Персона

Игорь Чирков: «Государство вменило в закон издевательство над народом»

27.07.2010
{Игорь Чирков: «Государство вменило в закон издевательство над народом»} Молдавские Ведомости
Цель – бабки
 
– Юмора на телеэкранах сегодня выше крыши. Вас как профессионального смехача и балагура он смешит?
 
– Юмор становится все более прилизанным, цензурным, что ли. С другой стороны – все более злым. А по-настоящему смешными остаются классики смеха, начиная с Чарли Чаплина и заканчивая Леонидом Гайдаем. Пока что их никто не переплюнул.
 
 
– Над чем или кем не грех сегодня посмеяться?
 
– С приходом капитализма и сопутствующих ценностей главная цель теперь для всех – бабки, бабки, бабки. Но это не смешно, это скучно. У большинства людей, у общества, у властей поменялись ориентиры – как бы обогатиться и покруче. Люди к этому процессу начинают относиться серьезно вместо того, чтобы смеяться над собственными недостатками: трусостью, жадностью, пошлостью. Это обидно.
 
– А отчего впору взвыть?
 
– Самое страшное – это равнодушие. Когда человеку совершенно наплевать на то, что происходит с другим человеком. Это раз. Второе: любое государство – не говорю конкретно о Молдове – вменило в ранг закона издеваться над собственным народом.
 
Минута молчания
 
– Как получилось, что при таких серьезных родителях – кинорежиссер Николай Гибу, сценарист и писательница Зинаида Чиркова – вырос столь «несерьезный» по роду деятельности сын?
 
Родители затащили меня в кино еще маленьким. Чуть ли не в каждом фильме меня убивали, причем разными способами. Позже понял, что мне надо делать что-то веселое. Может, это такой контрапункт – от юношеского «наоборот».
 
Отец таскал меня по всяким экспедициям, съемкам, премьерам, встречам со зрителями и т.д. Я это очень не любил, упирался. А он меня вытаскивал на сцену. И как-то в одном селе все-таки вытащил. И говорит: «Сейчас этот мальчик, который сыграл одну из главных ролей, расскажет вам о ней». А я был злой, как собака. Встал, ровно минуту молчал, поклонился и сел. Народ захлопал. А вообще детство мое было замечательным и радостным.
 
С возрастом я стал гораздо серьезнее. Вот последнее кино снял – короткометражку в жанре сказки. Послал картину на несколько фестивалей: в Америку, Канаду, Англию, Россию, Украину, Польшу, чтобы узнать оценку профессионалов. Перед этим провел опрос среди любителей – местных и российских. В принципе, всем нравится.
 
На эту тему у меня есть идея сделать полный «метр» – серию новелл о «живых вещах». Например, о старых часах. Или автомобиле, в который вселилась душа человека. При этом безо всякой мистики. Речь о человеческой ответственности за вещи и животных, которых приручаем.
 
– Что зацепилось в памяти, связанное с воспитанием троих детей?
 
– Дети растут, и на это интересно смотреть. Проникать в их мир.
Старшая дочь выходит замуж. Закончила уже второй институт: первый – финансовый, второй – языковой, изучает пятый по счету язык. Жаль, что в последнее время ничего не пишет.
 
Зато начал писать средний сын, какой-то эксперимент ставит. Я пока не лезу.
А младшая чувствует себя генетической актрисой, что ли. И начинает хулиганить, надевать на себя всякие шмотки, кривляться, входить в образы, пусть даже неосознанно.
 
Мент-гусар
 
– Огромный успех имели ваши невероятно остроумные телесериалы «Вкусные советы» и «Гусарская баллада». Где и как вы их снимали?
 
 – Кулинарное шоу, пожалуй, – лучшее из всего, что я сделал. Они, кстати, до сих пор крутятся по российским каналам. А замечательным было то, что выезжали мы всей съемочной группой, человек 10, куда-нибудь в Вадул-луй-Воды, на Днестр. Там располагались и, честно говоря, пили. И все друг друга очень хорошо понимали. Дух передавался в кадр, и поэтому очень здорово выходило, некоторые вещи были классными: и веселые, и задорные.
 
Было много переодеваний в разных персонажей. У Игоря Недосекина, который в паре с Шишкиным вел «Вкусные советы», было много женских ролей. Женщины из него классные получались.
Счастливое время было. Наверное, поэтому и результат соответствующий.
 
В «Гусарской балладе», которую мы снимали в Домике Пушкина, пили российские артисты – весело и в меру. Хотя профессионализм и Леши Нилова, и Сашки Баширова – безупречен.
 
– Как удалось рекрутировать в гусары «капитана Ларина» из «Улиц разбитых фонарей»?
 
– Встретились с ним на кинофестивале, где я был со своим папой, классиком молдавского кино. Мелькнула мысль пригласить Лешу на «Гусар». Пихнул отца в бок: «Что-нибудь сделай, придумай!». Он с ним поговорил.
 
Нилов приехал работать практически бесплатно. При этом сказал: «Ну, извините! Зубрам нельзя не ехать!».
Теперь мы с ним дружим, переписываемся. Уверен, что он еще приедет к нам. Хороший парень, очень добрый, честный, знает много стихов. Считаю, что недооценен режиссерами. На самом деле очень талантливый артист и ищет свою роль.
 
А Сашка Баширов, несмотря на его гнусную внешность бандита-уголовника, очень добрый человек. Например, я ему выдал зарплату (деньги небольшие), а он в ответ: «Возьми и отдай матери, она у тебя больная, ей гораздо нужнее». Я: «Саш, ты что, с ума сошел?». Тогда он пошел и сам отдал. Душа у человека есть.
 
Какова судьба вашего телепроекта «Наши люди»?
 
– Он продержался в эфире четыре месяца. Шел очень успешно, все были довольны, спонсор регулярно платил. Но кончился сезон (была поздняя осень), а спонсор-то у меня – летний – хозяин минеральной водички. И ему это стало не нужно. Я побегал безуспешно еще по 10-12 потенциальным спонсорам, и плюнул. Архивы у меня лежат. Когда кто-то созреет – подгоню.
 
– Что скажете об Игоре Кобылянском, который клепает смешные клипы и побеждает в разных конкурсах? Может, маленькой стране вообще перейти на мини-жанр?
 
– Видел несколько его работ, очень понравились – аля-грузинские короткометражки советских времен. Там есть и смех над самим собой, и добрый смех над молдаванином. Да если бы ему кто-то помог, он бы этот жанр развил. Отношусь к этому очень положительно и готов помогать, если надо.
Но, опять же, в Молдове это никому не нужно. Здесь востребован только один тип видеотворчества – реклама.
 
Я, например, последнее кино за свои деньги сделал. Мне понравилось, да и больших затрат не было. А если делать что-то на пленку, или снимать что-то эпохально-национальное, то половину денег украдут, а вторую раздашь в качестве нищенской зарплаты, и после этого никто с тобой не будет работать.
 
Единственный путь сегодня – пытаться совместить интерес бизнесмена и творческую подачу материала. Хотя у меня есть пара примеров меценатов-бизнесменов, которые думают по-другому. Дай Бог, чтобы таковых было побольше.
 
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии