Регион

Чего будет стоить Гагаузии выход из политического кризиса?

04.03.2011
{Чего будет стоить Гагаузии выход из политического кризиса?} Молдавские Ведомости
 
«Хромой волк» стал фольклорным архетипом гагаузского народа благодаря умению жить в стае. Говорят, когда народ переживает тяжелый исторический этап, судьба посылает ему некого героя–объединителя. Над гагаузами же судьба посмеялась весьма жестоко. Вместо одного она «подарила» гагаузскому народу сразу двух «объединителей». Причем тогда, когда гагаузы и так практически были объединены.
 
Суд да дело
 
Пока Молдову раздирали политические войны, на юге до недавних пор было относительно спокойно. Накануне выборов башкана кандидаты даже договорились не нарушать общепринятых границ политической борьбы. Но в последний момент что-то пошло не так, амбиции пересилили данное слово, и пролилась… грязь. Местные политики тут же обвинили в этом друг друга.
 
Гагаузская оппозиция не переносила бы так тяжко свое поражение 26 декабря, если бы не столь незначительная разница в финальном счете на выборах башкана. Всего 1702 голоса сыграли решающую роль для будущего автономии на ближайшие четыре года. Сторонники проигравшего комратского примара немедленно опротестовали результаты выборов.
 
Первую жалобу сторонники Дудогло подали «под занавес» рабочего дня 29 декабря. Документ состоял из 40 листов. Именно столько заняло перечисление нарушений, допущенных, по мнению «Новой Гагаузии», на прошедших выборах.
Судебное заседание длилось больше месяца. Из всех обвинений суд Апелляционной палаты Комрата признал обоснованным лишь случай голосования отца по паспорту сына в Чадыр-Лунге. По данному факту было возбуждено уголовное дело. По всем остальным пунктам жалоба была отклонена, и результаты выборов признаны неизменными.
 
Такой результат не устроил новогагаузов. Они выступили с заявлением для прессы, в котором назвали судейское решение небеспристрастным и намекнули, что на судей оказывалось давление. Аргументов было немного, в частности то, что ещё до оглашения решения судей Формузал принес присягу в составе нового правительства Молдовы в качестве башкана Гагаузии.
 
Затем сторонники Дудогло начали серию митингов. Общее содержание протестов сводилось к следующему: «Выборы незаконны, потому что прошли с нарушениями. Суд не мог принять честное решение, потому что на него давили сверху. Формузал не может быть башканом, потому что нарушил законодательство».
 
В преддверии инаугурации, назначенной на 14 февраля, новогагаузы подали кассационную жалобу в Высшую судебную палату РМ. Вынесенный вердикт обязал гагаузский ЦИК провести пересчет голосов. В то же время сторонники Николая Дудогло проводили акции протеста. Одна из них прошла у здания комратского районного Дома культуры во время церемонии инаугурации Михаила Формузала на должность башкана. Через два дня очередной митинг состоялся у здания Исполнительного комитета и Народного собрания в центре гагаузской столицы. Как предупреждают соратники Дудогло: «Это лишь начало череды акций протеста против нелегитимного, пришедшего на штыках молдавского спецназа, так называемого «главы» автономии». 
 
Мэр Комрата отказался от предложения Формузала принять должность одного из заместителей главы сиполкома. На другое предложение – «уйти из политики» - Дудогло ответил достаточно резко: «Кому быть в политике, а кому нет - решать только нашим избирателям. Ставить ультиматумы мне не надо. Быть мне в политике или нет - решать не Формузалу».
 
Тем временем единогагаузы спешили провести инаугурацию. Причины для спешки были основательные. Согласно ст. 64 Уложения (конституции) Гагаузии, инаугурация проводится не позднее чем в 30-дневный срок после официального объявления результатов выборов, в торжественной обстановке на специальном заседании Народного собрания и Трибунала Гагаузии, на гагаузском языке. Если вести отсчет от оглашения результатов ЦИКом, все сроки давно вышли, если от даты оглашения вердикта Апелляционной палатой Комрата, то и тогда едва укладывались.
 
Председатель Народного собрания Анна Харламенко (сестра Николая Дудогло) и первый заместитель Демьян Карасени (сторонник ПКРМ) отказались принимать участие в мероприятиях 14 февраля. Вместо них торжественное заседание провела другой заместитель спикера гагаузского парламента Елена Коваленко.
 
Формузал в инаугурационной речи не обошел вниманием и политических оппонентов: «Я глубоко признателен тем, кто оказал мне поддержку и доверие, но также благодарен и тем, кто преподал урок… Это время является звёздным часом для всевозможных популистов и радикальных элементов, которые сознательно разогревают «больные» темы и на недовольстве населения зарабатывают себе политический капитал, при этом не только не решая проблемы, но, напротив, усугубляя ситуацию. С подачи этих демагогов народные выступления, даже под справедливыми лозунгами и требованиями, легко переходят в бунты и уличные беспорядки…».
 
Несмотря на заверения обеих сторон в необходимости укрепления и стабильного развития Гагаузии, в автономии происходят обратные процессы - она оказалась втянутой в общемолдавский вихрь политических катаклизмов.
 
Центр воздержался
 
Политический центр пока не продемонстрировал четкой позиции по отношению к обоим гагаузским лидерам и усугубляющемуся в автономии конфликту. Мариан Лупу и Влад Филат приняли участие в церемонии инаугурации в качестве приглашенных руководителей страны, а не политических союзников. Как полагают эксперты, в какой–то степени сложившаяся ситуация противоборства в автономии будет даже выгодна «республиканцам» на предстоящих местных выборах.
 
По тем же причинам, вероятно, Партия коммунистов тоже воздерживается от внятной позиции. Партийцам выгодно позволить гагаузским оппонентам «загрызть» друг друга, чтобы позже восстановить собственные позиции в регионе.
 
Не имея явной поддержки из центра, каждая из сторон торопится обзавестись собственной платформой. Продолжая «судебно-башканскую» полемику, сторонники Дудогло собирают новую политическую партию «Единый Буджак».
 
Документы на регистрацию пока не поданы, авторы нового политформирования еще обсуждают - войдут ли в новую партию только представители Гагаузии или ещё и соседнего «болгарского» района.
 
«Единый Буджак» готовится для активного участия в местных выборах. Николай Дудогло намерен бороться на них не только за собственное кресло, но и за неформальное лидерство среди местных руководителей автономии.
 
Скорее всего, единогагаузы пойдут по тому же пути – сторонники Формузала давно обсуждают планы по созданию региональной партии.
 
До сих пор Гагаузия является единственным в мире примером бескровного создания автономно-территориального образования. Для румынских венгров и испанских басков Гагауз Ери была моделью возможного развития их будущей государственности. Сохранит ли Гагаузия этот статус в период политического кризиса и по его окончании?
Инга Гергин

Комментарии (0) Добавить комментарии