а просто: приехал – постарайся стать шведом, сиречь, не смей своей пестротой нарушать стройные ряды блондинов. Не поймите буквально: они во славу демократии могут разбавить состав теледикторов темнокожими или азиатами, но на этом отличие от местного населения должно закончиться. Собой быть не моги! А кем нужно стать? Вопрос риторический.

 

В шведском языке есть ключевое слово – «лагом» (умеренность). История этого слова такова: когда викингам удавалось урвать немного свободного времени от своих разбойничьих занятий, они любили посидеть у костра за рогом хмельного меда. Рог передавался воинами из рук в руки. И хотя жажда после всех трудов была немалой, отхлебывали они понемногу – так, чтоб рог не опустел прежде, чем каждый из дружинников не выпьет причитающуюся ему долю. Такая товарищеская пирушка с питьем «в растяжку» называлась «лагет ом», а позднее это выражение сократилось, превратившись в слово «лагом». В современном шведском языке оно означает «достаточно», (или «довольно», «в меру», «вполне», «сносно») и стало в настоящее время символом (и даже синонимом) шведской умеренности.

Это понятие пронизывает всю шведскую жизнь и помогает шведам сглаживать все острые углы. В экономической сфере умеренность помогла им найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом (проще говоря, между капитализмом и социализмом). В производстве «лагом» означает отказ от кича (привет тебе, новосел Пегас напротив казино!) и украшательства в пользу спокойной и сдержанной эстетики. В социальной сфере тоже царит граничащая с конформизмом умеренность, препятствующая проявлениям всякого индивидуального превосходства, при этом «лагом» сглаживает контрасты между вызывающим богатством и бедностью, делая шведов до утомления спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Короче говоря, «лагом» - умеренность и сдержанность – является основой шведской модели.

В любой стране, чтобы продемонстрировать национальную гордость и единство, люди собираются под своим флагом. Шведы обычно встречают проявление патриотических чувств  по отношению к пестрому куску ткани снисходительной улыбкой (хотя национальные желто-голубые цвета вы увидите на столовых салфетках, на флагштоках и везде, где это уместно). И все же шведы не являются патриотами в обычном смысле слова. Памятники в честь военных побед представлены у них не бронзовыми скульптурами, а каменными глыбами, украшенными рунами.

Слово «руна» происходит от старонорвежского существительного «рун», означавшего «шепот» или «секрет». В староанглийском это слово означало «таинство», поэтому наиболее полно руны можно определить как «секрет, поведанный шепотом». В языческих мифах древних скандинавов говорится о боге Одине. Его описывают как высокого стройного старца с гривой седых волос, в темно-синем плаще с капюшоном или в шляпе с широкими полями, сдвинутой набок, чтобы прикрыть пустую правую глазницу. Его левый глаз имел пронзительный серо-голубой оттенок. В руке он держал терновый жезл, с которого свисали кости, ракушки, камни, перья и мех. На набалдашнике посоха были выгравированы рунические узоры. Старца всегда сопровождали два черных ворона и волк. Причем, когда он бродил по земле, то считался шаманом, а когда уносился в небеса, то принимал свое божественное воплощение, о котором умалчивают.

Необычный образ, не правда ли? И в остальном он мало похож на большинство, населяющее небесный пантеон: вместо того, чтобы предложить смертным на веру свой устав, он ведет их путем проб и ошибок, заставляя думать самостоятельно, анализируя собственные слова и поступки. (В современной шведской жизни есть такая практика – заниматься сексом, попутно комментируя свое действо, обсуждая и оценивая происходящее... ну представьте лаборанта и лаборантку в незримых белых халатах!).

Почему Один одноглазый? Глаз был платой за право испить из источника мудрости. Умер глаз Одина, и обрел он духовное зрение, а это значит - способность видеть не только живых, но и мертвых. Но начала заживать раненая глазница, и понял Один, что этого мало... не пришла еще к нему божественная сила. Долго он размышлял и решил, наконец, что нужно пройти через смерть. Восемь дней висел вождь Богов вниз головой на суку ясеня – Древа Иггдрасиль – пригвожденный к нему копьем, вглядываясь в корни. (Типично шведская черта – не ждать помощи сверху, а кропотливо исследовать корни проблемы). И на утро девятого дня заметил он под собой буквы – руны, начертанные на камнях...

Как сейчас, вижу себя в церкви города Евле. Высокие деревянные двери, обитые железными скобами. Стою в прохладной полутьме меж двух огромных каменных плит. Кажется, это они источают прохладу. Брожу пальцами по желобкам странных, ни на что не похожих букв. Сколько времени могли занять эти письмена, удар за ударом нанесенные на вечные камни? Сколько бы времени это ни заняло, привет из прошлого послан в вечность. И не удивляйтесь алфавиту языческих времен в лютеранской церкви: это, по мнению шведов, достойное место для сбережения своего культурного наследия (к слову, на территории страны найдено около трех тысяч пятиста рунических артефактов).

Доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и менеджмента Валерий Чудинов утверждает, что Пушкин в совершенстве владел руническим письмом (это видно из его лицейских тетрадей). Рунической письменностью пользовались Гоголь, Державин, Жуковский. А в рисунках Васнецова зашифрованы целые рунические послания.

В Германии в XIXвеке одно за другим возникали тайные общества, в которых занимались магией рун. (Рассматривался и такой аспект древнего алфавита). Членами одного из таких обществ – «Братства Туле» - были Адольф Гитлер, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс, Германн Геринг. В структуре элитных войск СС, которая была первоначально создана как магический орден, вплоть до сорокового года не было ни одного офицера, который не прошел бы спецкурс по рунической магии. Поэтому в символике нацистов так много рун. Например, «Соулу», руна «звездного часа», использовалась в качестве эмблемы СС для обозначения владычества. Йо, «руна воина», - как эмблема гитлерюгенда для обозначения мужества. Хагалаз, «руна разрушения», символизировала «спасение» чистоты нации. Но главный символ нацистов, свастика, на их беду и на наше счастье, их подвел. Они получили этот знак искусственно, скрестив сразу две руны Жизни (Эваз), что превратило его в символ смерти, хаоса и разрушения.

Итак, мы говорили о патриотизме.Спросите шведов об их стране – и они охотно расскажуи вам о ней, но речь пойдет совсем не о ее культуре, истории или политике. Вам предстоит услышать о ее густых лесах и чудесных островах, о раках, мясо которых хорошо запивать аквавитом («водой жизни», особым сортом скандинавской водки). Для шведов национальный флаг – это радующий глаз задник сцены, на которой разыгрывается спектакль их жизни.

Современный швед – это рослый мужик в джинсах и пиджаке на футболку, поставивший свой дом в лесу и сидящий там перед компъютером в толстых шерстяных носках; при этом работать он может в Стокгольме или вообще за границей. О шведках скажу, что меньше всего они славятся своей красотой. Ваша покорная служанка и сама принадлежит к евину племени, но сужу я так не из зависти, а исходя из собственных наблюдений, и неброскость шведок могу обосновать научно.

Во времена охоты на ведьм, которая прокатилась по всей Европе, подозреваемые в нечистых делах сжигались на костре. В России, например, ведьмами склонны были считать старух, и генофонду это не повредило. Но в Швеции (а также в Германии) губили молодых красавиц, и это не прошло бесследно для последующих поколений. Так что новости по телевизору читает до того неброская женщина, что наряди ее в серый костюм, и станет она майором Прониным, бойцом невидимого фронта.

Не пытайтесь найти привлекательных девушек и среди стюардесс: в силу шведской демократии, стюардесса может быть матроной 60-летнего возраста, которая разносила конфеты еще Брежневу. И вот еще одна перекличка с викингами: в силу самостоятельности и независимости от своих сильных половин жены викингов в отсутствие мужей справлялись с мужской работой. В современной жизни это чувствуется сплошь и рядом. Такой пример: кричать при родах считается позором и язвительно высмеивается. В одежде популярен стиль «унисекс», что отнюдь не способствует женственности.

Я думаю, не найдется человека, которому бы не импонировало бережное отношение шведов к природе. То есть настолько бережное, что из канала посередине Стокгольма можно удить красную рыбу (естественно, заплатив за это удовольствие в соответствующую кассу). Шведские фамилии в большинстве своем происходят от таких природных атрибутов, как ветви, цветы, горы и леса. Например: Эппельквист – яблоневая ветвь, Блумквист – цветущая ветвь, да возьмите хоть фамилию ботаника Карла Линнея, которая означает цветок! Имя Бьерн переводится как медведь; и на деньгах – портрет Карла Линнея, виды растений, и Нильс на диком гусе, летящий над страной. А «Путешествие Нильса с дикими гусями», известное произведение почитаемой в Швеции Сельмы Лагерлеф, - не что иное, как популярно написанная география для детей.

Скажу еще о нашем городе Евле: он практически построен на поляне, вырубленной в лесу. Это надо так понимать, что вокруг городских (не скажу – очень уж многоэтажных) домов шумят корабельные сосны, на дороги перед рассветом выходят олени, а то и лоси (наверное, полизать соль). И, увидев автомобиль, эта лесная знать не особенно торопится уступить путь. На подоконники бельэтажа горожане кладут капусту для зайцев, а кусты на улицах посажены с умыслом подкормить зимующих птиц. Должна сказать, птицы в городе пестры, не одни только воробьи и вороны. Растроганная этим воистину ноевым подходом ко всему живому, я написала в одну из белых ночей:

Вот перламутровая ночь яснеет;

В лесу уже заворошились птицы,

И влажно булькает в их узких горлах

Чуть терпкий хвойный утренний эфир.

 

Расслабленная старая береза

Вниз свешивает выгнутые ветви,

А по-военному подобранная ель –

Та вверх задорно ветви устремляет.

 

Растут грибы, особенно не прячась,

И выглядят так мужественно камни,

Поросшие зеленою бородкой

Коротких темных или бледных мхов.

 

Тропинка вся в сухих сосновых иглах;

Бывает, прямо на ее средине

Бугрятся круто мускулы корней.

 

А если солнца луч в глаза ударит,

То ствол сосны покажется медовым

И голубика, сизая, как голубь,

Вдруг оттенит брусники красный лак.

 

А где-то в глубине большого леса

Тиха, как тайна в глубине сознанья,

Жует лосиха мягкими губами

И щурится на тот же самый луч.

 

Чтобы по-настоящему познакомиться с народом, надо сесть с ним за трапезу, выпить и спеть застольную песню. О шведских застольях, о древних рецептах викингов, о скальдах и их сегодняшних воплощениях я расскажу в следующий раз.

Эстер АЛЕФ (Елена ЧЕРТКОВА)

Комментарии (0) Добавить комментарии