Персона

Чем Хозе «прицепил» к себе Кармен?

22.02.2011
{Чем Хозе «прицепил» к себе Кармен?} Молдавские Ведомости
 
Тепленькое или со льдом?
 
– Заруи, состоявшаяся оперная карьера – реализованная мечта детства или...?
 
– Мечта детства. Первый раз столкнулась с оперой классе в шестом – посмотрела телефильм “Тоска” с участием Марии Биешу. Он произвел на меня потрясающее впечатление, я рыдала несколько часов подряд. Тогда и появились мысли о том, чтобы пойти в оперу.
 
– А кто был маяком? Учителем с большой буквы?
 
– Это, прежде всего, мои старшие коллеги по театру: Мария Биешу, Михаил Мунтян, Владимир Драгош. Все ведущие наши певцы заслуживают того, чтобы на них ориентироваться. Ну и мировые звезды, которые вообще являются примером для подражания для всех нас. Также с благодарностью и любовью вспоминаю своего педагога, профессора Академии музыки Викторию Павловну Слюсаревскую, благодаря ей я и состоялась как певица.
 
– Чтобы сохранить форму, оперным исполнителям действительно нужна строжайшая дисциплина, кутание в шарфы, поменьше говорильни?
 
Это нормальная дисциплина для любого уважающего себя и свое здоровье человека. Не пить, не курить, вести здоровый образ жизни. Естественно, мы стараемся меньше быть в многолюдных местах во время эпидемий гриппа, в прокуренных помещениях. Не позволяем себе пить ничего холодного. Хотя, скажем, в Италии исполнители пьют воду со льдом. Но на Аппенинах теплее, чем у нас. Еще семечки и орехи не употребляем перед выходом на сцену – они оседают в горле, и ощущения – не из приятных.
 
– Современные артисты по ангажаменту поют в театрах других стран, где партнер – совершенно незнакомый человек, но в него, следуя роли, надо по уши влюбиться. Насколько важно, чтобы он "горел" в унисон с вами?
 
– Без чувств и переживаний спектакль мертвый. Большое счастье, когда рядом партнер, который на голову выше тебя – тянешься к нему. Это сродни некоему состязанию – кто лучше (не путать, когда каждый тащит одеяло на себя).
 
– Интересно, испытываете вы “страх сцены”, о котором говорят многие артисты?
 
– Страха у меня не было никогда. Вышел «на люди» – куда уже деться? Думаю, у любого артиста есть состояние волнения.
 
Чем отличается артист от не артиста? Да, у него мандраж, но он все равно стремится туда, на сцену. Идет не вопреки, в благодаря этому чувству.
 
И чрезвычайные ситуации случаются. Например, в“Кармен” у моего партнера Хозе на кителе много пуговиц, в которые мои длинные волосы так и норовят зацепиться. Вот и пришлось научиться быстренько кое-как локоны раскручивать, выдергивать.
 
– Какую роль считаете знаковой для себя?
 
– Все по-своему интересны и замечательны, приносят определенные открытия для исполнителя и зрителя в равной степени. Каждая имеет свой характер, свою изюминку. Мне удалось спеть партии Кармен, Амнерис в “Аиде”, Адальжизы в "Норме, Азучены в “Трубадуре”, Ульрики в “Бале-маскараде”, Любаши в “Царской невесте”. Еще в моем активе такие партии, которые у нас не идут. Это Принцесса Эболи в “Дон Карлосе”, Шарлотта в “Вертере”, Далила в “Самсон и Далиле” и другие.
 
– Удалось реализовать себя и на педагогическом поприще?
 
Я достаточно долго шла к этому. И вот уже второй год преподаю вокал на кафедре академпения в Академии музыки, театра и изобразительных искусств. У меня пять студентов, с каждым индивидуально занимаюсь по три часа в неделю. С интересом открываю саму себя с позиции своих учеников.
 
Служанка Аиды – в бигудях
 
– За границей вы наверняка насмотрелись модернизированных постановок. Не хотели бы подобного «свежего ветерка» и на нашей сцене?
 
– Запад идет по пути модернизации оперных спектаклей, а у нас, наоборот, все держится на классике. Например, в Германии шла постановка “Аиды”. По сюжету дело происходит в Египте. Одежда, декорации, сценические движения – все должно быть в соответствующем стиле. А немцы поставили “Аиду” на бытовом уровне. Аида там – горничная у Амнерис – в халатике, бигудях, с пылесосом. Представьте себе, как это все выглядит? Очень приземленно.
 
Когда есть какой-то концепт, какая-то идея, новое видение – тогда я согласна. А когда это просто для того, чтобы быть непохожим и ультрасовременным – тут уж извините...
 
– Вы своего сына пытаетесь как-то защитить от «кислотной» среды?
 
– Считаю, что детей надо творчески развивать. Даниил учится в пятом классе, занимается в музыкальной школе по классу фортепиано. Я учу его защищаться от агрессивной среды, потому что – ведь не буду с ним всегда. И сам по себе он – достаточно крепкий парень, который вполне может постоять за себя.
 
– Как выживает семья певицы? Наступят ли, по-вашему, в Молдове  светлые времена, когда заниматься классическим искусством будет не только приятно, но и доходно?
 
– Недавно нам сократили зарплату, и это, конечно, сильно сказалось на семейном бюджете. Если раньше мы «выезжали» на гастролях, то сейчас их не стало. Хотя турне нужны не только для финансовой поддержки артиста, но и ради новых эмоций. Любой исполнитель заинтересован в том, чтоб показывать себя и свои умения более широкому зрительскому кругу. Гастроли подтягивают театр, артистов и даже дирекцию, стимулируют работать на более высоком уровне. Здесь, в наших «узкоколейных» условиях, мы костенеем.
 
Светлые времена наступят для нас, возможно, когда войдем в ЕС. Тогда расширится круг желающих посетить нашу страну. Туризм в республике не развит, и людей, которые приезжают к нам, мало.
 
Местное население живет по принципу: работа – дом, дом – работа. Только изредка могут позволить себе выйти куда-то.
 
В последнее время радует, что в зале стали появляться – и в немалом количестве – молодые люди. Это говорит о том, что подрастающее поколение пытается воспитать в себе хороший вкус. Им стала нравиться классика – почему нет? Пусть развиваются!
Олег Дашевский

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Spasibo Vam ,chto obratili trudi svoego pera na Zarochku Vardanyan.ONA YAVLYAETSYA PRIMEROM DLYA PODRAZHANIYA I KAK PEVITSA,I KAK PREKRASNIY CHELOVEK

  • x

    А по поводу возможности вхождения в ЕС и дальнейшего всеобщего счастья не стоит даже мечтать. По-моему, это сообщество нонче просто на волоске висит от грядущего бесславного распада во прах.

  • x

    Небольшое уточнение автору на заметку. Главого героя оперы "Кармен" правильнее будет назвать все-таки Хозе, а не Хосе. Кстати, в самом тексте он обозначен верно.