«Какая жизнь, такие и художники»
18.11.2011
- Ирина, какие впечатления от поездки? Вы, насколько я понимаю, смутно представляли, куда едете, и как все это будет происходить?
- Все началось с того, что мои работы увидели в Интернете известный в Германии художник, галерист Рейхард Шмит и наша бывшая соотечественница Анна Матей, которая работает в его музее-кафе. Анна и Рейхард приглашают самых интересных, на их взгляд, художников из Европы. Конечно, Рейхард рисковал; как он признался позже, были опасения, что люди не почувствуют того, что привлекло его в картинах, даже чуть было не отказался от затеи. Акварели в больших форматах не совсем привычны ценителям искусства его окружения. Но все сомнения отпали в тот момент, когда маэстро сам впервые увидел картины воочию. «Нет, их нужно видеть, и видеть только «живьем»!», - воскликнул он.
- И что публика? Почувствовала?
- (улыбается). Думаю, да. Мне говорили, что в моих работах есть энергетика и душа. Пару акварелей купили еще до выставки. А в день открытия скупили половину из двадцати привезенных картин. Одна семья приобрела сразу четыре работы. Удивило, как много людей пришло – по залу было трудно передвигаться.
- Вам не приходила в голову идея совместить художественную выставку с фото?
- Нет, я лишь взяла с собой папку с распечатанными фотографиями в качестве портфолио, на всякий случай. И их тоже захотели купить.
Что касается заказов, то ко мне там обратились рок-музыканты группы Ney James, и мы с ними сделали фотосессию.
Но вообще-то, немцы достаточно сдержанно относятся к фотографии. Зато они отзывчивы к классическим изобразительным искусствам.
- Из классики вам лично что близко?
- Я всегда обожала импрессионистов. В первую очередь это Моне и Ван Гог. Мне нравится Врубель: совершенно другая манера, но это такой потрясающий скульптурный мазок! Ранний Пикассо, до кубизма. Когда-то мне очень нравился Дали, потому что он все делал осознанно, в его творчестве была целая философия.
- Ира, скажу прямо, меня всегда поражало, откуда столько мрачных идей у такой хорошенькой девушки. Ведь, если окинуть взглядом ваше творчество, то повсюду присутствует элемент ужастика. Или безумная девочка-рыба в вашей акварели, или вы на чьей-то фотографии с глазами, прошитыми кровавыми стежками.
- По-моему, вы все-таки обобщаете. Да, всякое бывало. Я смотрю на стежки в фотографиях Егора Тетюшева и сейчас сама ужасаюсь, как это я согласилась (смеется). Если говорить о моих работах, - признаю, были депрессивные, отражавшие мое тогда состояние, теперь это состояние живет только в некоторых работах из далекого прошлого. Кстати, мрачные акварели в Германию не поехали.
- Допустим, обобщаю. А все же, откуда персонажи?
- Лисы, мыши, совы, рыбы?... Первая выставка не зря называлась «Сновидения». Я очень часто вижу сюрреалистические сны. Естественно, что все это выплескивается в работах. Но я не персонифицирую персонажей в традиционном их восприятии. То есть, если лиса, то необязательно хитрая, сова – не непременно мудрая, а рыба – то уж молчаливая. Нет, тут другое. Тут мои образы и символы.
- А что касается ваших фоторабот, мимо которых тоже трудно пройти, не зацепившись взглядом? Они ведь продолжают тематику, не так ли? Вообще, уже сложно понять, что из чего вытекает, и где первоисточник?
- Фотография возникла как хобби. А в 2007 году, несмотря на всю мою неуверенность и сомнения, прошла моя первая фотовыставка. Нелегко было делать первый шаг в новом для меня способе рисовать светом.
- Ира, вы сами себе модель, не так ли? Судя по узнаваемым чертам даже у ваших диковинных зверюшек. А также одна из любимых моделей наших нескольких фотографов.
- Поначалу сама себя «щелкала» для картин. А фотограф Егор Тетюшев усугубил мое позерство (улыбается).
С каждым фотографом по-разному работается. Если с Егором я сама себе делала макияж, подбирала одежду, и это у нас всегда сопровождалось какими-то весельем и приключениями, то с Романом Рыбалевым совсем иначе: там нужно было заранее продумывать идею, съемка у него – процесс серьезный. Виктория Прада чувствует меня по-женски и создает образ тонкий, пластичный...
Сейчас я чаще фотографируюсь у Андрея Шушвалюка, моего парня. У нас творческий союз. Вместе с чувством, которое живет внутри, рождаются чуткие образы.
- Кого в вас больше – художника или фотографа?
- Фотография мне нравится, я получаю удовлетворение от этого увлечения, но чувство эйфории возникает только тогда, когда я пишу. Надо признаться, был период, когда я думала, что делаю что-либо не так, или не там. Но сейчас, после выставки, я поняла, что только здесь и сейчас я на своем месте, что художественная часть моего «я» нравится людям.
- А третий вариант – что вы слишком молоды для признания – не приходило на ум? Знаете, в советские времена приятным статусом «молодого, подающего надежды художника (актера, артиста и т.д.) критика одаривала чаще годам эдак к сорока.
- В сорок лет я хочу стоять твердо на ногах.
- Что в вашем понимании твердо стоять на ногах?
- Делать то, что я люблю и умею, и чтобы это дело приносило всестороннее удовлетворение. А на нынешнем этапе для меня первостепенная задача - утвердиться в том деле, которое у меня получается. Оно ведь как? Если мальчик в школе рисует хорошо, то о нем говорят: «Он подает надежды». А если девочка, то это так, для себя, «чем бы дитя ни тешилось…»
- Всестороннее удовлетворение, говорите? А как же расхожая фраза «художник должен быть в голодном теле»?
- Вы знаете, когда я была в Баварии, меня повезли в одно интересное местечко, где живут и работают художники. Мне очень понравилось то, что они делают. Это и здорово, и свободно. Они ни на кого не оглядываются. Работы у них нежные, сладкие.
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
ее овезти к экзорцистам и спасать е душу... если ее приследуют такие сны .