Персона

Не доверяясь «автопилоту»

10.06.2011
{Не доверяясь «автопилоту»} Молдавские Ведомости
 
- Роман, однажды прочла цитату одного фотографа: «Все снимают приблизительно одинаково, разница лишь в соотношении хороших кадров к неудачным, а дальше успех того или иного автора зависит от того, как себя он продвигает».
 
- Нет, не так. В любой профессии есть талантливые люди и неталантливые. Да, у любого могут получиться случайно пару прикольных снимков, но он-то их, скорее всего, и не заметит. Для обывателя, конечно, все равно, как это исполнено – он оценивает на уровне «модной картинки». Например, девочка у дерева – это круто. Тот, кто разбирается в теме, прекрасно отличает хорошего фотографа от плохого. В Молдове, к сожалению, нет фотографов, занимающихся фотоискусством, и я не исключение.
 
Что касается продвижения, то оно скорее актуально в коммерческой фотографии. И в этом жанре, наверное, тот, кто умеет цветисто рассказывать о своих работах, скорее придет к успеху, в отличие от более одаренного коллеги, но не способного себя преподнести широкой публике. Но время все расставляет по своим местам.
 
- Пленка «отсеивала» любителей. «Цифра» позволила взять фотоаппарат в руки огромному количеству людей и заявить им, что они – фотографы. Давай пофантазируем: если бы не появись цифровые технологии, что было бы сегодня с тобой?
 
- Все то же! Когда я учился в Московской академии, «цифры» еще не было. Мы снимали на слайды. И у меня есть пленочный аппарат.
 
Возможно, не будь цифровой техники, было бы даже проще работать. Сейчас народ очень избалован: заказчик хочет тысячи кадров: и так, и сяк, и эдак, чтобы было из чего выбирать.
 
По большому счету неважно «цифра» это или пленка: через 10 лет будет цениться то же самое, что во все времена существования фотографии – классический портрет. И вопрос, насколько талантливо он сделан, упирается вовсе не в умение владеть фотошопом.
 
Споры по поводу фотошопа, кстати, утихают по мере того, как те, кто еще недавно им возмущался, успешно освоил программу. Фотошоп – вспомогательное средство, его должно быть в меру.
 
И потом, почему ты думаешь, что до фотошопа ничего не было? Во всю использовали ретушь: небо темнее для трагичности, трава зеленее для яркости и так далее…
 
- Я знаю, что свадебная фотография из всех жанров сегодня – самая прибыльная. Скажи честно: если бы не высокие гонорары за свадьбу, ты бы отказался от нее как от вида работы?
 
- Я люблю этот жанр, на всех свадьбах получаю удовольствие и максимально выкладываюсь, даже если что-то идет не так.
 
Ведь как бывает? Пришел вроде нормальный заказчик, и продуман сценарий, и, кажется, есть взаимопонимание, но уже на месте становится ясно: ошибся. Тебя заказали, потому что много о тебе слышали, но на самом деле то, что ты делаешь, никак не пересекается с их представлением о красивой свадебной фотосессии.
 
Я никогда не давал объявлений о том, что снимаю свадьбы. Ко мне обратилась первая моя пара в 2005 году, когда я уже был довольно раскручен. Они подошли очень деликатно, мол, нам очень нравятся ваши работы, не обидитесь ли вы, Роман, если мы вас попросим, не слишком ли для вас это унизительно?... Я ответил: «Это моя первая свадьба, нет опыта, но если вы мне доверяете, то почему нет? Что низкого для меня в вашем предложении?»    
 
Я понимаю, откуда это «унизительно». Еще до недавнего времени свадьба была для фотографа халтуркой, для кого-то – и до сих пор.
 
А мне действительно интересно, и если за это еще деньги платят, вообще замечательно.
 
Но деньги – не определяющий фактор. Я вполне достаточно зарабатываю для того, чтобы позволить себе отказаться от свадеб. Могу работать без денег, но тогда я должен взамен получить интересную идею, интересное место.
Я не хочу снимать свадьбы до конца жизни. Во-первых, у нас не так много интересных пар. Во-вторых, это серьезные нагрузки.
 
- Ты в твоей школе кого воспитываешь? Достойных коллег или некое сообщество людей, которые учатся разбираться в искусстве фотографии?
 
- Я никого не воспитываю, и уж тем более я не думаю о том, что я воспитываю себе конкурентов. Я помогаю людям, которые хотят чему-то научиться.
 
За два года вокруг школы образовался некий костяк. Можно сказать и так: я организовал свой клан, в котором я всех уважаю, меня все уважают, мы друг друга любим, нам интересно общаться.
 
- Пару лет назад я тебе задавала вопрос, не хочется ли от статичной фотографии перейти к движущейся картинке. Ты ответил, что фотограф и оператор – это разные профессии. Взгляды не изменились?
 
- Конечно, разные. Но я не говорил о том, что мне это совсем не интересно. Я всегда думал о видеоряде. Просто раньше профессиональную камеру было недостать, а снимать на любительскую не хотелось, потому что мне интересна именно киношная картинка. Сейчас появились фотоаппараты, которые снимают и видео. Поэтому я в стадии самообучения. Вот снял, как мы собираем «Жука».
 
- Что за «Жук»?
 
- Давно хотел сделать прикольную ретромашинку. Думал старый, горбатый «Запорожец» взять, но мне подсказали, что восстанавливать любую ретро-машину стоит приблизительно одних и тех же денег. А «Жук» - это все-таки особая машинка.
 
И она оказалась совсем рядом - в гараже у знакомого. Вот сейчас его восстанавливают.
 
У него есть свой блог в «ЖЖ», и я снимаю видео про него. Как снимать, я приблизительно представляю, сейчас осваиваю вторую, совсем незнакомую мне часть процесса – монтаж.
 
Кстати, в школе я сейчас запускаю видеокурсы.  
 
- В бешеном ритме расписанной на месяцы вперед жизни остается ли время на то, чтобы к чему-то присмотреться, заметить, загореться? Что, когда и как может тебя вдохновить?
 
- Для этого не нужны специальные паузы. Иногда достаточно бросить взгляд на город из окна кабинета. Где-то чем-то на тебя дыхнуло, кто-то обронил фразу, что-то нечаянно подглядел – и в голове вспыхнула картинка. Главное – остановиться и записать, иначе потом точно забудется.
 
- Одна художница, рассуждая о творчестве, говорила, что энергия дается в определенном количестве, и когда ты работаешь за пределами возможностей, то рождаются имитации. Тебе это знакомо?
 
- Конечно. И как только я это чувствую, я начинаю меньше работать в этом направлении. Скажем, много свадеб, и вот я снимаю очередную и не могу вспомнить, а что я там придумал на предыдущей, а потом еще и смотрю отснятое и чувствую, что нет, не то, не так…
 
Тогда я поднимаю цену, чтобы отсечь часть желающих. И хотя я ограничиваю себя в деньгах, выхожу из состояния «автопилота».
 
Вообще, я сейчас стал меньше снимать. Потому что начал пересматривать какие-то взгляды… Мне уже, например, неинтересны спонтанные фотосессии, когда в голову стукнуло, сели в машину – и вперед… Хочется чего-то более сложного, каких-то продуманных идей…
Инна Желтова

Комментарии (0) Добавить комментарии