В Израиле призывают поставить памятник Михаю Волонтиру
Израильский журналист, поклонник творчества Волонтира, отправился на родину артиста и даже посетил его могилу, на которой, как выяснилось, нет памятника, сообщают "Вести".
***
15 сентября исполнится 8 лет со дня смерти Михая Волонтира - молдавского и советского актера театра и кино, театрального режиссера, певца, народного артиста СССР.
Я был юным советским школьником, когда в 1979 году он ворвался в нашу жизнь: честный, мужественный, благородный Будулай, главный герой сериала "Цыган". С тех пор прошло много лет, Волонтир стал народным артистом СССР и народным артистом Молдовы. Он ушел из жизни в 2015 году из-за тяжелых осложнений сахарного диабета.
В Кишиневе в витрине книжного магазина я увидел фотоальбом с портретом Волонтира. Автор - Валерий Волонтир, двоюродный племянник актера, известный фотограф и редактор молодежного издания - встретил меня в своем кабинете.
"Эта книга - мое большое интервью с Михаем, сопровождаемое коллекцией его сценических и личных фотографий. Он успел прочесть и одобрить книгу, но вышла она когда его уже не стало… Михай в последние годы часто лежал в больнице в Кишиневе, страдал онкологией и диабетом. Звонит мне, бывало, и говорит: "Зайди ко мне". - "Что принести, дядя?" - "Принеси мне торбу здоровья"... Мог попросить тыквенных семечек и болгарского перца. Никогда не просил колбасы или вина. Был очень простым, скромным и добрым человеком".
Валерий рассказывает о дяде с большой любовью, хотя русские слова даются ему нелегко - он периодически заглядывает в словарь или советуется с секретаршей. Рассказывает массу трогательных историй о совместной охоте, экспедициях и творческой жизни дяди, комментируя фотографии. Книга вышла небольшим тиражом на румынском языке при поддержке министерства культуры, готовится ее перевод на другие языки.
Валерий Волонтир рассказал мне, что его знаменитый дядя покоится в Кишиневе, и я решил навестить его могилу. Каково же было мое удивление... Михай Волонтир похоронен на центральном кладбище Кишинева. Справа от центральной аллеи одиноко возвышается простой деревянный крест с едва заметной надписью: "Михай Волонтир. 9.03.1934 – 15.09.2015". Надгробие такое скромное, что вызывает ком в горле.
Я положил к нему венок от имени своих одноклассников. И долго не мог успокоиться: как же так, почему на могиле нет достойного памятника? И решил отправиться на Бельцы, где на аллее классиков еще с 2019 года установлен бюст Волонтира. На доме, где жил артист, а сегодня проживает его вдова, установлена мемориальная доска. Театр, построенный благодаря настойчивости и московским связям Волонтира, хранит память о нем и в гримерке, и в фойе, и в зале.
На улицах Бельц, в отличие от Кишинева, еще можно увидеть вывески на русском языке, звучит больше русской речи, поэтому Волонтира здесь называют не Михаем, как в столице, а дядей Мишей. И даже Михаилом Ермолаевичем. Марк Волонтир, местный предприниматель и сын родного брата Михая Ермолаевича, тоже беззаветно любит дядю. Он несколько лет жил в Израиле, в Герцлии, и безупречно понимает иврит. Вот что он рассказывает о дяде.
"Мой папа - родной брат Михаила Ермолаевича. Помню дядю Мишу с детства. Меня возмущает, что с распадом СССР многие в Молдове стали называть его националистом. Но это не так. Помню как-то в 90-х у нас с ним даже была беседа по этому поводу. "Дядя Миша, ты что, не любишь русских?". На что он ответил мне. "Как я могу не любить русских? У меня масса друзей русских. Я люблю всех людей и не разделяю их по национальному признаку. Я не люблю тех, кто называет нас, молдаван, дураками"...
Он был очень
добрым и отзывчивым. В детстве я видел его всего раз восемь, потому что он был
постоянно в разъездах. Когда приезжал к нам в наш еврейский двор в центре
Бельц, то любил поиграть в шашки, всегда рассказывал что-то интересное.
Уже будучи взрослым, я однажды спросил его: "Дядя Миша, а чего ты не уехал из
Бельц? Ведь тебя и в Аргентину звали, и в Киев, и в Москву - Эфрос лично
приглашал тебя десятки раз, предлагал квартиру, машину. Так в чем дело?".
"Я хотел
всем показать, что и будучи известным, можно жить в маленьком городке. Я
остался ради Бельц, ради Молдавии, хотел здесь культуру поднять, -
ответил он. - Наверное, это была моя ошибка". Любил он
Бельцы очень и даже о переезде в Кишинев слышать не хотел.
Отец его, мой дед, был подпоручиком царской армии. Участвовал в русско-турецкой войне. Приехал домой с георгиевскими крестами, саблей, револьвером. И дядя Миша захотел стать военным. Он поступал в военное училище, но его не взяли якобы из-за плоскостопия. Но сам он считал, что его не приняли коммунисты, потому что его отец "служил царю".
Потом он учился в педагогическом, стал учителем, из школьной самодеятельности пришел на сцену. Его все любили, со всеми он находил общий язык. Детей всегда угощал конфетами. Обожал собак и всегда их подкармливал... Он, мне кажется, недооценен на родине. Как так - не поставить памятник на могиле, не назвать улицу в честь человека, которого знал весь СССР? Это лишение культурной памяти.
Благодаря Волонтиру построен огромный театр в Бельцах, который много лет был просто замороженной стройкой. Когда-то заложили фундамент - да и бросили. Волонтир лично поехал в Москву, вышел на министра, убедил его - и театр был достроен! Это большая заслуга перед городом, но улицы имени Волонтира нет ни в Бельцах, ни в Кишиневе".
Как-то Марк спросил у дяди, был ли тот знаком с Высоцким. "Дядя Миша ответил: конечно. И рассказал про совместный фильм "Четвертый", где играли Высоцкий, он и Джигарханян. И рассказал мне такую историю.
"Был я как-то в Москве уже популярным и решил сходить на спектакль в Театр на Таганке. А там у касс очередь огромная. Неудобно мне стало, многие меня узнавали, оглядывались. Ну я и припрятался в сторонке, чтоб меньше на меня глазели. Но вижу - рассосались люди. Я - к кассе, а билетов уже нет. Вздохнул и повернулся уходить. И вот иду я вдоль стены, а навстречу Володя. Ну, мы обнялись. Он мне : "Михай, а что ты здесь делаешь?" - "Хочу к тебе на спектакль, но билетов нет". Так он провел меня через служебный вход, где представил: "Это мой друг Михай". Так я попал на спектакль. Мы были с Высоцким в очень хороших отношениях".
"Потом у нас в Бельцах открыли памятник Высоцкому, а Михая Ермолаевича, единственного в городе человека, который был знаком с ним лично, не пригласили. Очень он тогда обиделся, - говорит Марк. - Дядю Мишу многие актеры знали и любили. Однажды приезжала к нам Ирина Мирошниченко, когда он еще был жив. "В Молдавии есть бриллиант, который вы должны носить на руках, и имя этому бриллианту - Михай Волонтир", - сказала она. Любили его актеры, все признавали его талант. Понимали: это у него от бога. Ведь он не учился актерскому мастерству".
Насчет памятника на могиле артиста Марк объясняет: "Конечно, мы, родственники, могли бы сами поставить достойный монумент. Но вдова Ефросинья Алексеевна сказала: "Он так много сделал для этой страны! Почему правительство ничего не делает, чтобы поставить ему достойный красивый памятник?". В силу этой позиции, мы, родственники не можем ее обойти".
После кончины Волонтира в 2015 году в Молдове был объявлен трехдневный траур. Власти организовали грандиозные похороны, присутствовали президент и премьер. В 2019 году НБМ выпустил серебряную монету номиналом в 50 лей в честь 85-летия со дня рождения народного артиста. Почему же не установлен памятник на его могиле? Ответ на этот вопрос должны дать в министерстве культуры Молдовы.
Источник: Vesty.co.ilПубликуется в сокращении
Новости по теме
- Вчера, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00
- 13.01, 18:01
- 13.01, 16:30
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 13:18
- 18.01, 06:17
- 15.01, 15:34
- 15.01, 10:02
- 15.01, 07:18
- 14.01, 11:00
- 14.01, 07:12
- 14.01, 06:00
- 13.01, 18:01
- 13.01, 16:30