N13 семьи Назарко
02.03.2012
В семье погибшего во время приднестровского конфликта бельчанина, старшего лейтенанта Валерия Назарко, война прошла через три поколения. Его отец - Филипп Назарко, служил в двух армиях. Вначале был мобилизован в румынскую, а в 1941 году – в советскую. Прошел всю войну, победу встретил в Германии, под Одером. В последние дни был ранен и получил инвалидность первой группы. Вернулся в родное село Маркауцы Бричанского района, где и прожил все последующие годы. Женился на односельчанке, а когда родился сын Валерий, вряд ли мог предположить, что на его долю тоже выпадут военные испытания.
Валерий Назарко не собирался быть военным. После окончания школы выбрал мирную специальность инженера–механика и поступил в Кишиневский сельскохозяйственный институт. В 1978 году вместе с молодой женой приехал работать в село Маркауцы, а в начале восьмидесятых перебрался в Бельцы. Здесь работал на железной дороге, в строительной организации, на заводе «Сельмаш». В семье родились двое детей: дочь Алена и сын Юрий.
17 мая 1992 года Валерия Назарко мобилизовали в Национальную армию и отправили служить в только что созданную Первую мотопехотную бригаду. Вспоминать военные навыки, полученные на институтской военной кафедре, заново учиться стрелять и управлять военной техникой пришлось совсем недолго. Уже через месяц, 19 июня, замкомандира второй роты первого батальона Первой мотопехотной бригады Валерий Назарко вместе с товарищами по оружию был отправлен по тревоге в Бендеры. Первый бой оказался для молодого офицера и последним.
На протяжении полутора лет родные не знали, что случилось с Валерием. Две женщины, две Марии, сестра и жена офицера обивали пороги министерств и военных ведомств, встречались с руководителями разных рангов, сослуживцами мужа и брата в надежде найти ответы на вопросы: Что произошло? Куда пропал Валерий?
После того как поняли, что здесь никто помочь не сможет, решили поехать на территорию Приднестровья и обратиться за помощью к командованию миротворческими силами.
«Нас проводили в кабинет и предложили посмотреть фотографии неопознанных погибших. Их было много, сотни. На них - военные, женщины, старики, дети. Среди них мы нашли и Валеру», - рассказывает Мария, сестра погибшего воина.
Позднее выяснилось, что он был захоронен вместе с еще 18 погибшими защитниками Приднестровья на Аллее Героев Борисовского кладбища в Тирасполе со всеми воинскими почестями - как неизвестный герой под N13.
Приднестровские власти разрешили эксгумацию. «Нас было несколько женщин, искавших своих сыновей и мужей в могилах. Они воевали друг против друга, а лежали рядом. Мы ощущали ненависть матерей, потерявших детей. Мне хотелось кричать так, чтобы услышали и в Кишиневе, и в Тирасполе. Это огромное горе для всех, кто нашел своих родных мертвыми», - с грустью рассказывает Мария.
В октябре 1993 года погибший офицер «вернулся» домой. Его перезахоронили на бельцком кладбище. Государство присвоило Валерию Назарко посмертно воинское звание капитана, а через год наградило орденом «Штефан чел Маре». Офицерскую пенсию на двоих малолетних детей вдове получить так и не удалось. Все годы семье выплачивали пенсию по потере кормильца.
Вдова и сестра офицера много ездили по селам в поисках сослуживцев Валерия Назарко и хоть какой-то информации о последних часах его жизни. Собирали отдельные воспоминания, сравнивали с тем, что удалось узнать в миротворческих силах. В результате сложилась приблизительная картина происходивших событий.
19 июня на помощь бендерскому городскому отделу внутренних дел милиции были срочно отправлены 230 солдат и офицеров, а 20 июня еще 195 военнослужащих Первой мотопехотной бригады из Бельц. В ночь с 19 на 20 июня начался обстрел со стороны Бендерской крепости. Старший лейтенант Назарко был ранен в ногу и покинул БПМ, она была взорвана. Затем офицер получил еще одно ранение и остался лежать на поле битвы. Ночью мародеры, которые впоследствии были задержаны миротворческими силами и признались в преступлении, ограбили раненого бойца, взяв у него офицерскую сумку с документами, обручальное кольцо и пистолет. Можно предположить, что Валерий погиб от того, что ему не была оказана своевременная медицинская помощь или от ранений, несовместимых с жизнью.
Ему было 37 лет. Родные по-прежнему ищут тех, кто мог бы прояснить обстоятельства гибели офицера.
«У меня была мысль написать в программу «Жди меня». Может там помогут найти хоть кого-то, кто знает, что произошло с братом. Мама уже старенькая и очень хотела бы знать, как погиб наш Валера», - признается Мария.
Вдова погибшего воина сохранила верность и память о нем. Тяжело поднимала детей, много работала и рано ушла из жизни. Ее сын Юрий остался круглым сиротой, и, окончив лицей, решил продолжить воинские традиции семьи.
В институте им. Штефана чел Маре учился с интересом. При распределении шел пятым и попал на единственное вакантное место в Первой мотопехотной бригаде. Той самой, в которую почти 20 лет назад был призван его отец.
Юрий Назарко стал связистом. Каждый день он проходит мимо мемориальной доски, на которой навечно занесены имена двух погибших офицеров: капитанов Назарко и Макарюка.
В Первой мотопехотной бригаде есть уголок погибших героев, их кровати и тумбочки бережно сохранены, а каждая поверка в первом батальоне вот уже 20 лет начинается с фамилии Назарко. Это ко многому обязывает лейтенанта Юрия Назарко.
«Конечно, я горжусь своим отцом. Когда он ушел служить, я был еще маленьким и совсем его не помню. Всю жизнь мне его не хватало. Не хватает и сейчас», - с горечью говорит Юрий.
В конце февраля этого года молодого лейтенанта отправили в годовую командировку в миротворческие силы. Он, как и его отец, будет теперь служить на территории, непосредственно примыкающей к приднестровской. Дома будут ждать жена и совсем еще маленький сын Максим. Как надеется Юрий, в будущем - тоже офицер.
Нелли а Вы не смотрели по вот этому адресу: http:artofwar.ruiiwan_dtext_0280.shtml и там есть фотография поминального креста и вот такой текст "Этот поминальный крест стоит на месте гибели старшего лейтенанта молдавской армии Валерия Филипповича Назарко N 192 в молдавском списке потерь. Странная и горькая судьба смутных времен. Служить великой стране, остаться после е распада в одном из е лоскутов, после чего по вине доморощенной правящнй клики погибнуть в войне против собственного народа... Молдавский список погибших не отражает даты и обстоятельств его гибели, но зато их указывает этот крест, стоящий у Бендерской крепости, в тридцати шагах от памятника доблестным предкам русского Подольского пехотного полка. Почти наверняка Валерий Назарко был в составе той молдавской колонны, что была разгромлена у этого памятника пробравшимися в Бендерскую крепость бойцами батальона Костенко."
ОНИ ЖДУТ КОГДА ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ ПЕРЕЙДЕТ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДНЕСТР, И ТОГДА ТЫСЯЧА ПРЕВРАТИТСЯ В МИЛЛИОНЫ. ИСТОРИЯ ЭТУ СТРАНУ НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛА. ГОВОРЮ РУМЫНИЯ ПОТОМУ ЧТО ОТТУДА ВСЕ БЕДЫ ДЛЯ МОЛДОВЫ.