Персона

О политиках, любви к родине и фильме про Воронина

06.12.2011
{О политиках, любви к родине и фильме про Воронина} Молдавские Ведомости
 
- Григорий Иванович, многих удивляло, что вас, человека с выражено активной жизненной позицией, не было видно в политике. Но недавно ваше имя появилось в списке сопредседателей нового политического формирования. Как это расценивать?
 
- Я действительно ни в какие партии до сих пор не вступал, хотя не раз и упорно приглашали. Я до сих пор храню билет члена КПСС. Не потому, что фанат – убеждения меняются, и это естественный процесс. Учение-то правильное, Маркс с Энгельсом описали то, что делается сейчас в капиталистическом мире. Но вот решил вернуться к политике - потому что мы все дошли до того состояния, когда дальше некуда.
 
- Но выбрали новую партию…
 
- Я не вижу у нас ни одной партии, чья деятельность зиждилась бы на любви к Родине. У нас вообще почему-то никто из них об этой любви не говорит. Другие цели и задачи. Еще одна проблема – в Молдове около сорока партий, но по сути, это не объединения единомышленников, а вожди под определенными знаменами в сопровождении свиты.
 
А вот у нас лидера нет. Есть пять сопредседателей. И если партия не войдет в парламент, то они уйдут в отставку. А еще у нас - никаких олигархов.
 
- Без олигархов сложно. Они дают деньги.
 
- Это опасное дело, когда они у власти. Чего они могут хотеть для людей? У них нет родины – у них есть свои частные интересы.
 
- На что вы тогда рассчитываете?
 
- На сознательность. Тем более, ладно, если бы я один был такой недовольный… Но нас же недовольных много - процентов девяносто населения. Просто кто-то молчит, кто-то смирился. А кто-то пытается изменить ситуацию.
 
- Григорий Иванович, от одного из наших бизнесменов услышала наводящую на раздумья фразу: все дело в ментальности, молдаване – люди кланов, им вовсе неинтересно, что происходит в соседнем селе, и еще менее интересно, что происходит со всем государством. И в самом деле, почему у нас практически нет лидеров-государственников?
 
- Нация тут ни при чем. Я вообще не понимаю разделения по национальностям. Есть порядочные люди и непорядочные.
 
Когда я работал на государственных постах, каждому из руководителей ставилась задача – иметь свой резерв кадров. Со времен развала Союза принцип назначения на должности совершенно не понятен. Вот, например, Мирча Друк стал премьером: но ведь он не имел до того ни одного подчиненного, какой из него руководитель?
 
Другая проблема: у нас же назначают на полгода – год. Какие желания возникают в условиях, если ты понимаешь, что пришел временно? А вокруг коррупция, жуткий бюрократизм в чиновничьем аппарате! Конечно, нет ответственности.
 
- В вашем послужном списке весьма ответственные посты. А были легкие участки? Или такие, на которых вам было скучно?
 
- Скучно?! Никогда!!! Я не накапливаю сил – я трачу все и сразу. И где бы я ни работал, я начинал искренне верить, что мой участок – самый важный для республики. А вот самый яркий период для меня настал, когда я возглавил Министерство культуры.
 
- Многие до сих пор говорят, что вы были самым лучшим министром культуры. Как вы думаете, почему?
 
- Наверное, потому, что я никому не мешал. Например, никогда не позволял себе критики во время работы репертуарной комиссии. Я мог искренне сказать: «Мне это не нравится», но это не было поводом завернуть чье-то произведение. 
 
Думаю, для руководителя ведомства самое главное – быть хорошим организатором. Я подумал: культура – то, что финансируется по остаточному принципу, со всеми вытекающими последствиями. И я занялся укреплением материальной базы. В аппарате министерства в очереди на квартиру стояли по 16 лет! Надо было решать проблему. Или другое: в ДК, клубах не было музыкальных инструментов. Получали по три-четыре комплекта духовых инструментов в год – ну что это для Молдавии? А я за год практически обеспечил инструментами всю духовые оркестры республики.  
 
- Одно из главных обвинений в адрес советских руководителей культуры – то, что подавили национальную творческую интеллигенцию.
 
- Я не помню, чтобы были циркуляры, которые запрещали бы петь или писать на каком-то языке. Но существовала тенденция: если, скажем, концерт посвящался 7 ноября, то выступали коллективы всех национальностей. Все зависело от тематики. Конечно, акцент был на патриотической или военной. И, знаете - все это звучало несравнимо лучше, чем нынешнее «чем выше интеллект, тем ниже поцелуи»…
 
Культура, как и медицина, стала ярко выраженным бизнесом. Что не приносит дохода, то и чахнет. Я встретился с директором Художественного музея, спрашиваю: «Что так долго ремонтируешь? А он отвечает: «Мне нужно минимум 50 млн леев, а мне дают по 2 млн в год».
 
Бюджет современной Молдовы составляет одну седьмую из того, что тратилось на республику во времена СССР. Почему? Что не так? Получили независимость, все, к чему стремились. Почему тогда так плохо? Я не хочу переходить на личности, поэтому лучше промолчу.   
 
 - Человеку, который был причастен к созиданию, непросто наблюдать, как все вокруг рушится.
 
- Тяжело. Особенно, когда в село приезжаю, а там молодежи нет, пусто, дома десятками заколочены, поля, поросшие многолетним бурьяном… И эта земля считалась когда-то самой плодородной в Советском Союзе.
 
- Почему вы не уехали?
 
- У меня были десятки предложений. Канада, США, Европа, СНГ… Но я считаю, что человек должен дышать тем воздухом, к которому он привык с детства. Я за границей через три-четыре дня начинаю скучать по дому.
 
Я стараюсь абстрагироваться от того, что здесь происходит. Много работаю, активно занимаюсь большим теннисом, рыбалкой увлекаюсь, встречаюсь с друзьями. К слову, их круг сформировался давно, и я ими дорожу.
 
- А зачем вам понадобилась своя киностудия? Амбиции?
 
- Душевная потребность. Может, слишком громко звучит, но… Начало 90-х, полная разруха, ступор. Ко мне обращались артисты с одной просьбой, с другой… И я подумал: надо же как-то работу им дать? Моя кинокомпания сняла шесть художественных фильмов, где в главных ролях играли Дуров, Джигарханян, Волков, Сидихин, Ливанов, Рутберг, Гафт, Белохвостикова. Все остальные актеры были из наших, и съемочная группа тоже была наша.
 
Не скажу, что речь шла о большом бизнесе. Сейчас у меня лежат 15 сценариев, но нет продюсера, а свои деньги уже закончились. Единственное, что мы продолжаем снимать – цикл документальных фильмов «История в лицах». Мы сняли фильм о генерале А. Лебеде, И. Бодюле, о бывшем председателе Совета Министров П. А. Паскаре, о П.К. Лучинском. Сейчас в работе материал о Мирче Снегуре.
 
- Фильм о Бодюле вызвал самую бурную реакцию. Слышу ее отголоски до сих пор, хотя уже лет пять прошло.
 
- Я ожидал такой реакции. Вообще, сложно снимать документальное кино о живом человеке. Мы поставили Ивану Ивановичу условие, что не покажем смонтированный материал до премьеры, но в конечном итоге ему понравилось. А вот его дочерям – нет.
 
Старая гвардия ругалась на то, что мы недопоказали масштаб личности. А те, кто представляет сегодняшнее поколение, возмущались, что герой получился слишком хороший. Что ж, мы не претендовали на шедевр, а просто хотели показать, как оно было.  
 
- По какому принципу отбираете героев фильмов?
 
- Личные симпатии или антипатии не имеют значения. У меня нет теплых отношений с Юрием Рошкой, и я давно не общаюсь с Владимиром Ворониным. Но мы снимем о них кино, даже если они не дадут согласия. Исключительно с точки зрения значимости в истории страны.
Инна Желтова

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    Григорий Такие материалы должны быть только делом рук "желтовых".Клянусь тебе , мне было бы терпимее читать интервью с Лаврентием Павловичем , но только не с тобой.Оставайся лучше в подполие . Ты так хорошо там смотрелся .

  • x

    Мужественное , благородное лицо ...и то , что его уважают люди которые с ним работали , о многом говорит ...

  • x

    почему бы это от портрета так тянет запахом трупного разложения...?

  • x

    мальчик,это тебя не было в МолдовеВышел Григорий Иванович,не вытерпел.Знакомьтесь,молоднякКошелек Лучинского,его же черный кардинал,прихватизатор Банка де Економий за 2 пустые бумажкиа ля Чубайси привет,Цопа.Укравший НИТ у Бернщтейна,создатель и председатель Нефтегазгруп и ПетролбанкЕврокредити многое другое.Забыли учереди в Банка де Економий по 3-5 часов-продано 170 филиалов из 230 по Молдове.а платить могли только там.И кредиты разворованы.И газ за 80 вместо33,как в СНГ.нп в долг.Много чего было.

  • x

    лицемерие - это страшно. Где он был 20 лет? А почему о настоящем бизнесе не слова? А где деньги партии, он был управляющим делами ЦК Компартии Молдавии, когда уничтожили партию, где все, что принадлежало партии? Очень интересно было бы узнать