Персона

Между «Здубами» и «Куйбулом»

10.01.2012
{Между «Здубами» и «Куйбулом»} Молдавские Ведомости
 
- Лет пять назад, когда «Куйбул» переживал этап затишья, ты говорил о том, что публика не оценила ваши жанровые эксперименты, буржуазную эстетику. Последние годы «Куйбул» вновь активно работает. Вы нашли путь, как приблизиться к слушателю?

- Все не так просто. У меня сейчас смешанные ощущения. После прошедшего в декабре юбилейного концерта все поздравляют, потому что получилось событие. И вроде все как двадцать лет назад: люди те же, связь с ними чувствуешь, радостное «привет» на встречное «привет» такое, будто только вчера последний раз болтали… Это такие тонкие материи особого настроения, жизненного аромата, но… Это иллюзия! Все поменялось. А потому в итоге событие произошло, поднялись огромные волны, они разносятся во все стороны, но… ни обо что не ударяются. Я хотел бы думать иначе, но все же «Куйбул» - это, скорее, голубая мечта.

- Почему?

- Потому что жизнь группы – это не только творчество, репетиции, съемки клипов, но и отработка творческого этапа. У нас не ломится график от предложений, события развиваются достаточно спокойно. У «Здубов» совершенно другая ситуация: у них поток жизни такой бурный, что здесь, в Молдове, его слабо себе представляют. В этом я нахожу баланс. Но кроме меня есть другие люди в группе. И все они – великолепные музыканты, которые хотят понять, что мы делаем дальше. Я им предложил свой план, и в ближайшее время мы должны принять какое-то решение. Нас помнят, нас любят, но ситуация вокруг в корне изменилась.

- В чем именно?

- В начале 90-х сложились идеальные условия - рок-н-ролл был интересен как таковой. Сейчас необходимо себя продвигать. И если раньше самым главным средством продвижения считалось радио или телевидение, то сейчас они стремительно теряют свой ресурс. Люди сегодня хотят получать удовольствие персонифицированно, здесь и сейчас. А мы, по сути, в состоянии молодой группы, которой нужно завоевывать слушателя по новой.
 
И второй момент: сегодня концерт любой звезды для фанатов - реальность! Концерт Ленни Кравитца сегодня может пройти, если не в Кишиневе, то в Одессе или в Киеве, и если, условно говоря, Ленни Кравитц - наш конкурент, то мы уже проиграли. И что тогда нам остается? Нам остается признаться самим себе, насколько мы любим то, что мы делаем. Потому что есть и другой вариант: назвать то, что мы делаем, своим хобби, которым тоже вполне можно серьезно и с душой заниматься, но оно остается хобби… 
 
- Игорь, а в самом деле, ты же прекрасно в себе сочетаешь творческого человека и прагматичного коммерсанта. Почему бы тебе не продвигать «Куйбул»?

- «Куйбул» можно было продвигать, но не сейчас, когда мы уже оторваны от России, да и конкуренция колоссальная. Я сейчас понимаю, что нужно было делать тогда. Золотой час – это время на начальной стадии развития. Я его тратил не на «Куйбул».
 
С другой стороны, я понимаю: это жизнь, все складывалось своим путем, и этот путь тоже интересен, грех жаловаться. Сейчас я веду переговоры с девушкой, которая работала пресс-атташе «Ночных снайперов»: мне нужен человек, который сможет представлять группу на русскоязычном рынке…
 
Каждый должен заниматься своим делом. Потому что я лично оказался в той ситуации, когда я сам себе организовывал процесс. 24 часа в сутки постоянного напряжения. И вот тогда мозг взрывается! Я специально поехал в Калифорнию: мне было интересно посмотреть, как работает эта аудио - и киноиндустрия. Они создали себе там творческий рай, который живет на коммерческой основе. Производство рок-н-ролла, по сути, - то же производство кондиционеров, чего угодно. Есть процесс, в котором каждый – профессионал, и прекрасно знает свое дело. И вот в таких условиях можно расслабиться. Там артисты как дети, живут, ни о чем не заботясь. Они собираются, концентрируются только перед выходом на концертную или съемочную площадку.

Самый большой мой успех в том, что я привел группу «Здоб ши Здуб» в правильный режим работы, если говорить об их деятельности на Западе. Есть немецкая компания, с которой подписан контракт; каждый знает, что делает, я занимаюсь исключительно менеджментом. А артисты находятся в жесткой структурированной системе. Но они знают, что с ними будет завтра, и какой концерт у них через полгода.

- Может, вопрос не вполне корректный, но есть мнение, что «Здубы» существуют до сих пор только благодаря тому, что ты «обложил» их жесткими контрактными обязательствами.

- Правильнее будет сказать, что вокруг них я пытался создать ситуацию таким образом, чтобы ничего не распадалось, и им же от этого легче и проще. И что касается человеческого фактора, то вряд ли один состоялся бы без другого – у каждого свой яркий талант, один поет, другой пишет музыку, третий играет на трубе так, как никто в этих краях не играет балканскую музыку, и так далее… Я годами подбирал лучших музыкантов в Zdob si Zdub, и если выпадет один из них, это станет потерей для группы. 
Что касается всяческих слухов об эксплуатации, то на самом деле в рок-н-ролле всегда есть некоторая нестабильность. Концерт концерту рознь. Все достойно зарабатывают. Другое дело, что я не могу научить рационально распоряжаться собственными гонорарами – коммерческой жилки не хватает, все живут сегодняшним днем. В общем, нюансов хватает (смеется).   

- Ясно, что ты, будучи творческим лидером в «Куйбуле», не можешь заниматься его менеджментом. С другой стороны, прекрасный опыт импресарио «Здубов», по идее, должен вызвать желание взяться и за другие проекты, разве нет?

- У меня работы хватает, и я не ищу намеренно таланты. Но если увижу кого-то, кто снесет башню, я, конечно, попробую – я в этом плане азартный человек.
 
У меня случались эксперименты. Я взялся за Викторию Маху, собрал для нее группу, спродюсировал альбом, снял несколько клипов и заключил контракт на ее продвижение в Румынии. Но я не учел женский фактор, такой, как желание выйти замуж за иностранца и сбежать в цивилизованную Европу. Это был горький опыт, который я осмыслил.
 
Как вариант в Молдове возник такой нестандартный персонаж - Саша Богнибов. Мы полгода общаемся, но… у него столько внутренних переживаний, он сидит, сам в себе, этакий маленький непризнанный гений. В общем, человек просто не готов…

И третий вариант, который я рассматриваю как некий стратегический ход. Дело в том, что хотя я наполовину молдаванин, румынский язык знаю, но он у меня явно не для эфира. Тот язык, диалект, на котором поют «Здубы», хорош в их этностилистике, но не подойдет для песен «Куйбула». Я русскоязычный автор, но мне хотелось бы попробовать продвигать нашу музыку в Румынии. Тем более что нас там еще помнят, знают. Можно адаптировать песни. Я готов пожертвовать должностью фронтмена ради румыноязычной солистки, которая готова «порвать» всех со сцены. Так что, готов рассмотреть все интересные предложения… 
Инна Желтова

Комментарии (0) Добавить комментарии