Персона

Когда все ценно, интересно, уникально

09.12.2011
{Когда все ценно, интересно, уникально} Молдавские Ведомости
 
– Маргарита Юрьевна, память – тоже книга. Какие страницы своей памяти, связанные с библиотекой, вы чаще всего открываете?
 
– Из множества интересных творческих встреч и литературно-музыкальных вечеров, проходивших в стенах библиотеки, запомнились несколько. Например, праздничный вечер в честь 60-летия библиотеки, когда для нас играли молодые исполнители ансамбля «Барокко» под руководством Анны Стрезевой. Выступление старейшего актера театра им. Чехова Михаила Геженко. Он так прочел есенинскую «Песнь о собаке», что в зале почти все утирали слезы. Каюсь, не удержалась и сняла тот момент на мобильный. Теперь частенько просматриваю его на YouТube.
 
Да, всего не перескажешь. Интересные встречи и события у нас – не редкость.
 
Кто из необычных людей посещал библиотеку?
 
– Интереснейших посетителей за 60 лет было множество. Остались в старых альбомах фотоснимки с выступлений поэтов Григория Виеру, Петри Крученюка, певца Вилория Заволокина, шаляпинский голос которого невозможно забыть. Старообрядческий митрополит Корнилий поразил своим иконописным ликом и святостью, архидиакон Андрей Кураев - эрудицией и острословием.
 
Читательский билет у нас получил главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин.              
 
Проводили мастер-классы «московский бессарабец» Кирилл Ковальджи, главный редактор журнала «Братина» Федор Черепанов, писатели Михаил Попов и Александр Торопцев. Для всех общими чертами были простота в общении, отсутствие столичного снобизма.
 
К нам приходят и местные таланты. Например, психотерапевт Анатолий Бреднев, певцы Маргарита Ивануш, Иван Кваснюк, Владимир Митрашевский, Маргарита Будей, культуролог-музыкант Николай Грибинча, поэты Олеся Рудягина и Валентина Костишар, Александр Милях и Юрий Харламов, писатели Константин Шишкан, художники Сергей Сулин и Эдуард Майденберг, композитор Олег Негруца, директор дома-музея Пушкина Александра Стаканова.
 
Среди наших посетителей также посол России Валерий Кузьмин, экс-президент Петр Лучинский, дипломат, представитель Россотрудничества Валентин Рыбицкий.

Есть среди ваших читателей уникумы?
 
– Есть личности, на которых не распространяется мировая тенденция падения интереса к книге. Много лет они читают в нашей библиотеке, предпочитая ее остальным.
 
А уникальной личностью был знаменитый в Кишиневе «странный философ» Зингер, описанный Сергеем Белкиным в рассказе «Зингер – гений восприятия». Читательницей библиотеки была кишиневская «старожилка» Ирина Львовна Кантакузина, супруга представителя бессарабской ветви князей Кантакузиных.
 
Из разряда «уникумов» – Клуб любителей истории Кишинева, действующий при библиотеке. Посещает нас еще одна удивительная «старожилка» – Татьяна Николаевна Янушевская, крестница дочери знаменитого кишиневского градоначальника Карла Шмидта.
 
К нам часто приходят малыши-детсадовцы с родителями за ручку. В библиотеке есть отдел детской литературы с очень неплохим фондом. Самый маленький наш читатель – пятилетний Максим Тычина. Он сам подходит к полкам и выбирает книжки.
 
Кстати, у нас уже набралось много снимков для фото- и видеогалереи «Самые маленькие читатели» – забавной и трогательной.  
 
Самый великовозрастный читатель – страстный книгочей Владимир Борисович Левинсон, носивший книги сумками как для себя, так и своей больной супруге. Теперь сам приболел, но в библиотеке существует услуга – обслуживание на дому. Наша сотрудница носит книги тем, кто сам не может ходить.

– А есть книги, которые отрывают сейчас с руками?
 
– Спрос на романы Коэльо, Мураками, Анны Гавальда. Все еще популярна Франсуаза Саган, Ричард Бах. Из русской современной прозы – конечно же, Полина Дашкова и Александра Маринина, но и Людмила Улицкая, Дина Рубина, Борис Акунин, Виктория Токарева.
 
Мало спрашивали «соцреализм» 30-50-х годов. Но зачастую то, что лежало годами, благодаря сериалам становится популярным. Так было с «Идиотом» Достоевского.
 
 – Наверняка, бывает, что книги не возвращают.
 
– Доступ к полкам уже два года открытый, и конечно, случается, что книги не возвращают. Но в прошлом году введена система взимания долгов. Думаем и над другими мерами.  

 – Из каких источников пополняете фонд?
 
– В худшие времена у нас было всего 14 тыс. экземпляров, в 80-е насчитывалось более 150 тыс. Сейчас фонд составляет более 130 тыс. единиц хранения. Он устаревает, и эта проблема требует решения.
 
Источники пополнения: традиционное библиотечное комплектование. Мы получили в дар книжные поступления от просветительских организаций России, Беларуси. Отдельные издания пришли по Международному книгообмену из Российской национальной библиотеки.
 
Книжные дары сделали Фонд Солженицына, библиотеки «Русское зарубежье». Более 600 экземпляров преподнес митрополит Корнилий. От ведущих российских издательств получено 240 словарей и другой литературы.
 
Центр Российской науки и культуры подарил 345 экземпляров ценнейших энциклопедических изданий по истории, культуре, искусству России, а также великолепных переизданий классической и современной литературы. Рериховский Центр РМ оделил нас 60 книгами эзотерики. Есть поступления изданий Конгресса русских общин и Ассоциации русских писателей РМ. Часто презентуются личные библиотеки населения горожан.
 
– Что сами читаете?
 
– Умберто Эко, Ричарда Баха, Харуки Мураками и других модных кумиров. Но ближе мне по духу вся русская классика, а из нее – Бунин, Тютчев, Куприн, Лесков, А. Толстой. Любовь к поэзии мне привил московский родной дядюшка, «физик и лирик» одновременно. Он был в семье «рассадником» литературы.

– Текучка кадров – лучший «атмосферный» индикатор в коллективе. У вас с этим как?
 
– Сотрудницы у нас в основном с 30-летним стажем работы. Это ли не свидетельство крепости коллектива? Настоящие подвижницы библиотечного дела – Зинаида Скобиола, Людмила Бодруг, Валентина Царан, Валентина Рабуцкая, Инна Стрелина. Они не бросили библиотеку даже тогда, когда и без того невысокие зарплаты перестали соответствовать прожиточному минимуму.

Как, по-вашему, чего лишает себя «homo нечитающий»?
 
– Изысканных интеллектуальных и духовных наслаждений, открытий, вернейших друзей, мудрейших учителей, самого короткого пути к познанию мира и прекрасного отдыха.
Олег Дашевский

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    АЛЕКСАНДР МИЛЯХНАДЕЖД СТРЕМИТЕЛЬНАЯ НЕЖНОСТЬ. Смотрю в зарю упрямым взором,Лечусь простором наяву,Я тщусь понять: зачем позором,Не мной заслуженным, живу. Утраты лет, души растратыВ загубленных мечтах дорогНе скроют веры казематы,Не спрячет верности острог. На злобу хитрые витииВновь надругались над душой,Вернув страдания России, Они во мне, они со мной.Не будет откровенность ложнойНи в настоящем, ни в былом,Как оклеветанный художник,Не смажу будни рукавом. Душа, испытанный острожник,Простор излечит вновь и вновь,Ее на холст вознес треножник:Надежда Вераи ЛюбовьЛомаю искренние кисти,Вонзая их в трясину дня,Из грязи непременных истинНа волю выведу Коня.Он не предаст. Меня не сброситСпасенный Личною виной Он хлеба лишнего не просит,А честным Делится со мнойЯ тот же в будущем, Как в прежнем,Коль мне, верны: Небесный конь,Надежд, Стремительная нежность,Просторов Жертвенный огонь.Смотрю в зарю упрямым взором,Я в ней сгораю наяву,Коль не позором, а ПросторомРоссии будущей Живу август 1989 г. Кижи