История

Актер своего времени

01.05.2012
{Актер своего времени} Молдавские Ведомости
 
Думитру повезло в самом начале творческой кинокарьеры сыграть легендарного фольклорного героя Пэкалэ. В десятиминутной короткометражке. Но какой это был Пэкалэ!
 
Фильм назывался «Горькое лекарство», ставила его режиссер-ветеран Ольга Улицкая. В те славные шестидесятые наверняка нашлись бы и другие режиссеры, которые предложили бы Думитру продолжить эту серию новелл о знаменитом Пэкалэ, но наши писатели тогда как-то прошли мимо столь богатого материала.
 
По-настоящему раскрыл в Карачобану дар киноактера Эмиль Лотяну. Это был один из тех режиссеров, которые не просто снимали фильмы, а сотворяли национальную кинематографию. В том числе через талантливых актеров, которых воспитывали на своих фильмах, заражая их настоящим темпераментом и волей отдаться роли до конца.
 
В своей первой полнометражной картине на молдавской студии «Ждите нас на рассвете», которая была и его дипломной работой во ВГИКе, Лотяну предложил Карачобану роль цыгана Фане Фелинара. Бывший конокрад вступил на путь революции, скорее, не из-за серьезных идеологических побуждений, а просто потому, что ему, цыгану, доверили серьезное дело – помочь отряду бойцов достать патроны и вырваться из кольца окружения. Но на этом коротком пути, всего за какие-нибудь сутки, в нем происходит перемена взглядов, растет чувство солидарности с товарищами по борьбе, и он готов ценою собственной жизни помочь им выйти из самых опасных ситуаций.
 
И все же не только долг перед соратниками движет им. В мечтах он уже видит себя в объятиях любимой Замбилики, и это придает характеру героя лирический оттенок, значительно обогащая образ Фане Фелинара.
 
Дальнейшая работа Карачобану показала, что актеру по плечу роли самого разного плана. У того же Лотяну он снимается в «Красных полянах», выступая в роли туповатого бюрократа-бригадира, который в силу своих амбиций не в состоянии понять чужую беду и прийти на помощь чабанам, чтобы накормить голодных овец.
 
В картине «Лэутары» Лотяну предложил Карачобану две роли. Художнику-гримеру И. Чиченину пришлось немало потрудиться, чтобы превратить одного из лэутар Томы Алистара в вальяжного цыгана Преду – отца Лянки. Выдают только глаза с хитрым прищуром, когда он отказывает юному Томе выдать за него замуж свою красавицу дочь.
 
С отъездом Эмиля Лотяну из Молдовы его коллеги-режиссеры дружно начали эксплуатировать недюжинный талант Думитру. Но, честно говоря, результаты у них были куда скромнее, хотя ролей предлагалось множество. Если Лотяну заставлял Карачобану выжимать из себя все, до последней капли (известен случай, когда он сделал двадцать дублей, чтобы записать песенную балладу «Луме, луме, сорэ луме…», которая звучит даже не в кадре, а за кадром), то в других случаях режиссеры брали у Карачобану в основном то, что было на поверхности.  
 
Больше всего Карачобану снимался у Василе Паскару. В «Красной метели» сыграл роль крестьянина-бедняка Фоки Фышницы. К нему пришли реквизировать единственную лошадь, он пытается выкрутиться - говорит, что лошади у него вообще нет, однако та, услышав голос хозяина, громким ржанием выдает обман. За него крестьянин жестоко расплачивается - офицер избивает несчастного Фоку.
 
В роли офицера снялся сам Паскару. Сцена эта небольшая, но Карачобану даже в этом маленьком кусочке смог выразить целую гамму оттенков: унижение, боль, беззащитность, страдание.
 
В другом фильме Паскару – «Никто вместо тебя» - ему поручили роль жандарма, преследующего патриотов-подпольщиков в годы Второй мировой войны. Тут особых красок не требовалось, роль выписана прямолинейно, без каких-либо оттенков. Конечно, такие роли удовлетворение актеру не приносят, как и схожие с этой – крестьянский сын Савва из «Последней ночи в раю» Александра Гордона, Фалкэ (тоже жандарм) в ленте Николая Гибу «Гнев», командировочный в «Что человеку надо» М. Израилева.
 
Более колоритные роли предложил Карачобану в своих картинах Влад Иовицэ. В фольклорной приключенческой ленте «Конь, ружье и вольный ветер» он сыграл турецкого прислужника Окешела, а в другой ленте того же Иовицэ вырос до роли наместника турецкого султана вельможного паши.  
 
Некоторые режиссеры старались в своих лентах отойти от привычного амплуа, который закрепился за Карачобану – цыган в «Долготе дня» у В. Гажиу, Заим в «Осенних грозах» Виталия Калашникова (тоже цыган).
 
Якоб Бургиу, начинавший свою карьеру актером Бельцкого театра, решил разорвать этот порочный круг ролей и предложил ему сыграть председателя колхоза в своей лирической картине «Дом для Серафима». Получилось.
 
Чуть позже другой режиссер Ион Скутельник в своей детективной картине «Агент секретной службы» возвел Карачобану до роли полковника госбезопасности.
 
В 70-е–80-е, когда Думитру был в расцвете сил и таланта, молдавская драматургия не баловала его возможностями в полной мере проявить свои способности. На сцене родного театра «Лучафэрул» ему было гораздо комфортнее. Да и материал какой - от Шекспира и Мольера до Александри и Караджиале.
 
Как он сыграл Кирицу в Яссах и в провинции! Заядлые кишиневские театралы до сих пор помнят его хитроумные выходы со сцены прямо в зал (тогда это было особенно модно, по примеру некоторых московских театров). Подойдет он к какому-нибудь знакомому, сидящему в зале, протянет унизанную перстнями руку и произнесет с улыбкой фразу: «Сэрутэ мына кукоаней» (целуй руку барыне). И зал взрывается в хохоте.
 
Или на гастролях, когда театр давал представления в сельских клубах и домах культуры, а то и просто в поле или на сельской площади на платформе грузовика, служившего импровизированной сценой… Тут даже никакой рекламы не требовалось. Сельские мальчишки, узнав, что к ним в село приехал САМ Карачобану, тут же разносили эту весть в самые далекие уголки села.
 
К сожалению, публика любит своих кумиров до обожания, порой безжалостного к здоровью артистов. В том смысле, что после каждого спектакля на выезде всем хочется посидеть за одним столом с Карачобану, Шкурей, Унгуряну… Не каждому удается вовремя отказаться, вырваться из цепких рук подобного гостеприимства. Сам был не раз свидетелем подобных сцен, когда не только после театрального спектакля, но и премьеры кинофильма можно было запросто выйти из строя от подобного возлияния.
 
Думитру Карачобану это удавалось все реже и реже. Подорванное здоровье стало причиной его ранней смерти. А жаль. Он очень много не успел сделать и в театре, и в кино.
 
Виктор Андон

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Умная, справедливая, профессиональная статья. Таким и был Карачобану. В Виктор Андон - замечательный автор, актеры и зрители многим обязаны этому чуткому критику.