Персона

Лидия Панфил: «Хороший праздник – большая роскошь»

12.06.2012
{Лидия Панфил: «Хороший праздник – большая роскошь»} Молдавские Ведомости
 
– Как рождается замысел?
 
– Никогда не использую с этой целью Интернет и не пересматриваю свои старые сценарии. А много хожу, читаю. Случается, помогает что-то, совершенно не имеющее отношения к предстоящему мероприятию. Иногда мне нужно общаться с людьми, в другой раз – побыть в одиночестве, помолчать. 
 
Самое страшное, когда мероприятие нужно сделать к такому-то числу, а оно не хочет рождаться. Примечательно, что такое чаще случается по мере роста профессионализма - в более юном возрасте все представляется более легким.
 
– Конкурентов у вас много?
 
– Появилось много компаний и фирм, которые, громко рекламируя себя, заявляют, что умеют устроить все. Но так не бывает. Их можно назвать организаторами, иногда неплохими. Они наловчились приспосабливать к нашим реалиям сценарии, найденные в Сети. Но я не думаю, что это можно назвать творчеством.
 
– Вам принадлежит сценарий самого первого Дня вина. Сейчас часто можно услышать, что ежегодный праздник приелся, лишен вкуса и зачастую выливается в пьянство. Не хотели бы исправить такое мнение?
 
– Когда я получила приглашение поставить второй День вина, мне уже было просто неинтересно. Организаторы взяли за основу первый сценарий, а, как известно, копия всегда хуже оригинала.
 
Странно, что уже столько лет не меняется ничего, кроме площадки. Праздник имеет право на существование, но он был задуман в принципе другим.
 
По большому счету поставить сейчас хороший праздник – это большая роскошь. А коль невозможно сделать хорошо, то зачем делать? Это относится не только к Празднику вина, а и ко многим другим подобным мероприятиям.
 
– В детстве что-то предвещало ваше решение стать режиссером-постановщиком массовых представлений?
 
– Дома меня называли артисткой, я неплохо декламировала стихи. Что-то организовывала в школе, но никогда не думала, что займусь режиссурой. Я, знаете ли, очень серьезно учила химию, готовилась к поступлению в мединститут. В итоге подала документы на юрфак. Но, хотя была отличницей, меня не взяли, так как мне было только 16 лет.
 
Тогда-то меня и приметил Вениамин Апостол. Это было счастливое совпадение. Я дожидалась отца, который должен был забрать меня домой, и ревела в три ручья. Апостол увидел меня такой, подошел и спросил: не хочу ли поступить в Институт искусств?
 
Потом на меня обратили внимание режиссеры Харитонов, Ильинский, Чайковский, Сапожник. Это была очень серьезная команда. Они ставили в Кишиневе и Одессе. Спасибо им, они умели хорошо стимулировать интерес.
 
На 3-м курсе мне доверили организацию серьезного мероприятия. Сейчас понимаю, что меня со всех сторон поддерживали, поэтому и получилось. Задумка-то была их, а я – исполнитель. Но они убедили меня, будто это все - я сама.
 
Потом было приглашение сначала во ВГИК, потом в ГИТИС. Я выбрала... семью. А когда ребенок подрос, начала повсюду искать возможность поучиться у хороших мастеров, поездила в Питер, Москву, Бухарест...
 
– Вы знакомы с огромным количеством звезд эстрады. С кем работалось легко, с кем не очень?
 
– Я вообще люблю работать там, где сложно. Очень ценю талантливых людей, готова уступать, хотя обо мне не скажешь, что я мягкохарактерная.
 
Обожала Марию Биешу, хотя сложно с ней работала. Достаточно нелегко было с творческими вечерами Евгения Доги. Люблю «народников», к примеру, Марию Илиуц. Обожаю Нелли Чобану.
 
С Николаем Ботгросом интересно – у него очень высокие требования, что меня устраивает. Я в восторге от методов работы молодого оркестра Адваховых. Хорошо сотрудничалось с «Жоком».
 
Я вообще из той категории людей, которые очень любят тех, с кем работали, потому что в противном случае нет смысла чего-то делать.
 
Из молодых назову Пашу Парфения и Олю Тиру, о которых могу говорить только с восклицательным знаком. И то, что сегодня делает группа Acord, достойно восхищения. Эти двое молодых людей начали работать вживую с симфоническим оркестром, им удалось привнести свежий взгляд в старые произведения. Недавно слышала пару их вещей, исполненных с оркестром Георгия Мусти. Все, кто имеет хороший вкус, это оценили.
 
– Чем, с вашей точки зрения, молдавский шоу-бизнес отличается от румынского, российского и западного?
 
– В нашей стране нет шоу-бизнеса, а есть какие-то начинания, пробования. У нас нет никакой системы, а также учреждения, которое бы занималось молодыми исполнителями, политикой фестивалей. Считаю, толку не будет, пока не будет хорошего менеджмента и кто-то не захочет взяться за дело серьезно, профессионально, но по-доброму.
 
На каком-то этапе рождаются очень талантливые ребята. Я постоянно прошу: дайте мне все, что появляется в городе. Запел – дай, заиграл – дай. Но я наслышана о многих странных вещах, о том, как некоторые попадают на сцену. Не хочется верить, что у нас все продается и покупается за деньги. Так не должно быть.
 
– Какое из мероприятий можете назвать незабываемым?
 
– Думаю, я его еще не сделала. Но очень люблю и неудачные. Отношусь к мероприятиям как к своим детям. Иной раз хочется выделить какое-то одно, но одновременно не желаешь обидеть другие.
 
Пару лет назад была шумная кампания против Панфил в Интернете – из-за мероприятия, которое оказалось политическим. Винили: не стыдно? Я очень честно ответила: «Жалко лишь, что оно могло быть еще лучше, чем получилось».
 
Что-то получилось удачным, что-то – менее. Но всегда есть люди, ради которых я выкладываюсь по полной. Я очень честно отношусь к мероприятиям и людям, с которым работаю. Не кривлю душой. Страшно не люблю в этой жизни половинчатости в честности, дружбе, полуправды, полулюбви. Живу работой и сыновьями.
Олег Дашевский

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Знаком лично с этой удивительной женщиной, восхищаюсь ее талантом, умением управлять большими неординарными коллективами. Это человек, который призван делать людей чуть-чуть счастливее и у нее это получается.Земной ей поклон и большое спасибо.Я далек от ее рода деятельности и как обыватель благодарен за праздники души, организованными Доамной Панфил.