Политика

Воронин разбудил улей

23.12.2014, 06:00
{Воронин разбудил улей} Молдавские Ведомости


Всё больше коммунистов требуют отставки руководства партии. Буквально на прошлой неделе состоялся пленум Вулканештского районного комитета Партии коммунистов Республики Молдова, потребовавший отставки руководства партии. Председатель ПКРМ в ответ пригрозил коммунистам Вулканешт роспуском. «МВ» тогда предположили, что угрозы вряд ли помогут Владимиру Воронину остановить внутрипартийную протестную волну. Так оно и вышло. Уже сегодня число райкомов, выступивших против руководства, выросло с одного до шести. И этот список, судя по всему, расти продолжит.

 

Руководство подготовилось

В субботу, 20 декабря состоялось заседание партийной комиссии при центральном комитете Партии коммунистов. Этот орган отвечает в ПКРМ за вопросы этического характера, соблюдение программных и уставных норм. Поручено парткомиссии было «рассмотреть личные дела» опальных иерархов ПКРМ Марка Ткачука и Юрия Мунтяна. Многие предположили, что речь идёт о попытке устранить неугодных коммунистов «по-тихому», не созывая для этого новый пленум ЦК.

В том, что Ткачука и Мунтяна исключат, мало кто сомневался – парткомиссию возглавляет член политисполкома Анатолий Загородный, которого причисляют к критикам внутрипартийной оппозиции. Неслучайно и время заседания – за сутки до целой серии пленумов в регионах. Если Марк Ткачук оставался в эти дни за пределами Молдовы, то Юрий Мунтян вполне мог побывать на ряде пленумов. Приглашавшие его районные лидеры заранее уточняли, что «будут рады видеть даже в качестве беспартийного».

Параллельно в ПКРМ циркулировала информация о готовящихся «санкциях» в адрес других заметных коммунистах. Назывались имена экс-депутатов Инны Шупак и Владимира Тельнова, члена ЦК ПКРМ Александра Рошко. Среди регионалов, которых могут ждать неприятные сюрпризы, называли Романа Тютина (лидер фракции ПКРМ в Народном собрании Гагаузии), Олега Скутару (экс-председатель Единецкого района), Виктора Богатько (примар города Рышканы).

 

Один устоял

Юрий Мунтян на заседание парткомиссии явился. Марк Ткачук этого сделать не смог чисто физически – за него на заседании выступал первый секретарь Чеканского райкома Михаил Полянский (секретаря ячейки, в которой состоит Ткачук, внутрь не пропустили). Заседали долго. Решение принимали уже и вовсе «без лишних глаз». Марк Ткачук, как и ожидалось, был исключён. А вот Юрий Мунтян «отделался» строгим выговором.

План высшего руководства ПКРМ не сработал в полной мере. Это связывают с неоднородностью состава парткомиссии. Сюда входят достаточно опытные коммунисты, и депутат Загородный является вовсе не единственным командиром. Не меньшим влиянием пользуется его заместитель, стоявший у истоков партии коммунист Олег Манторов, который сам возглавлял парткомиссию в течение восьми лет.

Олег Георгиевич Манторов всегда отличался принципиальностью,  отметили источники «МВ» в ПКРМ. При нём парткомиссия могла «сбросить» за нарушение устава с поста любого секретаря любого райкома, даже действующего депутата или председателя района. Будучи депутатом, он позволял себе высказывать всё, что думал, и даже голосовать отлично от фракции. Его замена на Загороднего в 2008 году во многом связана с тем, что в составе политисполкома понадобился более предсказуемый человек. Но все знали, что фактически внутренней работой парткомиссии всё это время руководил его заместитель, он же бывший председатель. У него есть влияние, а в процедурных вопросах с ним мало кто может спорить. Парткомиссия установила, что Юрий Мунтян не нарушал устава ПКРМ. Ход дискуссий остался в тайне, но наверняка доказать это остальным смог именно Манторов.  

Пессимисты говорят, что вопрос об исключении Мунтяна лишь отложен, что это вопрос ближайших дней. Но сам факт того, что парткомиссия, которую называют «совестью партии», не нашла в его действиях нарушений устава, взбодрил «оппозиционеров».

 

Опальные переходят в наступление

В тот же день, в субботу, прошёл пленум в Тараклии. Повестка дня здесь мало чем отличалась от вулканештской. Созыв республиканской партконференции, отставка руководства партии, вотум недоверия партийному штабу. Кроме того, в знак протеста против политики руководства ПКРМ в отставку подал первый секретарь райкома, примар райцентра Сергей Филиппов. Его место занял председатель района Александр Гарановский. Филиппов остался членом бюро.

Источники отмечают, что на пленум Тараклии обещал приехать председатель ПКРМ Владимир Воронин, но не рискнул этого сделать, когда выяснил настроения коммунистов.

О желании уйти из первых секретарей Филиппов заявлял ещё летом. Это связано с некрасивой истории: от примара потребовали письменного объяснения по поводу его встречи с депутатом Григорием Петренко, который тогда ещё не был исключён из ПКРМ. Бывший военный врач, прошедший горячие точки, такого обращения терпеть не стал – отказался от места в списке, пообещал оставить партийный пост. Правда, согласился задержаться на время предвыборной кампании. Ну, а Тараклия всё же осталась без высокого места в списке кандидатов, на которое претендовала. С этим и связывают провал ПКРМ в «красном» районе, где она контролировала райсовет и почти все примэрии.

Это не единственный подобный случай. Тогда же, летом, с поста ушёл, к примеру, лидер рышканских коммунистов Андрей Чёрный – человек, которого также называли будущим депутатом. Он тоже предпочёл не претендовать на мандат, нежели снести  оскорбление со стороны руководства партии. А «старшие товарищи» в это время демонстративно закрыли глаза на оказанное на коммуниста давление – хотя сразу после того, как Чёрный выступил с рядом разоблачений в адрес власти, у него «внезапно» появились проблемы с законом, включая краткий арест и заключение в общую камеру.

 

Буря поднимается

В воскресенье к риторике Вулканешт и Тараклии присоединились сразу четыре районных комитета. Ожидаемо одним из них стал Чадыр-Лунгский. Его лидер, Олег Гаризан на «летнем» пленуме ЦК голосовал против отставки Ткачука и Мунтяна. С этим многие связывают то, что действующего тогда депутата поставили в список кандидатов только на 60-е место. Сам же Гаризан «умыл» тех, кто списал его в опалу – на парламентских выборах село Копчак (одно из крупнейших в стране) оказалось единственным населённым пунктом Гагаузии, где коммунисты получили уверенный результат. А именно здесь Гаризан много лет примарствовал до избрания в парламент.

Ожидаемыми были пленумы в Бричанах и Единцах. Здесь не помогло даже присутствие вновь избранных депутатов. В Единцах, например, была подвергнута жёсткой критике новый лидер фракции Виолетта Иванова. Досталось и приехавшему с ней бельцкому вице-примару Октавиану Маху, входящему в состав той самой парткомиссии, исключившей Ткачука. В результате Иванова и Маху вынуждены были покинуть заседание.

Сюрпризом для многих стал пленум в Сынжерее. Тамошние коммунисты, в отличие от остальных, с коллегами из других районов не созванивались, Мунтяна или кого-то ещё не приглашали. Всё произошло стихийно, тон задавали секретари первичных организаций. Варианта коалиции тут даже не рассматривали - только переход в оппозицию. Заспорили, правда, стоит ли при таком раскладе «брать» в свои руки Центризбирком и Координационный совет по теле- и радиовещанию, если власть предложит. После дебатов возобладали те, кто предлагал «взять своё».

Но если с дефиницией понятия «оппозиция» были разночтения, то по поводу Воронина мнение было едино – он и его окружение виноваты в провале, а значит, нужен новый съезд и полная смена руководства. Досталось заодно и секретарям райкома. Но, скорее, авансом – коммунисты «мягко» порекомендовали им даже не думать умолчать о принятых решениях. Выступающих в этом конкретно вопросе неожиданно поддержал кишинёвский гость, новый депутат Корнелиу Михалаке.

Как парламентарий Михалаке не выступал против партийного руководства. Но выступил за открытость в принятии решений, отмечает источник «МВ». По мнению депутата, «сейчас не как два года назад, чтобы скрывать решения» и «в лучшую, или в худшую сторону, но мы должны меняться».

В общей сложности, как уже было сказано, против «генеральной линии партии» выступили шесть райкомов. Ещё три уже назначили даты пленумов, на которых заявят о том же. Ещё три назначат даты в ближайшие дни, после собраний первичных организаций. И всё это – только по предварительным данным.

Феликс СТАРЛЕМ

Комментарии (0) Добавить комментарии