Экономика

Западня для аграриев - и не только для них

14.11.2014, 06:00
{Западня для аграриев - и не только для них } Молдавские Ведомости

За последние дни министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василий Бумаков выдал на гора различным медийным ресурсам целый ряд спичей, в которых представил итоги работы нынешней власти в доверенном ему и его команде секторе экономики исключительно в радужном свете. Даже оторопь берёт – насколько явно заваленное ему удалось трансформировать в выдающиеся успехи. Разумеется, при этом отмечались и отдельные «мелочи», проблемы с которыми, несомненно, будут преодолены уже в ближайшее время, но только, естественно, в новом цикле своего правления.

 

Начнём с основного макроэкономического показателя – темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции. В своих рассуждениях об агропромышленном комплексе министром в целом рассматриваются последние четыре года, хотя логичнее следовало бы оттолкнуться от 2008-го. Ибо именно с 2009 года он вошёл в руководство министерства. Тем не менее, в части динамики объемов сельскохозяйственной продукции Бумаков предпочёл бравировать «достижениями» исключительно в сравнении с 2012 годом в 38,6 процента. Действительно, впечатляющая цифра, но только не для тех, кто мало-мальски знаком с данными официальной статистики!

 

Всё дело в том, что 2012 год был крайне засушливым, неурожайным и поэтому очень сложным. Итог - 77,7 процента к 2011-му. А вот если сравнить общепризнанно удачный 2013 год с 2008-м, предшествующим вхождению во власть г-на Бумакова, то получится рост всего-то в 10,1 процента. А такое пятилетнее топтание на месте позволяет сделать уже совсем иные выводы.

 

Или вот цитата: «Мы сумели сократить площадь необрабатываемых земель с 260 тысяч гектаров до 145 тысяч». Такое впечатление, что речь идёт не о стране с самыми плодородными почвами в Европе, а о какой-то пустыне. И вот неимоверными усилиями действующей власти эти до сих пор никому ненужные земли удалось включить в сельхозоборот.

 

Насколько достоверны эти утверждения - можно судить по данным сельскохозяйственной переписи 2011 года:  в Молдове 2,24 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых используются только 1,9 миллиона. Около 11 процентов сельскохозяйственных земель не обработаны и покинуты владельцами».

 

А может, кто-то за прошедшие пять лет видел реальные мероприятия правительства по вовлечению в производство этих 11 процентов некогда продуктивных земель, которые в настоящее время являются лишь рассадником всевозможных вредителей, болезней и сорняков?

 

Ещё более удручающа ситуация с «используемыми» сельхозугодьями. В последние годы общая площадь земель с размытой почвой постоянно увеличивается - примерно на 6,4 тысяч га ежегодно. Растут площади, захваченные оползнями, антропически поврежденные – засоленные, солонец, деградированные в результате ирригации, выкорчевки и пр.. Интенсифицировался процесс разрушения структуры и уплотнения почв. Баланс гумуса и питательных элементов стал отрицательным (минус 0,6-0,8 т/га). Как следствие - ежегодные потери гумуса путем эрозии составляют примерно 600 тысяч тонн, или 0,3 т/га. А это уже в целом предопределяет постоянное снижение плодородия почв и деградацию почвенного разнообразия. Таким образом, при безучастности министерства приближается то уже недалёкое время, когда безжизненные пустыни появятся и в Молдове.

 

Справедливости ради следует отметить, что во всём перечисленном вина - не только аппарата министерства. Властные структуры, меркантильно поделённые по партийной принадлежности и функционирующие как лебедь, рак и щука, в большей мере решают свои интересы, а государственные – уж как получится…  

 

А сколько пафоса в утверждении, что «агропромышленный комплекс - единственный сектор национальной экономики с положительным сальдо торгового баланса, то есть объем экспорта больше чем импорта…»!  Но допустимо ли гордиться показателями со строкой «Пищевая продукция и живые животные», по которой экспорт в урожайном 2013 году составил 523,3 миллиона долларов, а импорт – 568,3 миллиона? И это притом, что в сельской местности проживает 58 процентов населения!

 

Можно было бы и дальше цитировать рассуждения министра о «достижениях» в так и не начатом строительстве в Кишинёве долгожданного агропродовольственного центра; о синхронизации действий и применении инструментов финансовой поддержки для повышения конкурентоспособности; о поддержке развития сельских населенных пунктов и т.д… Но остановимся на главном и принципиальном утверждении: что сближение с ЕС… открывает путь на большой и надёжный рынок.

 

При этом, почему-то не акцентируется: для какой именно продукции открывается доступ Молдове на рынок ЕС? А на этот рынок нами в последние годы в значительных объёмах поставляется в основном лишь примитивное сырьё, в том числе 2013 году на 190,4 миллиона долларов. В том числе:

пшеница, ячмень и кукуруза               – 38,3 миллиона,  

масличные: рапс и подсолнечник       – 62,8 миллиона;

орехи                                                  – 84,1 миллиона;

необработанные шкуры животных      –  5,2 миллиона.

 

А из переработанной сельскохозяйственной продукции на 102,4 миллиона долларов:

соки (в основном концентрированные)           – 47,8 миллиона;

алкоголь                                                        – 32,4 миллиона;

сахар                                                             – 22,2 миллиона.

 

Остальные виды продукции если и экспортировались в ЕС, то в незначительных объёмах. Зато к нам во всё возрастающих количествах с Запада ввозят продукцию животноводства и другие продукты питания, в основном глубокой переработки, алкоголь, семена, племенных животных. То есть не только продукцию с высокой добавленной стоимостью, но и наукоёмкую.

 

Характерно и то, что, несмотря на богатый урожай винограда в 2013 году (на 20 процентов больше, чем в 2012-м) и отмену квотирования экспорта винодельческой продукции её отгрузки в текущем году к соответствующему периоду предыдущего пока заметно меньше. Сахара за 7 месяцев было поставлено только на 2 миллиона долларов, а соков на 17,7 миллиона против 25,5 миллиона долларов за эти же месяцы 2013 года.  

 

С тем, чтобы нагляднее представить потенциальные возможности Молдовы во внешней торговле в зависимости от вида сложности продукции, рассмотрим ниже приведенную диаграмму. При этом по вертикали условно отранжируем конкурентоспособность продукции, а по горизонтали – уровень научно-технологического и экономического развития государства. Исходя из достигнутого потенциала Молдовы, место национальных производителей в данной градации можно принять где-то между 3 и 4 делениями шкалы, а государств ЕС – в основном в интервале от 5 до 9 в зависимости от конкретного государства. 

 

 

Таким образом, Молдова имеет конкурентные преимущества перед западными странами в примитивной продукции, требующей значительных затрат в форме низко квалифицированного труда при мизерной его оплате. Развитые страны, естественно, подобное себе позволить не могут.

 

А в части продукции с высокой добавленной стоимостью и наукоёмкой национальные компании априори неконкурентоспособны. За годы независимости мы кардинально отстали в технологиях, а наше субсидирование в десятки раз ниже западного. Для этих типов продукции реальные шансы продавать продуцируются лишь на рынках тех государств, которые позиционируют в своём развитии левее от Молдовы либо располагаются на приведенной горизонтальной шкале где-то рядом.

 

Принципиальным фактором низкой конкурентоспособности является и то, что за годы правления нынешней власти так и не произошло укрупнение производств, а уклад сельского хозяйства сохранился в основном патриархальный. По-прежнему 903 тысячи собственников земли со средней площадью 2,5 га. При этом мелкими фермерами и на личных подворьях производится около половины зерновых, подсолнечника – 22 процента, картофеля и овощей – более 80 процентов, бахчевых – 96-97, фруктов и ягод – 55-59 процента, винограда – более трёх четвертей. На личных подворьях – скота и птицы на убой почти три четверти, молока – 97 процентов, яиц – около двух третей.

 

И с этим потенциалом руководство министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности видит Молдову на рынках ЕС?

 

Похоже, оно вовсе не осознаёт, что, сняв таможенные барьеры, как предписывают соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и Турцией, мы добьём наших производителей, пока ещё хоть как-то выживающих на внутреннем рынке и еще недавно что-то продававших на Востоке.

 

С одной стороны, теперь на рынке Таможенного союза по животноводческой, плодоовощной, консервной и винодельческой продукции мы будем сражаться «на равных» с западными производителями, так как для Молдовы с сентября установлены таможенные пошлины, действующие в рамках ВТО. А о наукоёмкой продукции (семенной, посадочный и другой репродуктивный материал) вообще следует забыть.

 

С другой стороны, завершаются переговоры о создании зоны свободной торговли между США и ЕС. Автоматом в эту мясорубку попадает и Молдова. А в зерновых и масличных культурах, в которых мы пока ещё остаёмся конкурентоспособными в ЕС, фермеры США ушли далеко вперёд. Там семья из двух человек при такой специализации практически самостоятельно возделывает как минимум 2 тысячи гектаров посевных площадей. И чтобы дотянуться до них опять же по конкурентоспособности, для организации производства этих культур предстоит консолидировать аналогичные севообороты в тех же масштабах. То есть из одной тысячи нынешних владельцев земельных наделов выживет лишь один! А 999 будут вынуждены искать лучшей доли где-то в другом бизнесе.

 

И это то «светлое» будущее, в которое нас сладкими речами зазывает министр?

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики. Национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии