Персона

Культура по инерции

01.04.2011
{Культура по инерции} Молдавские Ведомости
 
- Давайте начнем наш разговор с обсуждения самых острых на сегодня вопросов.
 
- По-моему, все, что под грифом «культура», сегодня является острым.
 
- Например, ситуация с домом-музеем А.С. Пушкина. Вы где-то в прессе уже сказали, что стройка по соседству с музеем ведется не без ведома бывшего министра культуры Артура Козмы.
 
- Любое строительство в центре города, особенно в соседстве с историческими и архитектурными памятниками, не может быть начато без ведома, точнее, без разрешения Министерства культуры. И действительно, Козма выдал такое разрешение.
 
- И теперь ничего нельзя изменить?
 
- Как это – нельзя? Можно. Тут есть одна любопытная деталь: Козма подписал разрешение спустя несколько дней после выхода приказа о его увольнении. Я вот думаю, может, он до сих пор от имени нашего министерства подписывает какие-то разрешения?
 
Мы были в музее, ознакомились с ситуацией на месте, написали письмо в прокуратуру, в Агентство по строительству, ходатайствовали о приостановке стройки. Кроме того, составлен акт, и теперь фирма обязана сделать ремонт в музее.
Дело в том, что рядом с нашим объектом когда-то располагался завод, и вот сейчас, когда строительная компания, выкупившая участок, стала расчищать территорию, пошли трещины в здании музея.
 
В любом случае 16-этажное строение в историческом центре города - непозволительно. Мы это дело так не оставим, будем разбираться.
 
- А что с театром им. Чехова?
 
- Я не знаю, кому понадобилась эта утка. Кто-то специально пытается создать панические настроения. Да, министр экономики Валерий Лазэр говорил о таком понятии, как партнерство между частными и общественными структурами, во всех странах существует такая практика, которая позволяет бедствующим нерентабельным бюджетным учреждениям улучшить свое материальное положение за счет привлечения к сотрудничеству коммерческих агентов. Но это один из вариантов, который в перспективе может быть рассмотрен для любого подобного учреждения.
 
- С учетом нынешних настроений, несложно себе представить, кого начнут «спасать» таким образом в первую очередь.
 
- Ну, почему вы так считаете? Это может быть любое заведение. Поверьте, мне дорог театр Чехова, хотя бы потому, что свою театральную карьеру я начинал именно в этом театре, и я хожу туда на спектакли, и у меня там работают коллеги.
 
- Вы – да. А тем людям во власти, для которых любимое слово «евроинтеграция» - антоним слову «русский», и неважно уже, с чем оно согласуется?..
Хорошо, давайте вернемся на пару лет назад, когда вы были назначены на этот пост. В одном из интервью вы сказали, что не можете припомнить ничего положительного из того, что сделали в сфере культуры коммунисты. Впечатления не изменились?
 
- Нет. Судя по тому, что я тут нашел, сколько мне пришлось всего распутывать, выяснять и так далее, хорошего – ничего. Старое законодательство, неоднозначные решения, здания министерства отданы в странные долгосрочные аренды, в них затеяны непонятные ремонты. Как, например, цирк, за который мы судимся уже целый год. Или здание на улице Пушкина, 24.
 
Дело не только в отдельных зданиях – дело в общей картине, которую я увидел. Нет никакой стратегии, нет пути развития. Все происходило по инерции. СССР распался, политическая ситуация и экономическая кардинально изменились – а культура живет по старому клише. 20 лет независимости все катилось по инерции. Критериев культуры нет – они размыты. Нет агентства, которое бы отвечало за качество культуры – а ведь это тоже своего рода услуги.   
 
- А что вы относите к числу ваших достижений? Если называть какие-то конкретные вещи.
 
- Недавно, например, впервые за 20 лет подготовили отчет о состоянии дел в сфере культуры. Готовится Закон о культуре.
 
По сути, мы говорим о реформировании. А к реформам тоже нужно готовиться. Нужно реально понимать, что происходит, какие у нас пути в условиях рыночной экономики.  
 
Закон об исторических памятниках принят был давно, но он не имел никакой силы, так как не было реестра самих памятников. А теперь есть. Мы приняли Закон о памятниках археологии. Готов Закон об охране памятников.
Приняли Программу возрождения кинематографа. На четыре года…
 
- О возрождении кинематографа говорят, по-моему, все двадцать лет, но пока все только разрушалось.
 
- Надо менять закон, чтобы частные киностудии имели те же права, что и Moldova-Film.
 
Что до самой Moldova-Film, то киностудия должна предлагать услуги иностранным кинокомпаниям. Это же фабрика, по сути. И услуги у нас дешевле, а, значит, иностранным партнерам выгоднее.
 
Мы подписали конвенцию о копродукции, и скоро она будет ратифицирована. Я думаю, что таким образом мы сумеем привлечь инвесторов.
 
- Для того чтобы предоставлять услуги, нужно иметь технику и персонал. Персонал утерян, на технику нужны деньги. А того бюджета в 3 млн, которым располагает Минкультуры, на ремонт одного музея хватило бы.
- Раньше выделялись десятки миллионов, и что толку? Где ремонт? И куда исчезли деньги?
 
Миллион потрачен на театр им. Ионеско. Сцена готова, оснащены гримерки, но теперь нужен проект дальнейшего ремонта.
 
Мы всерьез намерены заняться Музеем изобразительных искусств, разрушенным зданием Академии искусств и Национальной филармонией. Мы подготовили и подали документ на реабилитацию исторических зданий, и надеемся, что выиграем конкурс.
 
- Вы надеетесь, что заграница нам поможет?
 
- А как иначе? Что можно сделать на бюджетные деньги?
 
Мы перешли на рыночные отношения. Это данность, которую люди, в том числе, в культуре, не хотят принимать. Все предпочитают сидеть на мизерной зарплате, чем перестраивать свое мировоззрение и пытаться заработать дополнительно.
Реформы должны происходить на уровне менеджмента. Мы и так уже потеряли много ценных кадров. У нас есть хорошие, талантливые артисты. Но им нужно предоставить возможность заниматься творчеством. А в отношении тех, кто уже по возрасту не может, например, работать, должен работать закон.
 
Вот возьмите Национальный театр оперы и балета: там огромный штат, часть из которого составляют артисты, которые уже не могут, к примеру, в свои шестьдесят лет танцевать на пуантах, но они продолжают ходить на работу. Глупо, не так ли? Но, с другой стороны, мы в сотрудничестве с Министерством соцзащиты должны позаботиться о том, чтобы люди не боялись остаться нищими на пенсии.
 
- Давайте о памятниках. Где и какие планируется установить в этом году?
 
- Мы приняли новый Закон о памятниках, который регламентирует прежде всего ответственность тех или иных юридических лиц за конкретные современные памятники. Но тут тема деликатная: нельзя перебарщивать, иначе это уже кич.
  
- Если они безвкусно выполнены и сомнительной тематики, то - да. Но во многих странах не пытаются избавиться от старых памятников, хотя устанавливают интересные новые. Причем, не обязательно по пафосному или трагическому событию. Помню, у Золотых ворот в Киеве видела чудесный памятник коту: он жил в ресторане напротив и был, скажем так, живым символом заведения, а когда погиб, его хозяин получил разрешение на установку скульптуры. Почему-то у нас мне сложно такое представить.
 
- По закону местные власти принимают решение и отбирают проект на конкурсной основе, а министерство только утверждает.
 
- Небезызвестный камень тоже утвердили?
 
- Меня не спрашивали. Я не видел решение примэрии, не видел, как его устанавливали. По сути, я оказался поставлен перед фактом.  
 
- Ваше министерство оказалось на задворках внимания со стороны власти, что логично – какие тут коммерческие перспективы? Но ведь вы есть. А вы, господин министр, можете на заседании правительства стукнуть кулаком по столу, если что-то, скажем так, «болит»?
 
- Конечно, могу. И стучу. Вот по поводу бюджета в последний раз я негодовал. Но денег все равно нет.
 
- По работе в театре не скучаете?
 
- Очень, очень скучаю. Вообще, стараюсь по возможности ходить на все премьеры, и не только в Luceafarul, а во все театры. Хожу на концерты, в общем, держу руку на пульсе. Езжу много по районам. Ну, это уже по работе.
Спрашиваю у людей на местах, чего они хотели бы. Ведь законы не мне нужны – им.
 
Вот подготовили законопроект по домам культуры, который развяжет им руки. Учреждения культуры должны иметь отдельные счета, а не ждать, когда местная власть выделит деньги из общего бюджета. Пока нет таких возможностей у нас – помочь деньгами, то важно хотя бы не мешать им их зарабатывать. А уж заработать, думаю, у них и желания, и фантазии хватит.
Инна Желтова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Уважаемый, не Чехова театр надо полуприватизировать, а обратить внимание,как уже подмяли оперу, она активно подыхает и вас имеет одиозная директор, а вы ничего не можете сделать, это грусно, какая то фря-и нет министра...