Элеонора Константинова: «Царская невеста» - на все времена»
28.12.2010
– Театр оперы и балета – это очень большой сложный коллектив, как некий многослойный торт. Здесь трудятся артисты хора, балета, оперы. Это дорогой вид искусства. Он требует больших вложений и особого внимания, в частности, со стороны общественности, министерства, правительства, - говорит Нора Константиновна. - Если во времена СССР мы делали как минимум четыре постановки в год, то после развала державы были только три премьеры к 50-летию театра: опера «Дон Жуан», балеты «Лучафэрул» и «Реквием».
Держимся в основном на репертуаре прошлых лет. Старалась поправить дела, осуществляя постановки со студентами: «Онегин», «Эхо венской оперетты», «Иоланта», «Сельская честь», «Моцарт и Сальери». И не только я. Людмила Викторовна Алёшина, с которой мы работаем в Консерватории, сделала с консерваторцами «Любовный напиток» и «Брачный вексель».
Некоторые из моих учеников уже вошли в состав труппы в качестве солистов: Юрий Маймеску, Сергей Пилипецкий, Николай Бантя, Марина Радеш, равно как и ученик Людмилы Викторовны Игорь Цуркан. Приток новых продолжили Валерий Караджа, Олег Цыбулько.
«Царскую невесту» задумали сделать с разными поколениями исполнителей. На просьбу помочь в постановке отозвалось Посольство России в Молдове.
- Но почему именно «Царская невеста»?
- Она мне показалось наиболее актуальной. В опере затрагиваются межчеловеческие отношения и вечные темы: любовь и ревность, зло и добро.
Кроме того, хотелось приобщить к великой культуре нашу молодёжь. Ведь сейчас многие лишены возможности поехать куда-то и что-то посмотреть. Раньше можно было легко съездить в Ленинград, Москву, Киев или Минск, чтобы посмотреть, например, спектакль, который привез, скажем, Ла Скала с Паваротти в главной партии.
Римский-Корсаков написал 15 опер, из которых «Царская невеста» – на все времена. Выбор на неё пал еще и потому, что в труппе много молодёжи, да и среднее поколение мастеров находится в расцвете сил, им опера интересна и по силам.
– Сейчас режиссеры наперебой «достают правое ухо левой ногой», сценическими вывихами и вывертами создают себе имидж современно мыслящего художника. Вы же, судя по постановке, стремитесь не к модерну, а к традиции.
– На мой взгляд, это только называется современной режиссурой, а, по сути, является маскировкой отсутствия знаний, талантов, культуры и профессионализма. Сейчас кто хочет, тот и ставит – искажают сюжет, драматургию, уродуют пьесу в угоду, скажем, политическим ориентациям. А нам со сценографом и художником по костюмам Ириной Пресс захотелось поставить спектакль красиво и правдиво. Современно, но с опорой на традиции русской оперы.
Не могу сказать, что всё прошло легко. Я заняла три состава, хотя музыкальный руководитель и главный дирижер Николай Дохотару поначалу сопротивлялся такому количеству. Эта опера очень отличается от итальянской, исполнять её непросто. Тут нельзя лишь красиво вокализировать. В «Царской невесте» важно психологическое состояние героя, которым окрашивается каждое слово, каждая музыкальная фраза.
Принцип единства формы и содержания характерен для русской культуры (а сегодня часто упор делается только на форму). Система Станиславского не случайно родилась в России и стала настольной книгой для многих выдающихся личностей, работающих на поприще театрального искусства всего мира.
– Вы заметили, что творчество может реагировать на политику. Политическая нестабильность отражается на работе коллектива?
– Любой театр, в том числе и оперно-балетный, как капля воды отражает состояние и тяготы жизни республики. Это касается условий труда, быта и зарплаты – нам урезали и без того небольшое жалованье.
Конечно, у творческих людей тоже есть своя точка зрения на происходящее: кто-то поддерживает одну партию, кто-то – другую. Но раскола по этому поводу в коллективе нет, потому что все заняты творческими задачами. Нас объединяет творчество.
Кроме того, от нас ведь ничего не зависит, к нам никто не прислушивается. Хотя было бы полезно. За последнее время в театр не пришел ни один из руководителей страны, ни один из лидеров правящих партий. Мы думали, что министр культуры посетит хотя бы один из трёх показов премьеры, но этого не произошло.
– У вас есть постановки в Румынии. Как там сегодня обстоит дело с оперным искусством?
– Раньше меня в Румынию приглашали часто. Я поставила там девять спектаклей, в том числе такие крупные как «Набукко», «Травиата», «Аида», «Чио-Чио-сан». А сейчас уже не зовут – у них нет возможности.
На мои постановки приезжали петь наши солисты, которые очень быстро стали там своими – Коля Бусуйок, Петя Раковицэ, Валера Кожокару. Теперь их тоже не зовут, потому что сейчас не до жиру, быть бы живу...
Вы же смотрите новости – в Румынии все время идут забастовки. Это резонанс на события в экономической и политической жизни. Люди рассчитывали, что после вступления в ЕС им станет легче, а этого не произошло.
– Последний вопрос не об опере. Собираетесь сделать вечер памяти своего отца, народного артиста СССР, знаменитого бади Кости, которого любила вся страна?
– Это практически никому, кроме меня и брата, не нужно. Когда папа умер, были обещания назвать улицу и театральный лицей в его честь, но ничего не сделано.
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
Комментарии (3) Добавить комментарии
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
К сожалению только впечатление, а как же ему не сложиться, если интевьюированная сама же и режисср этого спектакля, не будет же она сама себя критиковать А вот что касается критики именно в области театра-у нас е просто нет Как класса Поэтому приходится верить на слово, но лучше посмотреть и послушать самому.
После этого интервью у меня лично сложилось общее впечатление, что "храм искусства" в виде Национального театра оперы и балета способен выйти из застоя и обрести черты чего-то европейского.
Особенно со" знанием" на столах в опере присутствовали ананасы, апельсины и картошка..продвинутые времена Ивана ГрозногоПрофессионализм