Персона

Геннадий Чобану: «Мы создали хороший мюзикл и сможем его продвинуть»

26.11.2010
{Геннадий Чобану: «Мы создали хороший мюзикл и сможем его продвинуть»} Молдавские Ведомости
        
               Песок как предмет искусства
 
– Маэстро, теперь, когда вы отошли от премьерного стресса, что вы можете сказать о своем детище – жить будет?
 
 – Мюзикл поставлен и уже живет – это главное. Если говорить о качестве, то многие компоненты спектакля показывают профессионализм самого высокого уровня. Мы намеревались растрогать слушателей. Но потом заметили, что слезы были даже на глазах у солистов.
 
Есть моменты, которые надо еще дорабатывать. Театральная продукция всегда требует доводки. У наших солистов – хороших музыкантов, певцов, лауреатов международных конкурсов – пока нет опыта театральной игры, а она должна быть очень убедительной. Кроме того, проявилась техническая проблема сонорно-визуального плана. Я имею в виду отсутствие должного баланса между фонограммой и живым голосом. Опять же свет на сцене должен быть очень чистым, а это зависит и от техники, и от людей, которые с ней работают.
 
По своему формату ария в мюзикле длиннее, чем песня. Поэтому певцу необходимо больше динамики, действия, но ни в коем случае не статики. В этом плане тоже есть что корректировать.
 
Было много и неожиданно хороших находок. Например, сочетание происходящего на сцене с постоянно менявшейся на экране песочной графикой. Ее заранее записали в соответствии с хронометражем два ученика Юрия Матея. Модная идея песка отлично сработала, придав спектаклю лиричность. Сам песок, текучесть времени и утрата иллюзий – хорошая ассоциация. Реакция зрителей в финале – взрыв эмоций.
 
– Наша публика тяготеет к поп-ритмам, а не к рокоту рока. Вы нарочно решили не угождать местным пристрастиям и ввергли зрителей в роковые децибелы?
 
– У нас действительно люди привыкли только к поп-музыке. Рок-звучание – удел лишь сегмента слушательской аудитории. Я же объединил их в музыкальной композиции, а опытный рок-музыкант Геннадий Матвеев сделал мастеринг, миксаж, свел голоса таким образом, что проявилась определённая «роковая грязинка». Но она – художественная. Так надлом образов чувствуется намного сильнее.
 
Правда, были проблемы с подачей звука. Во время первого спектакля люди из партера говорили, что звук был чересчур громкий. Когда же делали тише – сразу прибегал продюсер Алекс Волнянский с балкона и говорил, что там слышно недостаточно. Вот такая специфика зала.
 
Национальный дворец – это самый подходящий зал для мюзикла, и мы в этом убедились. Но надо настраивать аппаратуру до идеальной звучности, чтобы зритель чувствовал себя комфортно.
 
Элатовцы зажгли!
 
– Как проходил кастинг солистов?
 
 – В мюзикле для мужских голосов нужен диапазон больше, чем в две с половиной октавы, для женских – в две. Наши поп-исполнители в большинстве своем в таком диапазоне не работают. Порой на одну роль прослушивалось по нескольку человек, а на другие я приглашал сразу. Так появился оперный певец Валерий Караджа в роли итальянца и солист группы «Гындул Мыцей» Нику Цэрнэ – в роли патрона ночного клуба. Ребята – профессионалы, сценически подкованы и хорошо справились.
 
Что касается главных героев, то их роли очень сложны. У Виктории Евтодиенко голос красивый, она артистична, чувствует себя уверенно на сцене. Красивый тембр у Бориса Коваля. Он, кстати, пел, будучи простуженным, тем не менее, показал себя очень хорошо. Как и Ирина Коваль.
 
Ни у кого из них театрального опыта нет. К счастью, все трое – элатовские воспитанники, поэтому и ансамбль сложился органичный. Участие в мюзикле стало для них новой ступенью в профессиональной карьере.
 
– На каких сценах думаете показать «Врата»? Есть ли в нём свои изюминки по сравнению с бродвейскими постановками?
 
– Объем звучания, на который я ориентировался, ближе к бродвейской традиции (не более двух часов). А музыка, драматургия и арии созданы скорее по французскому типу. Что касается общего действия, то здесь я ориентировался на обе модели.
 
Недавно я послал материал коллегам из других стран и получил хорошие отзывы – о музыке, теме, идее, сюжете. Мы разговаривали о судьбе мюзикла с итальянцами, румынами, россиянами, сейчас идут переговоры с украинцами. Надеемся, что наш музыкально-сценический продукт вызовет интерес.
 
Но хотеть – одно, а реализовать – другое. Это зависит не только от нашей воли и качества спектакля, но и от конъюнктуры, актуальной культурной ситуации в той или иной стране. Даже при желании продюсеров из-за рубежа многое зависит от их финансовых партнёров.
 
Мы создали хороший мюзикл и считаем, что сможем его продвинуть. Естественно, в других странах он будет идти на соответствующем языке: в России и Украине – на русском, в Италии – на итальянском. Возможно, переведём и на английский.
 
Государство в стороне
 
– Это правда, что ваша музыка звучала когда-то на московских площадках?
 
– Я закончил Гнесинку, поддерживаю контакты со своими коллегами – исполнителями и композиторами. Сложились отношения на уровне союзов композиторов и Международной ассоциации композиторских организаций. Во времена СССР на «Молдова-филм» создавались мультфильмы по сценариям знаменитых киношников. Они шли по всей стране. Я написал музыку к четырем мультфильмам по сценариям Энтина. Мои произведения исполняли оркестр Госкино под руководством Нерсисяна, ансамбль солистов Большого театра, Московский ансамбль современной музыки под управлением Юрия Каспарова.
 
– Вы славитесь тем, что буквально фонтанируете идеями. Был ли шанс их воплотить в то время, когда вы были министром культуры? Какие уроки вы вынесли из того опыта? Почему из года в год культура у нас становится всё бездуховнее, а духовность – бескультурнее?
 
– Вынашивать идеи на уровне мечты – недостаточно. В молодости идей у меня было больше, но многие из них оказались несоизмеримы с нашими масштабами. Теперь я отдаю себе отчет, в какой ситуации живу и работаю, какие здесь существуют потоки – культурные, художественные, да и денежные. Ведь Кишинев еще пока нельзя сравнивать с мировыми культурными центрами, где идеи воплощаются гораздо легче и проще.
 
У нас найти партнёра проблема. Госпомощи на подобные проекты просто не существует. На мюзикл мы ни бануца от государства не получили, да и не просили. Весь проект был осуществлен на деньги продюсера. Даже я поучаствовал со своей материальной контрибуцией. Надеемся, что проект в дальнейшем покроет понесенные затраты.
 
Есть горечь от того, что вот уже 10 лет нашей культуре не оказывается никакой системной поддержки. Хочется создавать произведения, ориентируясь на вершины мировой культуры. Общество должно расти на высоких образцах, без этого мы одичаем, превратимся в людей без фантазии и чувств. Очень надеюсь, что рано или поздно к нам придут инвесторы, откроются местные филиалы мировых мегаконцернов, а значит, появится больше возможностей для поддержки культуры.
 
Если же говорить о том позитивном, что есть в нашей культуре, то это – человеческий потенциал, наши таланты.

Олег Дашевский

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Я согласен в целом со Степаном. Чтобы заявлять о выходе международную сцену, надо сначала свою покорить, а у нас тут никто кроме авторов или приближенных к ним лиц этот продукт не хвалит. Выходит как в той басне: за что кукушка хвалит петуха? за то, что хвалит он кукушку И так они хвалят друг друга, столько ветра гоняют, что наивный молдавский зритель поневоле призадумается: черт его знает, а в друг и правда хорошая постановка? Да только те, кто видел хотя бы российские мьюзиклы, эту постановку хорошей не назовут. Надувательство одно.

  • x

    #2 Senator: Да я о Геннадие ничего и не говорю. Молодец. Попробовал себя в новом жанре. Я размышляю о продукте в целом. А если рассуждать так как Вы, уважаемый Сенатор, то на безрыбье и рак - рыба Не так ли? Почему мы должны примерять все на молдавские мерки? Есть мерки классические, профессиональные. Вот о них я и говорю. А если подходить к этому вопросу снисходительно, и видеть успех уже в том, что ребята старались......, тогда и не надо писать хвалебных од и тем более стараться выходить на другой уровень, вывозить "продукт" в другие страны. Он ведь был сделан "по молдавским меркам".........

  • x

    Мюзикл, по молдавским меркам, получился более чем достойным. Не "Чикаго" и не "Мама Миа", конечно, но все же... А некоторые допущенные ляпы простительны. А бы на месте Степана-Ивана был бы снисходительнее к Геннадию. Ребята старались, команда сработала дружно. И это - главное.

  • x

    "Красивый тембр у Бориса Коваля. Он, кстати, пел, будучи простуженным, тем не менее, показал себя очень хорошо. Как и Ирина Коваль." Кстати, Борис Коваль часто поет простуженным и практически никогда не учит слова. Поэтому самый правильный вариант тот, что он пел под фонограмму, как и Ирина. А кстати кто такая Ирина Коваль? Дама из ресторана? И с каких пор они стали воспитанниками Элата? Смешно слышать о тщательном подборе исполнителей. Очень жаль что такой уважаемый композитор,как Геннадий Чебану вынужден врать и оправдывать плохую работу непрофессионалов проблемами со звуком в Национальном дворце. Или может Лариса Долина, Лара Фабиан или Сара Коннор испытывали такие же проблемы? Надо просто быть профессионалами, чтоб браться за такое дело.